На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

328 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Климова
    Не интересно,не читайте.Для меня информация представляла интерес,оперу смотрела.Короткая жизнь Ба...
  • Странник
    вероятно это направлено на театралов? с каких пор миртесен стал театральным? или мнение одного театра это важно для в...Короткая жизнь Ба...
  • Bogdan Stupin
    "...Есть и по лучше". И ничего удивительного. Есть даже и ПО ГРАМОТНЕЕ. И не считают это достижением. Так же, как те,...Александр Домогар...

Правила жизни Аполлона Окоёмова

В Театре на Трубной открыли сезон «Красавцем мужчиной» Островского

Комедия «Красавец мужчина» написана драматургом в конце 1882 года, тогда же состоялись премьеры в Малом и Александринском театрах. Но отзывы были негативные, и ставилась пьеса нечасто. Впервые ставят её и в Театре на Трубной («Школа современной пьесы»), и, что особенно важно, с самим Островским у театра это первая встреча. Кроме того, это первая режиссёрская работа Дмитрия Астрахана, назначенного худруком Театра на Трубной 30 июня прошлого года, на этих подмостках. «О постановке «Красавца мужчины» я думал давно, - сказал режиссёр журналистам, - пьеса представляется мне современной и злободневной, на её материале можно порассуждать о том, что же всё-таки превалирует в нашем обществе - понятия морали и нравственности или прагматизм и цинизм, меркантильность?

Обычно «Красавца мужчину» играют как водевиль, но мне захотелось вытащить драматическую сущность конфликта».  

А сущность эта ох, как непроста. Вообразите, Аполлон Окоёмов (Родион Вьюшкин), настоящее олицетворение мужской красоты, за несколько лет проматывает состояние своей жены Зои (Анастасия Акатова), без памяти влюблённой в него, грязнет в долгах и со своим приятелем Лупачёвым (Иван Мамонов) придумывает коварный план, как поправить дела. Для этого надо развестись с женой, представив её в глазах общественности изменщицей, и жениться на богатой вдовушке Сусанне (Татьяна Циренина), которая у них уже на крючке. У аморальных типов на примете и якобы совратитель Зои, забавный парниша Олешунин (Денис Кутузов), с которым её «застанут». Кроткая, милая Зоя, ради спасения своего «красавца», согласна на этот спектакль, в котором, её уверили, всё будет «понарошку». Но злоумышленники не учли того обстоятельства, что у Зои и Сусанны есть общий дядюшка – Наум Федотыч Лотохин (Вадим Андреев), который за неимением своих детей, зорко присматривает за молодыми родственницами. И действует не один, а в союзе с сестрой Лупачёва – Сосипатрой (Елена Анисимова), которой давно поперёк горла криминальные делишки братца.  

Спектакль идёт в обстоятельной сценографии Анастасии Глебовой, зритель, пришедший на Островского, видит именно Островского в роскошных костюмах модного дизайнера Дмитрия Логинова. Астрахан не переносит действие в наши дни, но удивительным образом в действиях и словах эмоциональных и раскованных героев узнаём своих современников. Действием объята не только сцена, но, можно сказать, всё пространство зала, на уровне первых мест 7-9 рядов, зрители пишут об этом в отзывах, устроена тайная комната, в которой герои уединяются во время страстных сцен. Нуждается ли Александр Николаевич в такой «обнажёнке», разговор отдельный, но в целом перед нами обещанный «театр-зрелище, ориентированный на зрителя, в котором максимально используются все постановочные средства и, конечно, актёрские таланты».  

В главных ролях дебютируют Родион Вьюшкин и Анастасия Акатова. Вьюшкин - выпускник Щукинского, актер Вахтанговского и Театра сатиры, с этого сезона на сцене Театра на Трубной. Его лучезарный Аполлон, за прототипом которого не надо далеко ходить, увы, актуален, не зря режиссёр выводит на сцену целый отряд молодых красавцев, подражающих «главному» в манере поведения и в умении одеваться, внимательно изучающих правила его жизни. Они одеты и причёсаны одинаково безукоризненно, по последней моде. Шутят, смеются, танцуют под музыку живого оркестра, учатся быть дамскими угодниками, вдруг повезёт, и самый настойчивый, красавчик Жорж, действительно, женится на Аполлинарии (Джульетта Шабанова), которая богата, но годится ему в матери. Никто из последователей Красавца мужчины, не видит этапов его падения, да он и сам до последнего будет метаться от одной миллионерши к другой, высчитывая, где куш побольше. И только в финале, оставшись ни с чем, поймет, что проиграл по-крупному. В трактовке Астрахана, Аполлон любит Зою, тем не менее предаёт её, и это обостряет линию отношений супругов Окоёмовых.  

Анастасия Акатова - одна из ярких звезд российского кинематографа, снявшись в нескольких рейтинговых проектах в начале карьеры, она сумела удержать интерес режиссёров и публики к своей персоне. «Моя героиня добра и непорочна, - говорит о Зое, - она умеет любить и много страдает за свою любовь».

Любительницам таблоидов, смакующих жизнь современных нарциссов и альфонсов, этот спектакль особенно понравится. Впрочем, не только им, Островский с такой глубиной и тонкостью анализирует жизнь «красавцев мужчин», что диву даёшься: пьеса - настоящий учебник для наивных невест всех возрастов и рангов, если, конечно, они способны учиться на чужих ошибках. О красавицах, летящих, как мотыльки, на огонь, в объятья плейбоев, обжигающих крылья, а потом кусающих локти, сокрушаясь о погубленных душах и разорённых имениях, в пьесе немало рассуждают опытные мужчины. Как не рассуждать, когда именно это действо у всех на глазах творится с Зоей, и вразумить «мотылька» нет никакой возможности.

Но - спасибо Сосипатре (с греч. – спасающая) и Лотохину (русское происхождение - умеющий видеть суть вещей и разбираться в самых сложных проблемах), они спасли от бесчестья и разорения Зою, открыли глаза Сусанне, ради кого она намеревалась продать имение. И что же Зоя? Она, конечно, уходит вслед за дядей-спасителем, но, вслушайтесь, что говорит Аполлону: «Постарайтесь, найти в своей душе хоть что-нибудь доброе, честное, и я опять полюблю вас..."  Если ориентироваться на Зою, мораль всё же берёт верх в нашем обществе.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх