Премьеру «Случайные встречи» по Бунину в «Современнике» посвятили Олегу Ефремову
В этом сезоне театр отмечает юбилей Олега Николаевича Ефремова, которому 1 октября 2022 года исполнилось бы 95 лет. Одним из ключевых юбилейных событий стало проведение режиссёрской лаборатории «Хочу как О.Н. (Олег Николаевич, то есть)», которая стартовала несколько месяцев назад.
«Участники лаборатории обратились к наследию Ефремова в момент основания «Современника», - сказал на пресс-брифинге директор театра Юрий Кравец, - когда Олегу Ефремову было 29 лет, и он преподавал в Школе-студии МХАТ. Стремился не только развивать основные постулаты системы Станиславского, но и - быть на одной волне со временем. Ефремов не боялся рисковать. Им руководила вера в уникальный актёрский ансамбль и стремление выражать свой замысел через артиста. Именно эти принципы стали основополагающими на лаборатории «Хочу как О. Н.».В лаборатории приняли участие молодые режиссёры - Гульназ Балпеисова, Сергей Тонышев, Лейла Абуль-аль-Кишек, а также Роман Кочержевский, Антон Морозов, Илья Носоченко. Режиссёры сами выбирали материал и представляли худсовету эскизы будущих спектаклей с участием артистов «Современника». Три эскиза - Сергея Тонышева из Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе и выпускниц Театрального института им. Щукина - Гульназ Балпеисовой из Мастерской Римаса Туминаса и Лейлы Абуль-аль-Кишек (Юрия Ерёмина) были приняты к постановке. Открывается парад премьер лаборатории спектаклем Гульназ Балпеисовой «Случайные встречи».
«Особенность лаборатории «Хочу как О.Н.» заключается в том, - добавил Юрий Кравец, - что она появилась в театре, который начинался как студийный. А студийность подразумевает непрерывную лабораторную работу в компании «единомышленников», как называл соратников Олег Николаевич Ефремов. «Мы все приблизительно одного возраста, - говорил он про ранний «Современник», - формировались в общих исторических условиях, прошли через одинаковые духовные испытания, прожили, в сущности, единую жизнь. Мы одно и то же любим и ненавидим, и потому понимаем друг друга с полуслова». Председатель худсовета Владислав Ветров отметил, что состав режиссёрской лаборатории определился стихийно, но не случайно. «Поиск материала молодыми режиссёрами - важный этап, - сказал он, - выбрать из огромного литературного наследия то, что тебе наиболее дорого, непростая задача. И сейчас мы ждём появления расширенных версий режиссёрских показов, кто-то уже начал репетировать, кто-то на финишной прямой, а Гульназ выпускает премьеру. Надеемся, она обрадует наших зрителей».
Гульназ призналась журналистам, что ей всегда хотелось поработать с артистами «Современника», со времён выпуска из института в 2016-ом. И материал она выбрала сложнейший – рассказы Бунина о любви. В спектакле «Случайные встречи» переплетены тексты из нескольких рассказов писателя, герои которых - люди, оторванные от родины и столкнувшиеся с внезапным чувством любви. Инсценировка сделана по двум новеллам из цикла «Тёмные аллеи» - «В Париже» и «Мадрид», рассказам «Солнечный удар», «Ида» и «Памятный бал», а также по «Окаянным дням», написанным в дневниковом жанре.
«Границы рассказов размыты, - говорит режиссёр, - бунинские персонажи с лёгкостью вторгаются в чужие истории, а разные сюжеты сливаются в один. Место действия – универсальная точка, пристань для встреч и расставаний: то ли ресторан, то ли гостиница, то ли вокзал… Воля случая – вот что объединяет персонажей этой истории. Они, как все мы, выбирают друг друга не случайно. Почему именно он? Почему она? Каждая встреча, из которой прорастает любовь, кажется нам результатом цепочки чудесных совпадений, на самом деле, нет, этот выбор предопределён всем предшествующим ходом жизни… Любовь по Бунину – это всегда короткое замыкание, «случайная встреча», «солнечный удар». Бунин – это всегда повседневность, которая становится поэзией. Самый главный посыл, который открылся мне в работе над спектаклем, - спешите любить. Герои Бунина, как и мы, часто не готовы к такому явлению природы, как любовь, боятся её. Да, любовь - большой риск, это цунами. Но риск гораздо больший - отказать себе в этом чувстве».
Так и хочется сказать – не отказывайте. И постарайтесь ответить утвердительно на «простые» вопросы Ивана Алексеевича: «Неужели вы ещё не знаете, что в семнадцать и в семьдесят лет любят одинаково? Неужели вы ещё не поняли, что любовь и смерть связаны неразрывно?»
«Мне невероятно интересно сочинять с Гульназ спектакль по Бунину, - сказал исполнитель одной из главных ролей з.а. Сергей Юшкевич, - который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословный автор. Но за этой сдержанностью в словах стоит кипение неистовых страстей. Надо искать состояние потерянного человека, который пытается вернуться к прежней жизни. Потому что люди – потеряшки: кого-то выбросили, кого-то забыли, кто-то сам заблудился. Эту симфонию человеческого ужаса Гульназ создаёт ещё и при помощи особого звукового и музыкального ряда: дыхание, оперные арии, скрип стульев, песни Вертинского. Всё это чья-то жизнь…»
Спектакль идёт в сценографии Сергея Австриевского, автор костюмов Анастасия Обыночная, композитор Олег Синкин. В спектакле заняты – Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин, Евгения Курова.
Премьерные показы «Случайных встреч» пройдут на Другой сцене «Современника» 16 и 18 июня. Обратите внимание на малоизвестную песню Вертинского «Наши встречи!» на слова Валентина Кривича, сына поэта Анненского. «Разве можно глазам запретить улыбнуться?» - поёт артист, - Разве стыдно, другую любя,\Подойти и пройти, лишь глазами коснуться\ -
Лишь глазами коснуться тебя...» Как же многое Бунин угадал в жизни людей…
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии