На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

328 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Климова
    Не интересно,не читайте.Для меня информация представляла интерес,оперу смотрела.Короткая жизнь Ба...
  • Странник
    вероятно это направлено на театралов? с каких пор миртесен стал театральным? или мнение одного театра это важно для в...Короткая жизнь Ба...
  • Bogdan Stupin
    "...Есть и по лучше". И ничего удивительного. Есть даже и ПО ГРАМОТНЕЕ. И не считают это достижением. Так же, как те,...Александр Домогар...

Пережить турбулентность…

Гран-при 46 ММКФ вручили криминальному триллеру «Стыд» мексиканца Мигеля Сальгадо

Фестивальная неделя с 19 по 26 апреля пролетела стремительно. Именно так, как предсказал на брифинге президент форума Никита Михалков: Московский международный кинофестиваль проходит турбулентность после ковида и начала специальной военной операции, но не теряет к себе интерес.

На кинопоказах побывало 39 тысяч зрителей, из них 7 тысяч гостей и 1600 журналистов, они посмотрели 240 фильмов из 56 стран. Организаторами замечено, что зритель фестиваля заметно помолодел.

Михалков отметил особенность 46 ММКФ: параллельно на нём проходил фестиваль стран БРИКС. В его конкурсе было семь картин - из России, Китая, Индии, Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Иордании, ЮАР, более 20 фильмов представили во внеконкурсных программах. Судило фильмы жюри в составе актрисы Флоренс Масебе из ЮАР, продюсера Йиргашева Тешоме Амаре из Эфиопии, первой женщины-режиссёра в ОАЭ Найлы Аль-Хаджи и кинокритика Жао Шугуана из Китая под председательством российского продюсера и режиссёра Алексея Пиманова.

Лучшей признали драму о взрослении «Жокей пустыни» Абу Бакра Шоки, созданную в Саудовской Аравией в ко-продукции с Египтом и Иорданией. История братьев Матара и Ганима, живущих в пустыне Саудовской Аравии, снята захватывающе: после несчастного случая младший, Матар, решает принять участие в верблюжьих бегах, чтобы заработать на содержание своей верблюдицы Хофиры. В противостоянии с жестоким владельцем верблюдов Джассером, от которого зависит теперь жизнь его буйволицы, и выковывается характер героя. Награду за лучшую режиссёрскую работу получил также Абу Бакр Шоки. Приза за лучшую женскую роль удостоили Рану Хаттаб - в фильме «Крысиная дыра» Моххамеда Эль-Саммана (Египет), а за лучшую мужскую - Александра Яценко (Россия) в фильме Ильи Маланина «Ненормальный». Спецприз жюри вручён фильму «Шаг к мечте: раз и навсегда» Да Пэна (Китай).

Фестиваль стран БРИКС отличала обширная деловая программа, на которой обсудили особенности национальной кинематографии и дистрибуции, права интеллектуальной собственности, а также то, способствуют ли фестивали продвижению картин на мировой кинорынок. Что важно, участники пообщались на предмет ко-продукции с российскими продюсерами. Также Михалков поделился новостью: в следующем году на фестивале будут вручать премию Евразийской академии (с участием Китая и Индии), нацеленную на защиту нравственных интересов.

Что касается фильмов основного конкурса ММКФ, Михалков отметил отсутствие общего лейтмотива, по сравнению с прошлым годом. «Фильмы разнообразны, - сказал он, - программный директор фестиваля Иван Кудрявцев и его команда подобрали отличные картины». Помимо конкурсных программ – основного конкурса, документального кино, «Русских премьер» и конкурса короткометражного кино, зрителям было представлено двадцать различных программ. Немалым спросом пользовались «Спецпоказы», «Свободная мысль», «Фестивальный коктейль», «Блокбастеры народов мира», а также «Путь в тысячу ли», «Дикие ночи», «Ешь, пей, люби, мечтай».

В основном конкурсе участвовали десять картин – из Сербии, Румынии, Германии, Турции, Ирана, Мексики, Бангладеш, в том числе, одна – «Пришелец» - из России. Выявить лейтмотив, действительно, сложно, не будет ошибкой сказать, что почти все фильмы – как раны на теле стран, которые очень болят, а то и исходят кровью. Судите сами, сербский «Лесной царь», который продюсировал Милош Бикович, глазами ребёнка показывает бомбёжки Белграда в 1999 году, румынский «21 рубин» - напряжённую политическую ситуацию в конце 2022 года, также связанную с американцами. Немецкий «Шлимазл» столкнет вас с надзирательницей концлагеря, дожившей до наших дней, мексиканский «Стыд» поднимает проблему засилья наркоторговцев, а в молдавском «Выжить в Мо…» слог «Мо…» может означать не только Москву или Молдавию, но и морг, куда попадает «на работу» обманутый гастарбайтер.

Жюри основного конкурса возглавил исландский режиссёр Фридерик Тор Фридрикссон, под началом которого трудились сербский актёр и режиссёр Радош Байич, турецкий режиссёр Хусейн Карабей, режиссёр и продюсер Гульнара Сарсенова из Казахстана, режиссёр Игорь Волошин и актриса Елена Лядова из России. Церемония закрытия фестиваля год от году становится всё лаконичней, в этом году, в соответствии с этим правилом, её провёл Владимир Вдовиченков.

В конкурсе короткометражного кино было 18 картин и, как всегда, не хватило призов. Так что председатель жюри, режиссёр и общественный деятель из Марокко Абделила Эль Джаухари устно отметил две загадочные картины - «Таксидермист» из Ирана и «Клерк» из Индии. А лучшим фильмом назвали ленту «Партнёры» Хосе Марии Флореса. Фильмы Флореса завораживают не только повествованием, но и способностью воздействовать на подсознание, вот и картина «Партнёры», рассказывающая о семейной паре, неожиданно оказавшейся у места, «вокруг которого собирается толпа», задаёт загадку зрителям, отгадав которую они будут немало удивлены. «Конечно, нам было сложно выбрать одну картину, - сказал Джаухари, - но после долгих обсуждений победителя определили. Фильм потряс нас с точки зрения технического и художественного мастерства».

Председатель жюри конкурса документального кино, один из ведущих африканских документалистов Рехад Десай (ЮАР) отметил общий высокий уровень работ. Как и Джаухари, он отметил устно картины «Мэй» (Китай) - о 70-летней китаянке, пытающейся избавиться от одиночества, и «Я иду домой» (России) – о заместителе командира разведвзвода, потерявшего близких в 2014-ом на Украине, и воюющего нынче за то, чтобы просто иметь возможность «прийти домой». Но победитель, как известно, может быть только один. И «Серебряного Святого Георгия» вручили картине иранца Сэма Калантари «Ладья» - о современном иранском художнике Али Акбаре Садеги, основанной на вольной интерпретации его снов и стихов. В последней работе художника бушует агрессия, и родные пригласили к нему команду психоаналитиков. Наблюдая за тем, как специалисты работают с отцом, избавляя его от депрессии, сыновья стали снимать фильм. Критики сказали, что картина очень смелая, и открывает новые горизонты в кинематографе.

В «Русских премьерах», которые в этом году снизили градус своего участия в фестивале, особого упоминания жюри, в котором под председательством продюсера Александра Акопова работали режиссёр Андрей Зайцев и актриса Татьяна Лютаева, удостоился «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова. Один из организаторов неформального творческого объединения «Митьки», экранизировал свой роман «Евгений Телегин и другие», своеобразно переосмыслив «Евгения Онегина». Действие перенесено в молодёжную среду 80-90х годов прошлого века. На фоне умиротворяющей природы герои увлечены рок-событиями, но главной темой остаётся любовь, которой «все возрасты покорны». В фильме есть свои Татьяна и Ольга, Ленский, и происходит всё на фоне конфликта истинного в искусстве и «жизни с ложным глубокомыслием», полной разочарований.

Приз «Русских премьер» получила «Лгунья» Юлии Трофимовой, экранизация одноимённого израильского бестселлера. Авторы фильма поднимают тему харассмента на русский манер: скучающая 17-летняя Ева, устроившаяся на лето официанткой в кафе, оболгала человека, а на суде призналась в этом. Критики назвали «Лгунью» «образом нашего современного кино, на котором будет расти современное поколение молодёжи», но на фестивале фильм не имел зрительского успеха.

Специальный приз «За необычный подход к кино», или «За бескомпромиссное следование своему концепту», по уточнению члена жюри основного конкурса Игоря Волошина, получил фильм «Нирвана» Асифа Ислама (Бангладеш). По мнению критиков, Асиф Ислам играет на эмоциях зрителей, словно на струнах арфы, и внутри них зреет бунт, именно в таком мире живут герои «Нирваны», радуясь простым моментам, которые многие из нас перестали ценить. Получая приз, режиссёр сказал – «Это луч света для всех независимых художников Бангладеш». Награду за лучшую женскую роль присудили немецкой актрисе Марике Бейкирх за фильм Силке Эндерс «Шлимазл», где она сыграла начинающую фотожурналистку, для которой самым близким человеком внезапно становится бывшая надзирательница концлагеря.

Награду за режиссуру получила режиссёр «Дыхания холода» Низад Азизе Сидиг (Иран). В основе сюжета - взаимоотношения отца (Али Багери) и сына (Иман Седиг). Сын везёт домой отца, отсидевшего 20 лет за убийство его матери. Он мучим жаждой мести, и, в конце концов, невольно осуществляет злодеяние. На протяжении полутора часов на фоне заснеженных гор и реально ощутимого холода на наших глазах разворачивается драма, страшнее которой не может быть. Сын не способен простить отца, считающего, что искупил свою вину, и прорвавшейся ненавистью убивает его. Как всё это совместить и разложить по полочкам людям, родным по крови? Возможно ли это в принципе? Фильм наводит на мысли о правилах института семьи, о положении женщины в исламском обществе: Низад Сидиг задала мучительную загадку своим зрителям. И неслучайно, получая награду, она сказала: «Надеюсь, настанет день, когда люди искусства будут иметь возможность свободно выражать своё мнение, не боясь наказания». Фильм также получил приз зрительских симпатий.

 

«Золотого Святого Георгия» за лучший фильм получил триллер «Стыд» Мигеля Сальгадо (Мексика, Катар). Картина рассказывает о преступном бизнесе, в который, под страхом смерти и издевательств, в Мексике вовлекают людей. По сюжету, двух юных друзей Педро и Лусио, едущих по делам в Мехико, похищают и заставляют вступить в смертельную схватку друг с другом. Побеждает Педро, но с этой минуты он живёт, испытывая мучительный стыд, разрывающий его изнутри. Живя у убитых горем родителей друга, он так и не решается рассказать им правду. Парень, оказавшийся в тисках жизни, обречён, и жизнь его обрывает пуля тех же бандитов… «Мы сняли фильм о серьёзной проблеме, с которой активно борются в Мексике», - сказал режиссёр, получая награду. Хуан Рамон Лопес, сыгравший Педро, получил награду за лучшую мужскую роль.

Приз «За вклад в кинематограф» получил Сергей Урсуляк. Выйдя на сцену, режиссёр поблагодарил организаторов и предложил перефразировать название награды: «Правильнее сказать: «За вклад кинематографа в меня», потому что лучшим, что во мне есть, я обязан великому советскому кинематографу. Не могу не назвать сегодня имена Владимира Мотыля, Сергея Соловьёва, Марлена Хуциева, Армена Медведева, Эльдара Рязанова, Михаила Калика, Владимира Меньшова и многих других. Это были замечательные люди, которые хорошо ко мне относились, и многое мне дали. Хочу поблагодарить людей, с которыми я работал, отдельно поклониться памяти замечательного оператора Миши Суслова. Хочу поблагодарить свою семью».

Спецприз ММКФ «Верю» имени Станиславского получил н.а.Евгений Миронов.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

Картина дня

наверх