С 26 августа по 2 сентября в столице проходит 44 Московский международный кинофестиваль
Каждым своим днём кинофорум подтверждает мысль Никиты Михалкова о том, что «так, как было раньше, никогда не будет», прозвучавшую, как на брифинге, так и на открытии фестиваля. Начать с того, что проводится фестиваль в неурочное время, на рубеже лета и осени, прихватив три дня у венецианской Мостры, и с новой командой молодых.
Ушёл из жизни программный директор ММКФ Кирилл Эмильевич Разлогов, расстались с фестивалем Пётр Шепотинник с его программой «Восемь с половиной» и Андрей Плахов с «Эйфорией». В роли председателя отборочного комитета фестиваля теперь журналист и продюсер Иван Кудрявцев, в состав отборочной комиссии вошли киноведы и кинокритики Евгения Тирдатова, Нина Кочеляева, Егор Москвитин, Григорий Либергал, Сергей Мирошниченко, Надежда Королева, Вадим Рутковский, продюсеры Катерина Михайлова и Анна Шалашина. Их стараниями сохранен премьерный принцип программы основного конкурса, в котором представляют фильмы из Ирана, Румынии, Турции, Сербии, Китая, Франции, а также из Уругвая, Перу, Шри-Ланки.
В основном конкурсе – три российских картины: «Огород» Ларисы Садиловой, «Молодость» режиссёра из Якутии Дмитрия Давыдова и «Верблюжья дуга» Виталия Суслина, автора оригинальной ленты «Голова.Два уха», получившей приз на «Кинотавре». Семь российских картин будут показаны в новом национальном конкурсе «Русские премьеры», о котором уже сказано, что его очень не хватало в программах ММКФ. Жюри «Русских премьер» возглавляет Сергей Урсуляк. В общей сложности от России представлено 35 картин, с учётом того, что и фильм открытия – «Сердце пармы» Антона Мегердичева по роману Алексея Иванова также представляет Россию.
Всего более, чем в 20 программах фестиваля, многие из которых звучат весьма экзотично, - «Тигры и драконы», «Персидские мотивы», «Дикие ночи», представлено более 200 картин – из стран Ближнего Востока, Ирана, Китая, Юго-Восточной Азии - от Аргентины, Бразилии, Перу, США и других стран - до Великобритании, Сербии, Италии, Франции и Индии.
И основной конкурс судит жюри, возглавляемое Евгением Мироновым, ему помогают иранский режиссёр и продюсер Расул Садрамели, российский кинорежиссёр Андрей Кравчук, выпускник операторского факультета ВГИКа Гайк Киракосян, представляющий Турцию и Россию, а также продюсер из ЮАР Танди Дэвидс.
Журналисты открыто выражают свои предпочтения на пресс-конференциях, так, их особого внимания был удостоен турецкий режиссёр Умит Кёрекен за фильм «Надежда». Конечно, без Чехова не обошлось, главный герой фильма 35-летний актёр Умит, играющий в «Чайке» Треплева, переживает не менее сложную драму в отношениях с матерью. В течение двадцати лет он не имел с ней никаких контактов, пока ему не сообщили, что она тяжело больна... Финал у картины открытый, и споры разгорелись прямо у ступеней, ведущих со сцены кинозала, скажу прямо, отменой русской культуры в этом кругу не веяло, режиссёр дал целое интервью журналистам, приправленное горячей любовью к нашему Антону Павловичу, а, значит, и к нам. «В 13 лет на меня очень повлияли пьесы Чехова, - сказал Кёрекен, - и с тех пор русская литература стала неотъемлемой частью моей жизни. «Надежда» – мой второй полнометражный фильм. В процессе написания сценария я как раз вдохновлялся пьесой «Чайка». Фильм, как и пьеса Чехова, построен на отсутствии любви между матерью и сыном». Вопрос – «Кто приехал?» на фестивале не задают. Приехали, в основном, свои или те, для кого русская культура представляет настоящую ценность. Таковых в мире, как показывает реальность, немало. Вдохновенно смотрел зал поэтичную картину Виталия Суслина из Нововоронежа – «Верблюжья дуга»: тем, кто хочет лучше понять русского человека, проходить мимо не рекомендуется. Как и тем, кто хочет понять китайца, - мимо «Путешествия Масторны» Чань Мин Чжи Ляо. Ещё одна поэма о любви к русскому деятелю культуры – Андрею Тарковскому. О трагическом разломе большого мира повествует бангладешский режиссёр Джуборадж Шамим в фильме «Инстинкт», который завораживает зрителя. И просто зовёт за собой иранский фильм «Без предварительной договорённости» Бехруза Шоайби - с чудесной актрисой Пегой Ахангарани.
В этом году на ММКФ иранское кино было представлено как никогда широко - не только во всех конкурсных номинациях и внеконкурсных программах, но и во всех жанрах, кроме анимации. Даже в разных идейно-политических ракурсах, по мнению журналиста Аиды Соболевой, часто бывавшей в Иране, от глубинно апологетического фильма «Без предварительной договорённости» до резко диссидентской короткометражки «Не дыши». «Но все режиссёры, - говорит Соболева, - в равной мере владеют техникой создания кинематографической реальности, всех их объединяет напряжённый интерес к реальной жизни сограждан и желание показать именно её, а не выразить себя на этом фоне. Исключение составляет только фильм «В обратном направлении», где режиссёр Абдолфазл Джалили поставил задачу показать мир глазами подростка, снимающего кино - в результате зрителю трудно понять, где реальная жизнь, а где снимаемые главным героем сцены, где его воспоминания и сны. Такой вот экспериментальный сюрреализм, который все время «обманывал» зрителя и мешал ему сочувствовать юному герою».Кто смотрел эти фильмы, не станет задавать вопрос, почему награду «Верю!» Константин Станиславский» - за покорение вершин актёрского мастерства вручили Константину Хабенскому. Мол, не Джек Николсон же, и в мировом кинематографе не отметился… И Хабенский сделал единственно верный ход - он принял награду «как аванс» за возможный будущий вклад в кинематограф. Придётся вложиться…
Закроет 44 ММКФ картина «Решение уйти» Пака Чхан-ука из Республики Корея, отмеченного наградой за режиссуру в Каннах.
Наша справка
Московский Международный Кинофестиваль - один из старейших в мире. Впервые он проводился в 1935 году, председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Правда, хронология фестиваля отсчитывается с 1959 года, когда он стал регулярным. Актуально, что второе рождение ММКФ произошло в период «оттепели», когда в кино пришли новые режиссёры. Через год кинофорум отметит 65 лет.
Нина Катаева
Кадры из фильмов "Сладкая жизнь", "Верблюжья дуга", "Сердце пармы", "Без предварительной договоренности".
Свежие комментарии