На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

350 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Александров
    И вам можно стоя поаплодировать!Александр Домогар...
  • ООО Радиус
    Статья называется "Что заявил Домогаров о бегстве из России". И где??? Опять Замануха?Александр Домогар...
  • Archi Chester
    А еще можно воздержаться от непрошеных советов, как это делают воспитанные люди. Но это, так, мысли в слух...Александр Домогар...

«Светит, да не греет» - это не о месяце сказано

В Малом театре премьера по малоизвестной пьесе Островского
Ну и умел же наш гений Александр Николаевич Островский названия пьесам из пословиц давать. «Светит, да не греет» – это вовсе не о месяце сказано, а о женщине, не дай бог такую в спутницы жизни заполучить: светить-то будет, а согреть никогда, впридачу ещё холодом обдаст.

Не жизнь, а ад, скажут в народе. Но именно перед таким выбором готов поставить себя герой спектакля «Светит да не греет» старейшего режиссёра Малого театра, н.а. Владимира Бейлиса небогатый землевладелец Борис Борисыч Рабачёв (Дмитрий Кривошеев).

В пьесе значатся два автора – Островский и Николай Соловьёв, по просьбе которого великий драматург переработал его пьесу «Разбитое счастье». Сюжет незамысловат: из Парижа, где провела шесть лет, приезжает помещица Анна Ренёва (Полина Лоран) с целью продать запущенное имение. Эта «барышня» под тридцать, привыкшая к поклонению, не любит скучать и намерена с пользой провести время, пока продаётся имение, тем более, что, гуляя в ночи, она и «объект» присмотрела – того самого Бориса Борисыча, который миловался в саду со своей невестой Олей (Анна Шишкина). Чем не задача соблазнить красавца соседа, когда расклад не совсем в её пользу – бывший поклонник Семён Залешин (Александр Волков) женился и обзавёлся детьми, а остальные очень уж возрастные дяденьки. А с ББ её и познакомить готовы - богач Дерюгин (н.а.Виктор Низовой), он и покупателя на имение ищет. А то, что у Рабачёва есть невеста, которую Ренёва помнит подростком, волнует её меньше всего.

Борис, которого Дерюгин едва не официально определил эскорт-кавалером для помещицы, смутившей всех мужчин в округе, вплоть до развалины Худобаева (н.а.Владимир Дубровский), посмеиваясь, принимает предложения Ренёвой прогуляться по саду, покататься на лодке, спеть под гитару дуэтом. Уж его-то она не расколет, он и от Оли не скрывает, что определён во временные кавалеры. Но тут вмешивается рок, и ББ повержен: после сцены на реке он страстно влюбляется в соседку и твердит ей, что отныне они «связаны навеки». Ренёву это пугает, Борис для неё всего лишь герой интрижки, утром ей уезжать, но весь ужас в том, что сцену в лодке видела Оля, и поутру её хладный труп вытаскивают из реки рыбаки...

ББ прозревает, принародно кается, что он убийца, и через сад мчится к обрыву, с которого «камень-то разбивается вдребезги». Вот такой трагедией заканчивается не характерная для Островского пьеса. А переработал он её капитально. Отвергнув заглавия «Разбитое счастье» и «На родине», Островский сообщил Соловьёву, что, когда автор не может подобрать названия, это значит, что идея пьесы не ясна, сюжет как следует не освещён, и в нём трудно разобраться. Да и само существование пьесы не оправдано: зачем написана, что нового хочет сказать автор? Островский намеревался в корне изменить характеры главных героев, но не сделал этого, так как был занят работой над своей пьесой «Невольницы». Единственное, написал Соловьёву: «Пьесу надо назвать «Светит, да не греет» – Ренёва освещает им их болото, но сама ничего не даёт… При таком плане является контраст, который художественно проводится в пьесе. Завалишин и Озерской (в последней редакции Залешин и Рабачёв. – Ред.) - обоих Ренёва осветила, но не согрела; один, как вялый человек, погрязает в болоте, а другой, как горячий, бросается в омут…» Островский внёс правки в рукописный экземпляр пьесы, более жизненным сделал язык действующих лиц, уделив особое внимание местам, имеющим значение для развертывания сюжета и обрисовки персонажей. Изменил финалы всех пяти действий.

На пресс-показе нам показали отдельные сцены: впечатляет. Неудивительно, что в своё время пьеса потрясла Чехова, и под её влиянием у Антона Павловича родился «Вишневый сад». Ренёва стала Раневской, смешанный сад – вишневым, также много говорилось об усадьбе, отъезде в Париж и т.д. «Светит, да не греет» - это второй спектакль Владимира Бейлиса к 200-летию Островского: в декабре 2022-го он поставил «Горячее сердце», а всего на сцене Малого режиссёром поставлено пять пьес драматурга.

«Светит, да не греет» - пьеса Островского, - сказал Владимир Михайлович, -  чувствуется его гений. Пьеса обжигает, она о людях, об их чувствах, о любви и предательстве. Человек рождается многогранным, и в пьесе видим, как чистых, любящих людей, так и тех, кто уходит от настоящей любви, принимая за любовь страсть, и кончается всё трагично. Это, считайте, драма, хотя две смерти в финале - близко к трагедии. Пьеса написана замечательным языком, она меня сразу зацепила. Малый театр всегда славился спектаклями про человека, про его душу и страдания, и мы стараемся поддерживать эти традиции.

Играют актёры разных поколений, так, Ольге Александровне Чуваевой (Степанида, жена Ильича, дворового человека) 93 года, а Полине Лоран (Ренёва), которая только пришла в театр, 24. Но мы с молодёжью понимали друг друга, у нас была общая сверхзадача, которая пронизывала всех. Конечно, старались сыграть так, чтобы, как говорит наш худрук Юрий Мефодьевич Соломин, за кулисами дежурили две скорых помощи. И, считаю, артисты сыграли блестяще, я ими доволен. Всегда переживаю, как за исполнителей, так и за персонажей, которые выходят на сцену. Мне жаль их всех, тем более, работают мои ученики, Олю играет Аня Шишкина, а Бориса Митя Кривошеев. То, что они делают на сцене, это так тонко, я могу выйти и показать кусочек роли, а они берут целое, и в течение трёх часов тратят часть своей души. У нас и художник замечательный – Мария Утробина, и композитор Кузьма Бодров - сложилось всё.

Меня очень волнует, как воспримут спектакль зрители, особенно молодёжь, вот сейчас наблюдаю за тем, как смотрят «Горячее сердце», и, знаете, очень хорошо принимают, молодёжь тянется к Островскому. Тем более, к юбилею много его спектаклей играли, и все с аншлагами. Иногда говорят – «Ааа, вы ставите пьесы из школьной программы»: ничего подобного, вот «Светит, да не греет» совсем «не школьная» пьеса. Одна из последних у драматурга, напечатана в восьмом томе. Всего Александр Николаевич написал 47 пьес, в Малом театре идут 15. Планирую ещё ставить Островского, также у меня в замыслах ещё один великий наш драматург Леонид Андреев».

Актёров спросила о том, что вдохновляло их в этой необычной пьесе и непривычных ролях, возникали ли ассоциации с другими героями и героинями?

«Анна Ренёва – моя первая главная роль в Малом театре, - сказал Полина Лоран, - а чтобы была драматургия про женщину вообще редкость, и я ставила перед собой задачу не сделать героиню прямолинейно плохой, потому что самое интересное в актёрской профессии - оправдать любого персонажа, у него всегда есть история, почему он стал таким. Идти пыталась от нутра, и, конечно, очень вдохновлял меня и поддерживал наш режиссёр Владимир Михайлович Бейлис. Мы обсуждали с ним, что пьеса «Светит, да не греет» уникальна тем, что актуальна как для старшего поколения, так и для нас, молодых, потому что можем привнести в неё современный взгляд. Ассоциации возникали с Настасьей Филипповной, потому что я её делала. Первоначально про неё и поговорили, а дальше я плясала сама».

«Мне очень понравилась пьеса, когда я её внимательно прочитал, - признался Дмитрий Кривошеев. - Действительно, нетипична для Островского, я привык читать у него про другое и с другими персонажами, а тут психологическая вещь, романтичное произведение с жёстким финалом, с непривычными событиями и поступками. Некоторых градусных сцен я откровенно боялся, да и сейчас боюсь, потому что находить что-то стремишься в себе, а иногда оно не находится или находится не то, но работать стараюсь откровенно. И, как ни странно, с другой стороны, вот эта боязнь найти в себе что-то непривычное, вдохновляет и заставляет работать честно. Для меня пьеса перекликается с произведениями других классиков, например, с «Месяцем в деревне» Тургенева и «Вишневым садом» Чехова. Впечатление такое, что она пошла дальше благодаря тому, что авторы использовали в своих произведениях какие-то куски из неё. То есть, видно, что пьеса «ходила» в кругах драматургов, не просто так возникали все эти совпадения».

На вопрос, бывает ли диссонанс у актёра, если внешне он брутал, а играть приходится слабака, Дмитрий Кривошеев сказал: «Честно говоря, нет, внешность это одно, а внутреннее другое, и когда себя отпускаешь, наружу лезет, в том числе, и твоя слабость. И я не хочу это убирать, если рождается, значит, искренне».

Завершил разговор Владимир Бейлис. «В слабом человеке надо искать силу, - сказал он, -  а в сильном - слабость, - тогда это будет хорошо. Когда слабый человек плачет, мы говорим – мало ли, а когда сильный - это всегда хорошо».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх