Одна из программ Анатолия Полетаева в Доме учёных была посвящена сказочным вальсам и песням
Творческую встречу ведущий начал знаменитыми вальсами - Чайковского из балета «Спящая красавица», «Концертным вальсом» Глазунова и «Вальсом-фантазией» Глинки. Интересны истории создания этих музыкальных произведений, но «Вальсом-фантазией» Глинки дирижировала сама жизнь.
Пушкин и Глинка дружили всю жизнь, познакомившись ещё во времена учёбы, вдохновляли друг друга своим творчеством, и результат этих вдохновений хорошо всем известен: опера «Руслан и Людмила», десять романсов, где они соавторы, и «Вальс-фантазия», к которому Пушкин, казалось бы, не имеет отношения.«Один из романсов Глинки написан на знаменитый стих Пушкина «Я помню чудное мгновенье», - рассказывает Полетаев, - посвящённый Анне Керн, и посвящён, в свою очередь, Екатерине Керн, дочери Анны Петровны. Романтические отношения у композитора и Екатерины завязались, правда, к финальному разрешению не пришли, но Керн-младшей Глинка посвятил и «Вальс-фантазию», музыку, прекрасней которой вряд ли найдём на свете. Глинка написал «Вальс-фантазию» для рояля, множество аранжировщиков пытались писать оркестровки, но композитору они не нравились, и наконец он сам, блестящий аранжировщик, сделал версию, которая широко исполняется. Её сейчас и услышим. Это настоящая, как я говорю, хрустальная ваза, которую нести надо очень осторожно, чтобы не разбить. Все лучшие дирижёры мира играют этот вальс с лучшими оркестрами. «Вальс-фантазия» - настоящая симфония.
С романсом Алексея Шишкина на стихи Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» была целая история. Под аккомпанемент нашего бедненького тогда оркестрика народных инструментов романсы пела солистка Большого театра, впоследствии ставшая народной артисткой СССР, Валентина Левко. Классная дама сама по себе, меццо-сопрано, и вот дело дошло до вальса «Нет, не тебя так пылко я люблю». Она начала петь, но вдруг остановилась и говорит: «Всё не так, я по-другому пою». «Не хотите, не надо, - сказал я, - поехали дальше». Потом она пела другой романс, и я, желая улучшить качество исполнения, сказал, что поёт, как пенсионерка, надо иначе. Она обиделась, но в Швецию с нами поехала. А там, увидев, как принимают «Боян», прониклась ко мне уважением и сказала: «Анатолий Иванович, давайте всё-таки вернёмся к вальсу, который я не захотела петь». Мы порепетировали, и она спела «Нет, не тебя так пылко я люблю». В Москве пела вальс уже в моей аранжировке, а не как привыкла - под три аккорда в оркестре Осипова. Потом попросила прислать клавир, так вальс стал звучать более современно. Я специально взял его в программу, чтобы было понятно, зачем композиторы пересматривают пьесы, написанные в XIII-XVIII веках, и делают аранжировки.
Создатель балалайки и «Великорусского оркестра» Василий Андреев написал Вальс «Фавн», который предлагаю послушать в исполнении народного артиста России Михаила Федотовича Рожкова с ансамблем балалаечников в сопровождении оркестра «Боян». Рожков прожил 99 лет и 11 месяцев. Это был один из лучших балалаечников, настоящий музыкант-боец, фронтовик, который воевал молодым. Тогда была война с немецкими фашистами, сейчас с украинскими нацистами, но смысл один: они наши враги и ненавидят Россию. И закончат, уверен, также, как фашисты в 45-ом».
Конферансье коротко проинтервьюировал Михаила Федотовича: «Вы прошли всю войну с винтовкой и балалайкой, с каким оружием было труднее воевать?» «Все мы, мальчишки, стреляли хорошо из всех видов оружия, - сказал Рожков, - и оно нам здорово пригодилось на войне. Русский дух в нас воспитывали с детства, мы любили всё русское, и вместе со всем народом российским защищали свою Родину в Великой Отечественной войне. А с балалайкой я, действительно, не расставался с первого до последнего дня войны, она мне была нужна. Как-то наш концерт послушал маршал Конев и сказал: «Вот что, ребята, вы грустные мелодии придержите, попозже сыграете, а сейчас дайте весёлые мелодии, чтобы солдат улыбнулся!» И мы, конечно, старались, тем более, представилась возможность повеселиться... На войне свою роль сыграли военные ансамбли, певцы, танцоры, артисты самых разных жанров».
«Вальсы, в зависимости от обстоятельств, бывают грустными и весёлыми, лирическими и драматическими, - продолжает рассказ Полетаев. - «Грустный вальс» был написан финским композитором Яном Сибелиусом в ту пору, когда он был российским подданным, и тоже считается русским. Вальс написан к драме «Смерть» Арвида Ярнефельта, главный герой которой убеждён, что смерти нет. Но на протяжении спектакля хоронит всю свою семью. В первой сцене умирающая мать рассказывает сыну, что видела во сне, как собирается на бал, но, когда сын засыпает, за ней приходит Смерть. Женщина принимает её за умершего мужа, который увлекает её в вальсе. Проснувшись, сын видит, что мать мертва. К этой сцене Сибелиус и написал небольшую пьесу под названием «Грустный вальс», которая обрела необычайную популярность. Драматичная музыка рисует образ человека, который обречён, но из последних сил танцует, стремясь жить, вот такой серьёзный вальс написал Сибелиус».
По контрасту в конце первого отделения Полетаев предлагает послушать «Сказки венского леса» Штрауса - вальс, «полный восторга и благополучия», по его словам. И это правда, слушатели, действительно, окунаются в сказку.
***
У вальса и песни есть общая черта - лиризм, в жанре «вальс-песня» композиторы передают душевность, надежды и мечты. То же самое можно сказать о родстве вальса и романса, их роднит мелодичность, а также единство ритма, лиризм, способность показать душевный мир человека. Во втором отделении слушаем песни, которые помогают людям пережить трудные времена. Полетаев вспоминает, как в феврале 1969 года оркестр «Боян», состоявший из восьми человек, гастролировал на «дорогах нефти» Асино-Белый Яр-Тюмень-Сургут. Молодые строители работали в тяжёлых условиях - ни электричества, ни радио, ни ТВ. Пронизывающий холод, кружка воды, из которой вы пили воду, примерзала к губе. «Играли мы только классику, - вспоминает Анатолий Иванович, - я был тогда гастролирующим баянистом, участвовал в международных конкурсах, имел представление об уровне. И видели бы вы благодарные глаза этих людей, строивших дорогу».
Чтобы продемонстрировать, как «Боян» умел поднимать настроение строителям, Полетаев включает запись песни Василия Андреева «Светит месяц» (1969) в его исполнении. Показывает в своей аранжировке русские народные песни «Куманёк» и «Наша деревня», а также «Бубенцы» Владимира Бакалейникова на стихи Александра Кусикова. Каждый вспомнит душевные, зажигательные строки:
«Слышу звон бубенцов издалёка -\Это тройки знакомый разбег,\А вокруг расстелился широко\Белым саваном искристый снег».
Солируют заслуженные артисты России Евгений Поликанин, Василий Пьянов, лауреат международных конкурсов Лариса Павлова.
Затем снова звучит Глинка. Романс «Не искушай меня без нужды» на стихи Евгения Баратынского исполняют Наталья Васильева и Алексей Кудря. Родился дуэт спонтанно. Романс под аккомпанемент «Бояна» записывала Наталья Васильева. Всё шло по плану, и вдруг из оркестра вышел флейтист Алексей Кудря и без репетиции начал подпевать певице. Настоящий музыкально тенор. Да так ладно и хорошо, что номер продолжили записывать вдвоем. Слушатели высоко оценили экспромт.
***
Известно, что Анатолий Иванович Полетаев обладатель Сертификата, свидетельствующего о том, что музыка оркестра «Боян» обладает целебным воздействием на слушателей. За дисками с целебной музыкой к музыканту и сегодня приезжают из госпиталей, где проходят реабилитацию бойцы. Ранее концерты оркестра «Боян» регулярно звучали в Бауманском университете, организовывала их Инна Генриховна Тихая-Тищенко. На этой встрече она прочитала свои шутливые стихи в честь «Бояна», концерты которого порой могут заменить поход к врачу и приём лекарств. А познакомили её с оркестром «Боян» друзья из Медицинской Академии имени Сеченова.
На финал Анатолий Иванович демонстрирует красивейший романс Джованни де Ботари «Снова пою» в своей аранжировке. На экране под его музыку цветы распускают свои лепестки.
***
На творческих встречах Полетаева среди слушателей каждый раз оказываются те, кто музыку «Бояна» слышит впервые. Им интересно узнать, почему оркестр называется «Боян», и почему после полувекового триумфа на сценах мира в 2017 году он вдруг исчез, хотя основатель его и бессменный дирижёр, народный артист СССР Анатолий Полетаев здравствует до сих пор и с успехом проводит в Доме учёных творческие встречи по видеозаписям оркестра.
Полетаев рассказывает: «Важно, что мы до сих пор делаем что-то полезное. Оркестр носит имя сказителя Бояна, который за шесть веков до распространения христианства на Руси написал «Боянов гимн». Написал славянскими рунами, на территории нынешней Братиславы, и были в том гимне слова: «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» Написано 17 веков тому назад, а как сегодня сказано. А сказитель в те времена был вторым человеком после князя, потому что от культуры многое зависело. Сегодня внутри нашей страны врагов больше, чем снаружи, поэтому оркестр «Боян» работал все годы под девизом: народность, духовность, патриотизм и державность. Мы прослужили Отечеству более 50 лет, пока в 2017 году оркестр не «оптимизировали». И сегодня можем использовать лишь небольшие возможности, как эти уникальные посиделки в Доме учёных, на которые приглашаю всех. Сегодня много говорят о политике, демократии, разных умных вещах, но никто не говорит о национальной русской культуре. Оркестр выступал на международных выставках в Швеции, Румынии, Чехословакии, участвовал в Днях культуры РФ в разных странах, гастролировал в Англии, несколько раз в Японии, был на Тайване.
Помимо того, что я руководил оркестром, сражался за его жизнь, и, несмотря на то, что нас держали в чёрном теле, делая всё для того, чтобы мы развалились, считаю, главную работу я сделал. Написал симфонические партитуры для симфонических оркестров, чтобы можно было аккомпанировать певцам, исполняющим романсы Рахманинова. Никто не играет его романсы с оркестрами, только с фортепиано. Написаны они на стихи лучших поэтов и переведены на английский язык, потому что Рахманинов полжизни был гражданином США. Романсы могли бы звучать с любым оркестром в любой стране, и я сделал эту капитальную работу, которую мне никто не заказывал. Никому это было не нужно, а мне понадобилось, и я все свои способности потратил на то, чтобы сделать аранжировки, и даже в большинстве своём оркестровки. Мне приходилось внедряться в музыку нашего гения, от чего-то избавляться, что-то добавлять. Жду. Если повезёт, романсы Рахманинова будут изданы».
Нина Катаева
Фото из архива оркестра «Боян»
Свежие комментарии