На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Борис Токарев: «Жизнь человеческого духа - именно это отличало советский кинематограф»

На встречах со зрителями обсуждение актёрских работ Бориса Токарева («Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Два капитана») и режиссёрских («Ангел мой», «Нас венчали не в церкви», «Моя Пречистенка») проходит так горячо, словно и не исполнилось многим из них полвека. А дело всё в том, что, по словам артиста, есть фильмы, которые «угадывают время и состояние зрителя, и - попадают в вечность». Большинству работ Токарева присуще это качество. Была у режиссёра такая встреча со зрителями и на VI МКФ «Семнадцать мгновений» имени Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде, где Токарев возглавлял жюри, а также ему был вручён Спецприз Высшей школы кино и телевидения Останкино.  

Сегодня первый вице-президент Гильдии актёров кино России, генпродюсер студии «Дебют», лауреат Госпремии РСФСР, заслуженный артист РСФСР Борис Токарев – гость нашего блога.

- Борис Васильевич, что и говорить, планка на Тихоновском фестивале высокая, что скажете о лауреатах этого года?

- Конкуренция, как всегда, была мощная, но при выборе главного приза, - его получил фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин», -  мы учитывали не только мнение членов жюри, но и смотрели на реакцию зрителей. Фильм получил наиболее высокие оценки, как профессионалов, так и зрителей, так что приз вполне заслуженный. Павловопосадцы – настоящие патриоты своего фестиваля, зал всегда полон, приходят посмотреть новое кино, пообщаться с артистами, просто поучаствовать в празднике. Фильмы на фестиваль были отобраны высшего класса, один тот факт, что в конкурсе участвовала картина Глеба Панфилова «Иван Денисович», говорит сам за себя. Профессиональный отбор важен, но, для меня не менее важно то, как отнесётся зритель к тому, что выбрали мы. 

Наблюдая за фестивалем на протяжении нескольких лет, могу сказать, что благодаря помощи местных властей, киносмотр, начинавшийся как региональный, уже достиг уровня всероссийского, и даже международного, фестиваля.  

- Вы были знакомы с Вячеславом Тихоновым, каким он остался в вашей памяти?

- На студии «Дебют» мы снимали про него документальный фильм «Последний герой уходящей эпохи». Вячеслав Васильевич как-то очень по-доброму к нам отнёсся, много чего рассказал, показал массу интересных вещей, и всё это нашло отражение в нашей картине. Тихонов посмотрел фильм и вечером мне позвонил: «Спасибо большое, картина у студии получилась». Для нас очень важна была его оценка.  

 В одних фильмах мы не снимались, но Тихонов говорил: «Мы, Боря, с тобой из-под одного крыла». Дело в том, что у нас были одни учителя, в разное время мы учились в мастерской Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой, так что у нас одна актёрская школа.

 - В этом году на фестивале учредили Приз имени Станислава Ростоцкого – «За оптимистичное и одухотворяющее кино», вы снимались в его картине «А зори здесь тихие», на чём был основан оптимизм режиссёра, прошедшего тяжелейшую войну?

- Такая воля к жизни была у Станислава Иосифовича, он всегда снимал жизнеутверждающее кино. При всех трагических вещах, которые показывал на экране, это всегда было утверждение добра, именно это отличало фильмы Ростоцкого. А я не только снимался у него, но и много лет дружил со всей его семьёй. Приз имени Ростоцкого получила у нас картина Александра Галибина «Маруся форева!», весёлая молодёжная история, темпераментная, энергичная, с положительным зарядом. Очевидный приз за оптимизм.

- Когда вам вручали Спецприз Высшей школы кино и ТВ Останкино, вы рассказали, что пережили ощущение полёта на мастер-классе, который проводили на фестивале, это как?

- Все мастер-классы провожу по-разному: основополагающие вещи, конечно, незыблемы, но они для профессионалов, а к зрительской аудитории всякий раз внимательно прислушиваюсь и стараюсь улавливать, как она воспринимает вещи, о которых говорю, что ей нравится-не нравится, как относится к тем или иным тенденциям в современном кино. Двух одинаковых мастер-классов у меня, на самом деле, не было, а ощущение «полёта» как раз говорит о том, что я «поймал кураж». Мне было очень легко разговаривать со зрителями, хотелось, чтобы они все участвовали в разговоре, а главное, понимали, о чём говорю, и сопереживали мне. Это получилось, а когда получаются такие вещи, всегда возникает ощущение полёта.

Зрители с энтузиазмом вспоминали мои картины, конечно, уже давние истории - «Два капитана», «Горячий снег», «А зори здесь тихие». Вдруг вспомнили «Александра маленького» Владимира Фокина, очень люблю эту картину, там у меня была трудная роль, пришлось немецкий язык осваивать. Мы же думаем и говорим на русском, а здесь приходилось думать на русском, переводить в уме на немецкий и лишь потом произносить фразу. Разговор на той встрече зашёл вообще о феномене советского кино.  

- И как вы ответили на вопрос, который, уверена, прозвучал на встрече: как советское кино обходилось без экшена, мата и обнажёнки, всех этих страстей со знаком минус, которые наблюдаем сегодня?

- Самое интересное в искусстве, особенно в кино, это жизнь человеческого духа, именно это отличало советский кинематограф. Сегодняшнее кино, построено, в основном, на сюжетах, на экшене, на быстрых перемещениях и событиях, которые сыплются одно за другим, но от этого трагедия не становится трагедией в большей степени, а комедия -  комедией, потому что, если сложить тысячу мышей, слона из них всё равно не получится.

- В кино вы дебютировали в 12 лет - в фильме Юрия Победоносцева «Спасённое поколение», также сыграли несколько ролей в юном возрасте в фильмах Кулиджанова, Таланкина, Кеосаяна, Тодоровского, чему и как вас учили эти люди?

- Думаю, прежде всего, они старались сделать так, чтобы я не боялся камеры, детей, как правило, она напрягает, как и огромное количество людей на съёмочной площадке, которые стоят вокруг режиссёра и оператора. На студии «Дебют» нам приходилось снимать детей, и мы всегда старались создать такую атмосферу, чтобы юный актёр чувствовал себя органично. Если это случалось, ребёнок начинал работать, да так, что, как говорят опытные актёры, переиграть его было невозможно, настолько он был естествен в кадре.

Что касается меня, я очень быстро понял, что съёмки в кино – это работа, во время которой могут возникать разные ситуации, которые нужно преодолевать, потому что съемку никто переносить не будет. Всё, что запланировано, нужно сделать.

 - Знаю, что родители ваше актёрство особо не поддерживали, а вы в свои 12-15 лет были уверены, что нашли свой путь?

- Ни в чём не был уверен, относился к кино, как к одному из увлечений, которых у меня было много и самых разных. А родители к кино и к искусству вообще отношения не имели, мама была воспитательницей детсада, а отец – военным, конечно, они меня не поддерживали.  

- Приходилось ли вам видеться с Юрием Бондаревым на съёмках «Горячего снега», приезжал ли он на съёмочную площадку?

- Нет, не приезжал, съёмки шли очень тяжело. Помню, что Юрий Васильевич встречался с группой на первом этапе, когда писался сценарий, а потом долгие годы, до самой его кончины, мы периодически общались, по телефону и на его творческих вечерах. Мне доводилось выступать на его юбилеях и рассказывать о съёмках фильма «Горячий снег».

- Если не ошибаюсь, прототипом вашего героя лейтенанта Кузнецова был сам Бондарев?

- Да, он так сказал: «Лейтенант Кузнецов - это я». И всегда говорил – «Это всё - про меня».

- А с Борисом Васильевым, автором второго вашего военного фильма – «А зори здесь тихие» общались?

- Нет, не общались, у меня там небольшой эпизод, всего несколько съёмочных дней. А вот девчонки, наверное, общались, потому что авторы любят держать руку на пульсе, когда идёт выбор актёров, стараются принимать в этом участие, потому что исполнители по облику должны совпадать с образами, которые они написали.

 - Как воспринимаются эти фильмы - и вами, и зрителями из сегодняшнего времени, меняется ли отношение людей к ним?

- Думаю, что все военные фильмы сегодня приобретают другое значение, к ним всё больший интерес проявляют не только зрители, которые хотят увидеть свою юность или молодость, но и представители молодого поколения. Они начинают ощущать, что в этом кино запечатлена атмосфера времени, и реально чувствуют это время в советском кино.

- Как вам работалось в «Горячем снеге» с Георгием Жжёновым?  Какое впечатление он производил?

- С Георгием Степановичем мы дружили после «Горячего снега», часто встречались, наверное, этому способствовало ещё и то обстоятельство, что он родился в один год и день с моим отцом - 22 марта 1915 года.

- Чувствовалось ли в нём пережитое на Колыме, в Магадане, в Норильске?

 - На самом деле, нет, я много раз спрашивал его об этом, говорил, что вообще-то он имеет право на ненависть по отношению к властям, из-за которых всю молодость совершенно необоснованно провёл в лагерях и тюрьмах. Георгий Степанович сказал, что никакой ненависти нет и не будет никогда, надо понимать, какое было время, и какая оценка порой давалась происходящему. И, действительно, никакой ненависти в нём я никогда не чувствовал, хотя общались мы очень много.

- Вот он не единственный такой, почему они так говорили?

- Потому что они - истинно русские люди, относились к своей жизни философски и никак не соединяли власть и народ. Сейчас многие соединяют, но, по сути, разделение это всё равно сохраняется. Не всегда существует единение народа и власти, но уж если оно возникает, тогда власть и народ вместе могут вершить великие дела.

- Вы как-то сказали, что Вениамин Каверин оставил не просто книгу «Два капитана», что вы имели ввиду?

- С моей точки зрения, в этой книге он оставил большой срез времени, точнее, человеческих отношений того времени, это крайне важно, поэтому и книга, и картина оказались на все времена. Книга интересна людям всех возрастов, каждый найдёт в ней своё.

- Фильм «Нас венчали не в церкви» вы сняли по реальной истории революционера-народника, поэта Сергея Синегуба, что отличает работу над такими фильмами?

- Больший объём, конечно, мы снимали по письмам и запискам Синегуба, приходилось много работать в музеях и архивах с подлинными материалами.

- А как вам работалось в супружеском режиссёрском тандеме с Людмилой Гладунко над 28-серийной сагой «Моя Пречистенка», режиссёры обычно большие индивидуалисты?

- Во-первых, мы с Людой, при всех спорах, которые были, есть и будут, всегда находили четвёртое или пятое решение, которое оказывалось лучше первых трёх, которые выдвигал каждый, а, во-вторых, мы поделили сферы влияния. Люда занималась сценарными вопросами и подбором актёров, удивительно точно выбирая актёров, пусть неизвестных, на роли. Сегодня они звезды, а начинали у нас почти все студентами одного курса - Аня Казючиц, Анастасия Савосина, Катя Климова. Фильм очень хорошо восприняли зрители, в интернете даже существовал фан-клуб «Моя Пречистенка», также мы получили много призов, например, Гран-при на Международном телекинофоруме «Вместе» (2005).

- Вы много лет руководите экспериментальным молодежным творческим объединением «Дебют», скажите, кто сегодня приходит снимать кино, как они вам нравятся?

- Они мне нравятся, когда начинают серьёзно и бескомпромиссно  рассматривать мир. Когда приносят сценарий, первое, о чём спрашиваю, а почему хочешь снимать именно это, что тебе интересно в этой истории, очень важно понимать, что выбирает человек, как хочет посмотреть на этот мир. Молодые ребята очень талантливы, и у тех, кто хочет серьёзно заниматься кино, огромные возможности, перед ними открыт весь мир, интернет имею ввиду прежде всего. Если мы, чтобы добыть информацию, бегали в театральные библиотеки, находили какие-то книжки, старались попасть на закрытые просмотры, то сейчас они запросто могут попасть в любой источник, который им интересен.

- И что же их больше интересует?

- У них разные взгляды, работают в разных жанрах, и это здорово. Сейчас пошла череда фильмов фэнтези, что было не очень свойственно советскому кино, а для них это способ открытия мира.

 - Как оцениваете фильм «Иван Денисович», который вы назвали знаковым для фестиваля «Семнадцать мгновений»?

- С Глебом Панфиловым знакомы лет сорок, долгое время были соседями по знаменитому дому на Икше, наши дети дружили. Творчество Глеба Анатольевича считаю высокопрофессиональным и очень точно выстроенным, вообще он человек, умеющий создавать атмосферу и детали. По первому образованию химик, так что разделить какую-то природу или существо на молекулы или атомы - у него получается блестяще. Мой любимый фильм Глеба – «Васса Железнова».

«Иван Денисович» - блистательно сделанная по режиссуре и по атмосфере в лагере картина, цвета, свет, тональность, освещение, костюмы - это же всё режиссура, на самом деле. Глеб - очень глубокий режиссёр, он сумел это сделать, и, конечно, в фильме блистательная работа Филиппа Янковского.

- Есть ли у вас сейчас личные проекты?

 - Занимаемся проектом «Соль земли», посвящённым истории первых российских предпринимателей, миллионеров-миллиардеров, строивших заводы, фабрики, железные дороги, а помимо этого театры, картинные галереи, школы и т.д. Очень интересный пласт, причём, не очень известных людей, открываем их имена и для себя, и для зрителей. Сняли три фильма, снимаем четвёртый, и, судя по откликам и наградам, проект находит серьёзный отклик, все говорят, что эти картины важны не просто для познания, а ещё и с творческой точки зрения.

Нина Катаева

Картина дня

наверх