Знаковая творческая встреча «За Нашу Победу!» состоялась в Доме учёных с н.а. СССР Анатолием Полетаевым
Уже шесть лет, как нет Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», лауреата международных фестивалей, которым полвека руководил народный артист СССР, профессор Анатолий Полетаев.
Волею «ликвидаторов» и «оптимизаторов» он прекратил своё существование в декабре 2017 года. Но музыка оркестра каждый месяц звучит в Центральном Доме учёных, где Полетаев проводит тематические творческие встречи, посвящённые истории «Бояна» и демонстрирует видеозаписи лучших концертных номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов. На встрече «За Нашу Победу!» музыкант рассказал, для чего он это делает.«Сейчас во всём мире идёт война, - говорит Анатолий Иванович, - и никто не знает, как повернутся события, но у нас в стране говорят, что победа будет за нами. И говорят в полной уверенности, что иначе не может быть, потому что история России показывает, как бы ни было тяжело, страна находит в себе силы противостоять врагу: народ, жертвуя всем, делает победу неизбежной. У всех в памяти замечательный фильм, в котором герой Павла Кадочникова, будучи разведчиком, оказывается в кругу высокопоставленных немецких офицеров и, поднимая тост, говорит - «За Нашу Победу!» В афише концерта мы собрали актуальные вещи, чтобы показать, что происходит в нашей стране, и как оценивает эти события наш народ».
Первым звучит «Марш ополченцев Донбасса», сл. и муз. Полетаева (stihi.ru), начинающийся призывом - «Снова нужда велит воевать, \Родина-мать зовёт защищать...». «Я мог бы стать композитором, - говорит Полетаев, - если бы занимался этим с детства, это как в математике, но в моей жизни сложилось всё так, что писать музыку приходилось только по острой необходимости. Как, например, сегодня: «Марш ополченцев» был написан в дни, когда началась заваруха с Крымом и Украиной, фактически с США, потому что Украиной управляют США и прочая Европа, которая подчиняется американцам».
Что сказать о музыке Полетаева, она мелодична и глубоко патриотична, и, что очевидно, продиктована глубокой любовью к России. Вторым номером слушаем «Ночь на Лысой горе» Мусоргского под новым названием - «Победа будет за нами!» «Вот уж не предполагал Модест Петрович, сочиняя «Ночь на Лысой горе», - говорит Анатолий Иванович, - что она понадобится Полетаеву для того, чтобы вместе с этой музыкой найти адекватное зрелище. Сегодня интернет даёт возможность продвигать информацию в каждой стране по-своему, у всех всё под контролем, правит бал пропаганда и реклама. Если в интернете выложить хорошую музыку, слушать её никто не будет, знаю по опыту, потому что слушать и понимать музыку надо уметь, только тогда получишь удовольствие. Это как прочитать хорошую книгу. Если человек привык читать, он каждую книгу будет воспринимать как кладезь знаний, то же самое в музыке. А если нет, он скажет - «Лучше пойду в концертный зал, там хороший оркестр, дирижёр, особо напрягаться не нужно». Но если эту музыку оформить видеорядом, человек начнёт «видеть» её и понимать, что к чему, и в это время запоминать, даже если не очень хотел.
Но ему же не дают выбора, всё время дурачат попсой, рок-группами, авангардом, а это музыка, враждебная для души и интеллекта. Сознательная диверсия против здоровья - как алкоголь, табак и наркотики. Кто проводит эту диверсию, зарабатывает миллиарды, уничтожая население, гибнут миллионы детей. Эти «умные» господа делают зависимыми самых талантливых. Хорошая книга и хорошая музыка - вот воспитательные средства, которые необходимы». Колоритная музыкальная картина ведьминской вечеринки, «шабаша духов тьмы» на Лысой горе подтверждает мысль Полетаева (bangkokbook.ru).
Крым - бесконечная любовь Полетаева, и первая ассоциация с ним у музыканта - исполнение одним из лучших басов Союза и России Александром Ведерниковым «Заветного камня» Бориса Мокроусова(classicalmusicnews.ru). Вот песня-завет, не зря её сравнивали со «Священной войной»! Написал её Мокроусов на стихи Александра Жарова в 1943 году, по очерку в газете «Красный флот», в котором рассказывалось, как четверо моряков плыли на шлюпке по Чёрному морю из захваченного немцами Севастополя в сторону Туапсе. Один был смертельно ранен и держал кусочек гранита, отбитый снарядом от парапета севастопольской набережной. Покидая Севастополь, он поклялся вернуться и положить камень на место, перед смертью передал его товарищам с наказом выполнить его клятву. Камень как реликвию передавали из рук в руки...
Ноты и текст песни, которую воспринимали как «воплощение героизма всех советских людей», опубликовали в январе 1944 года в «Красной звезде». Исаак Дунаевский называл «Заветный камень» «лучшей песней о войне», а Леонид Утёсов, один из первых исполнителей, говорил: «Есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол, и есть у нас «Царь-песня - «Заветный камень». «Холодные волны вздымает лавиной\ Широкое Чёрное море.\Последний матрос Севастополь покинул,\Уходит он, с волнами споря.\И грозный солёный бушующий вал\О шлюпку волну за волной разбивал.\В туманной дали\Не видно земли.\Ушли далеко корабли...\ Песня до глубины души трогает сердца, сколько бы раз не включали запись, замерев, вы не сдвинетесь с места, прослушаете до конца... Песня эта магическая, она зачаровывает.
О Крыме (papik.pro) Полетаев повествует кратко: «Мы его строили, воевали за него - Петр Первый, Екатерина II, русские солдаты... Крым был частью России и СССР, и вдруг США решили присвоить его, как это сделать, там было кому подумать... Стали готовить Украину как авангард, чтобы она умирала за интересы США. Обещали деньги и все остальные блага, а те с удовольствием подчинялись, будучи не очень подкованными в смысле политики. Начали бомбить Донбасс, поехали завоевывать Крым... Но им не дали забрать Крым просто так, потому что нашлись у нас умные политики-патриоты. Воспользовались референдумом, на котором до 90 процентов людей проголосовало за возвращение Крыма в Россию. И всё, рана стала открытой, началась война. Тема Крыма до сих пор интересует всех, особенно владельцев миллиардов и земель».
«Заветный камень» слушаем в исполнении н.а.СССР Александра Ведерникова, солиста Большого театра, который много гастролировал с оркестром «Боян» по городам и весям. «Когда Ведерников пел этот номер, - отметил Полетаев, - ему было 85 лет, в это время почивают на лаврах, а он всё ещё существовал как боец и воспитатель. Ему равных нет, с моей точки зрения, даже несмотря на то, что он старческим голосом здесь поёт, но так говорить, петь и создавать образы мало кто может, это был великолепный артист, творчество его незабываемо».
***
Из современных исполнителей с оркестром «Боян» успешно выступали з.а. России, баритон Василий Пьянов и лауреат международных конкурсов Лариса Павлова. Для нас они спели песню «Равнение на честь» на стихи Нины Карташёвой. «Мужчины, встать! Равнение на честь! \Она одна, а подлецов к барьеру,\ непобедима Русь, пока вы есть, \А честь дороже жизни офицеру». Запись сделана на концерте для офицеров МЧС, которых готовят для разрешения экстремальных ситуаций в стране и за рубежом, «Боян» не раз выступал с этими специалистами, в Крыму, в том числе.
В концерте «За Нашу Победу!» прозвучало немало гимнов разного рода, в том числе, Гимн Единства (Беларусь и Россия) Анатолия Полетаева на слова Владимира Исайчева в исполнении дуэта н.а. РФ Евгения Поликанина и лауреата международных конкурсов Натальи Ермаковой (youtube.com). Исайчев работал первым заместителем председателя Высшего арбитражного суда РФ, был не чужд поэзии, и когда вышел в отставку, написал стихи Гимна Единства. На полетаевском клипе видим президентов России и Белоруссии Путина и Лукашенко в тот момент, когда они пожимают друг другу руки и договариваются о сотрудничестве. Актуальный гимн сочинили патриоты в своё время.
***
«По-настоящему писать музыку о русской природе и русской душе, - продолжает Полетаев, - в России умели два композитора - Чайковский и Рахманинов. У Чайковского в Пятой симфонии даже есть место, где очень ярко звучит мелодия гимна высшего уровня, и у меня родился замысел - написать текст на эту мелодию, причём, чтобы музыка звучала точно как гимн, нужно было добавить ещё один такт, вернуть тональность, одним словом, чуть подкорректировать. Но случилось так, что и текст на эту гениальную музыку пришлось писать мне самому.
Дело в том, что у меня был опыт обращения к известным поэтам, когда я предлагать им написать стихи на готовую музыку гимна. Настоящие поэты отказывались - «Ну что я могу написать, не берусь, извините», а любители писали с удовольствием, но получалось неинтересно. А однажды мне пришлось отдать свой гимн знаменитому поэту, секретарю СП - согласился написать стихи. Через полтора месяца звонит - «Приезжай, готово». Приезжаю и читаю - про речку, чувства, облака, сплошная романтика, а не гимн, и пришлось мне на свою музыку написать и текст, но этот гимн сегодня показывать не буду. А на музыку Чайковского, тоже с моим текстом, покажу, я решил тогда никому не поручать писать текст, потому что гимн, действительно, штука трудная.
Когда Россия заново создавалась Путиным, поступило 17 тыс. предложений на написание нового гимна. Кинулись все - артисты, певцы, композиторы, Пугачева написала музыку, но, знаете, ничто не прошло, Путин оставил старый гимн. Текст отредактировал, используя присланные предложения, тот же Сергей Михалков. Так получился гимн, который существует сейчас в России, и получает всё большее распространение. К слову сказать, стране ещё нужно дорасти до этого гимна - интеллектуально, духовно, культурно, сейчас она не достойна его. И хорошо, что людей наконец научили петь гимн: школьники поют, спортсмены, учёные, взяли хороший пример с американцев.
А вам предлагаю послушать тот самый гимн на музыку Чайковского из Пятой симфонии. Назвал его «Гимном защитников Отечества». Насколько это нужно и правильно сделано, покажет время, но то, что гениальная музыка Чайковского звучит, как гимн, я убеждён. Начинается так - «Русской армии слава, народу русскому слава! Ве-ли-кий русский народ...» (cont.ws).
***
Первое отделение Полетаев завершает работами, написанными 54 года назад: «Монастырский хорал» и «Русские - это Победа!» Название второй работы обусловлено крылатыми словами Суворова: «Мы русские, какой восторг!» И произнёс эти слова полководец перед взятием неприступной крепости Измаил, которую никто никогда не покорял. Ни для Наполеона, ни для Гитлера крепость не имела стратегического значения. Но Суворов ценил славу, добивался её сознательно, любил получать заслуженные ордена и должен был показать, что ему подвластны и такие проблемы, как взятие Измаила. Обращаясь к солдатам, он сказал: «Мы русские, какой восторг!», и они пошли за своим командиром. ...Полегло там несколько тысяч воинов, но крепость взяли - во славу Суворова.
На эту тему Полетаев и написал музыку - «Русские - это Победа!» «Русские - это победа! \Русские - какой восторг!\ Помним заветы дедов:\ «С нами правда, с нами Бог!»\Русь единой, неделимой \Мы клянёмся сохранить, \Матушку нашу Россию\Каждый должен защитить, \Матушку Россию \Никогда не покорить!»
Во втором отделении под бравурную музыку Александра Холминова «Русские авиаторы - герои» (hdpic.club) Полетаев демонстрирует клип, на котором лётчики выделывают чудеса. Самолёт взмывает ввысь, резко падает, делает виражи, вертится, как ёлочная игрушка, а то вдруг замирает и какое-то время словно стоит в воздухе, как будто кто-то невидимый в небесах держит его на ниточке. Всё это кажется невероятным, за пределами человеческих возможностей. А Полетаев не устаёт восхищаться асами: «Эти виражи тоже имеют отношение к теме войны, смотрите, какие бывают лётчики и самолёты! Это тоже искусство - так рассчитать и точно использовать двигательную силу и силу притяжения земли, смогут ли наши оппоненты?! Тут мало быть мастером, надо обладать тем врождённым даром, который Суворов определил, как - «восторг быть русским». Именно поэтому наши лётчики непобедимы.
Сейчас весь мир объят русофобией, русских называют «агрессорами» и связывают все свои мысли и дела с этими обличениями. В своём клипе «Русский ответ русофобам» (на сл. Николая Зиновьева), в котором блистательно поют Василий Пьянов и Лариса Павлова, отвечаю всем тем, кто жаждет поставить русских на колени (youtube.com›watch). Певец задаёт им всего лишь один вопрос, помнят ли они, как Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков и другие русские герои громили супостатов на нашей земле?! Ответ известен: конечно, помнят. И предполагают, насколько нерадостен будет и их конец... А на колени русские готовы встать всегда - чтобы помолиться перед Богом».
На творческие вечера к Полетаеву приезжают его друзья, среди которых встретите музыкантов и академиков, писателей и артистов, дипломатов и военных. Под занавес они рассказывают интересные истории, и, если бы Анатолий Иванович их коллекционировал, у него давно бы образовалась книжка, заряжающая оптимизмом, которую можно было дарить гостям и юбилярам. На встрече «За Нашу Победу!» на подиум вышел полковник военно-морской силы в отставке, капитан первого ранга Степан Ефремович Хохряков, ныне житель Звенигорода.
С Анатолием Ивановичем знаком 15 лет, всегда был завсегдатаем его вечеров, теперь видятся редко. «Раньше там, где живу, - рассказал он, - была соловьиная роща и пели соловьи. Богатые «буратинки», как водится, рощу вырубили, настроили себе особняков, но на верхотуре, где самый чистый воздух, в гостевом доме, который построил рядом со своим один хороший человек, нашлось и для меня пристанище. Дом построен по сельскому проекту: низ каменный, а верх деревянный, из лиственницы, есть место для гостей».
Степан Ефремович овдовел под Новый год, и компанию ему теперь составляет только кот. «Грустно, конечно, - говорит он, - мне немало лет, но Анатолий Иванович подаёт пример, что, несмотря ни на что, надо идти дальше. Желаю его зрителям поддерживать контакты с Полетаевым, он святой человек, потому что даёт силы жить. Вот и я нашёл в себе силы приехать сюда, в другое время привёз бы ему райских яблочек, сейчас они отошли. Но хозяин наш держит около сорока кур, из администрации даже помогают с кормёжкой. И куры до сих пор несутся, а их яйца не те, что в магазине: съешь, и как будто не ел, у наших съешь, и - тебе живётся!.. Хозяин наш любит землю, выращивает картошку, море разных салатов. У нас даже свой рецепт есть - салат промыть, высушить вертушкой, порезать пару отварных яиц и добавить орехового масла, такой завтрак придаст вам сил. Можно и козье молочко найти... Приезжайте, будете старшими на рейде. Интернета, правда, нет, ТВ не работает, глыба снега с сосульками рухнула и оборвала кабель, но по телефону я всегда на связи». Вот такое необычное выступление. Всем понравилось.
Завершаем советской песней «Дорогая моя столица» («Моя Москва») о Москве времён Великой Отечественной, которая с 14 июля 1995 года стала официальным гимном Москвы. Гимн этот на слова Марка Лисянского и Сергея Аграняна написал Исаак Дунаевский. Сколько же тепла в этой песне! А слов лучше, чем - «Золотая моя Москва» не придумал никто.
Нина Катаева
Свежие комментарии