На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

«Первый русский арт-директор»

С 26 июля по 4 сентября в музее «Старый Английский двор» проходит выставка, посвящённая 350-летию Петра I

Выставка открылась в Белокаменном подклете Старого Английского двора парка «Зарядье». Место выбрано неслучайно – именно в Старом Английском дворе в 1720 году начала работать московская Цифирная школа, созданная по указу первого русского императора. Главный экспонат 7-й главы проекта-мономузея#ПОДКЛЕТ – книга «Symbola et Emblemata» («Символы и эмблемы»), изданная в 1705 году. Распоряжение об издании книги отдавал лично Пётр. Этот первый русский «протобрендбук» содержит 840 эмблем, взятых из европейской геральдики, и расшифровки их значений на восьми языках. 

 Дворянские гербы с девизами появились на рыцарских щитах еще в Средние века. В эпоху Возрождения геральдическая традиция получает свое развитие, формируется понятие эмблемы – символического рисунка, служащего иллюстрацией к какому-либо латинскому крылатому выражению. Позже эмблемы становятся частью массовой культуры. Просветители XV-XVI веков активно пользуются этим языком, чтобы донести до широкой публики христианские и философские истины, заложенные в коротких афоризмах. Сами афоризмы «запечатываются» в понятные, визуально насыщенные образы.  

 Пётр I с юных лет увлеченно собирал эмблематические сборники, изданные за границей. Определители символов и эмблем являлись практическими настольными пособиями для шифрования и дешифровки различных символических посланий, своего рода словарём для перевода с условного языка европейской культуры эпохи барокко на разговорный русский язык и обратно. В Голландии Пётр основательно знакомится с западной геральдикой и политической гравюрой, после чего заказывает печать «Символов и эмблем». Придя к власти, император активно использовал тайный язык символов во всех сферах жизни общества, от фамильных гербов до дизайна дворцовых интерьеров, триумфальных арок и кораблей. 

 «Работа с символикой – лишь часть масштабных реформ того времени. Пётр буквально стал первым русским арт-директором: он утверждал и правил гражданские шрифты, лично чертил бело-сине-красный флаг, позже ставший национальным, создавал новую визуальную культуру. Графической составляющей петровских инноваций и «брендингу» молодой империи и посвящена эта выставка», – говорит куратор и главный художник выставки Никита Лукинский

 Петровский гражданский шрифт, изначально вдохновлённый голландской антиквой и созданный при личном участии императора, специально для выставки был оцифрован с сохранением всех характерных особенностей, после чего применён в дизайне названия. Также специально для выставки была создана серия тематического мерча – футболки и шопперы, дизайн которых вдохновлён реформам Петра в области визуальной культуры. 

Генеральным партнером проекта стала Российская государственная библиотека, предоставившая Музею главный экспонат – книгу издания 1705 года «Символы и эмблемы», а также цифровые копии страниц книги. 1 июля РГБ исполнилось 160 лет. Сегодня национальная библиотека России по праву считается крупнейшей публичной библиотекой не только в нашей стране, но и в Европе, а также в мире. Объём фондов составляет более 48,1 млн единиц хранения, включающих около 3 млн особо ценных изданий и документов. 

Картина дня

наверх