В Доме учёных прошёл авторский концерт н.а.СССР Анатолия Полетаева
Это был необычный концерт, потому что Анатолий Иванович устроил его в день своего рождения, а исполнилось ему 89 лет. Полетаев знаменит тем, что, будучи блестящим баянистом, лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, обладателем золотых медалей, музыкантом с большими перспективами, в 33 года бросил своё исполнительство и, создав русский концертный оркестр «Боян», ставший со временем государственным и академическим, стал его бессменным дирижёром.
Музыканты, став лауреатами премии Ленинского комсомола, с триумфом объехали полмира, гастролировали по стране, пережили много драматических коллизий, связанных со строительством и ремонтом помещений для оркестра, но глядя на своего руководителя, никогда не унывали, потому что стали настоящими пропагандистами русской национальной музыки, единственными в своем роде. Не говорю о качестве исполнения, музыку Свиридова к пушкинской «Метели» в исполнении «Бояна» без слёз слушать было невозможно, недаром знаменитый «дальнобойщик» Владимир Гостюхин однажды встал на колени перед Полетаевым, едва отзвучали последние звуки «Романса». России необходим был «Боян», потому что был её символом. Но в 2017 году, в год 50-летия оркестра, вместо того, чтобы достойно отметить юбилей коллектива, его «оптимизировали», точнее сказать, уничтожили, министром культуры на тот момент был В.Мединский. Немало поспособствовал «оптимизации» и его предшественник - М.Швыдкой.Сам Полетаев рассказывает о «Бояне» так: «Прежде чем стать дирижёром, я учился у Зимина Гавриила Фёдоровича, который четверть века работал в Большом театре. Учился у него в Институте Гнесиных, и это он сказал мне, что я должен бросить всё и стать дирижёром, но в то время я ещё не чувствовал себя настоящим музыкантом, и должен был понять, как это управлять музыкой, что это за профессия такая, и для этого стал лауреатом. Это позволило мне играть в лучших залах в нашей стране и за рубежом. Однажды, когда мы выступали для строителей железной дороги Асино-Белый Яр-Тюмень-Сургут, где добывали нефть, был поражён тем, с какой радостью молодые люди воспринимали нашу игру. И я загорелся идеей создать оркестр для тех, кто сеет и пашет, а не для своих «афиш», которые добавили бы мне известности, но не приносили бы особой радости. Так я бросил своё исполнительство... Помню, как выступали с оркестром на КАМАЗе, мне даже довелось прокатиться на первой машине, которую отправили в Москву. Я видел, как люди, живущие без электричества, радио и ТВ, работавшие на лютом морозе, радовались, что мы приехали, слушали наши выступления. А играли мы не абы что, а классическую музыку, и глаза их горели так, что я продолжал создавать для них оркестр».
Но поскольку Полетаев не из тех, кто пасует перед трудностями и смиряется с волей нарушивших его замысел, потеряв реальный «Боян», он возродил его в виртуальном виде. Стал вести творческие встречи в Доме учёных, на которых демонстрирует видеозаписи выступлений оркестра - со знаменитыми хорами и певцами, сопровождая их своими комментариями. Называю его выступления «Монологами Полетаева», потому что работает дирижёр именно в этом жанре, ну а зрители... порой в Малахитовом зале, а иногда в Голубом, аплодируют едва ли не громче, чем счастливчики по ту сторону экрана.
Выступление в день рождения музыкант назвал отчётом за полувековое творчество на дирижёрском поприще, а также сообщил, что познакомит со своими композиторскими «грехами», которые случались у него время от времени. «Композитором я был признан сравнительно недавно, - сообщил Анатолий Иванович, - а музыку начал писать полвека тому назад, и тоже случайно. Руководствовался правилом Нейгауза, который на вопросы, почему не пишет музыку, говорил, что достаточно талантлив, чтобы понимать, что он не композитор. У меня родилась ответная фраза: можешь не писать - не пиши, я смог, и ничего не писал. А однажды, где-то на выезде, знакомая женщина спросила меня, знаю ли я песню о звонаре на стихи отца Романа из Киево-Печерского монастыря. Сказала: «Когда монахи её поют, хочется встать на колени». Попросил напеть мелодию. А когда она спела - на манер побирушек в электричках, я сказал, что под дулом пистолета не встал бы. Она обиделась: «Вы, народные артисты, только и можете, что критиковать!» «Хорошо, - говорю, - приеду в Москву, что-нибудь напишу». И написал «Монастырский хорал». Это было полвека тому назад».
***
Рассказ о композиторстве и стал темой авторского концерта. Полетаев продемонстрировал слушателям более десяти патриотических сочинений, пять из которых - «Марш ополченцев Донбасса», «Ода святому Георгию Победоносцу», «Русь святая», «Русский гимн» и «Гимн защитников Отечества» написаны на его слова. «Равнение на честь», «Ода свече», «Ода Байкалу», «Ода Богородице», «Ответ русофобам» и «За великую Россию» написаны на стихи современных поэтов. Специально для фронтовиков сочинён духоподъёмный «Марш ополченцев Донбасса», с первых строк зовущий на защиту родины. «Но, к сожалению, музыка для патриотов не популярна у нас, - говорит Полетаев, - никто и не пишет, она не нужна. Плохо напишут, скажут - как плохо, а если хорошо, не дадут публиковаться. Никто не поёт мои гимны и оды, думаю, дирижёры боятся, что их накажут за исполнение «неправильной» музыки. Уверен, сейчас нет ни одного солдата или офицера, который не мечтал бы получить Орден святого Георгия Победоносца. И гимна, посвящённого великому воину, не было. Мне посчастливилось написать такой гимн, под эгидой «Золотого Витязя» «Боян» выступал с ним в храме Христа Спасителя». Мы прослушали запись этого выступления, солировали: з.а. Василий Пьянов, лауреат международных конкурсов Екатерина Коничева и Илья Ушуллу.
В исполнении «Бояна» также прозвучала ода Полетаева «Славяне в веках» и песня Дунаевского «Дорогая моя столица», написанная во время войны.
***
«Эта песня помогала людям воевать, - комментирует Полетаев, - а сегодня, хочешь не хочешь, будем говорить о войне. Воевать с Россией католики начали ещё при Александре Невском, им нужно было уничтожить страну, христианство и православие, и они всё для этого делали. Но не получалось у них: православие - это победа жизни, а там хитрость и лукавство. Все наполеоны и гитлеры выполняли распоряжения тех, кто мечтал о мировом господстве, но все понимали: пока есть Россия, им этого не видать. Поэтому такой кровавой была Великая Отечественная война, которая продолжается по сей день. Что только не делают, даже украинцев превратили в негодяев, готовых убивать всех без разбора. Но «мечтатели» уже получили по заслугам, и получат больше, потому что Россия непобедима».
Полетаев рассказал, каким стихам отдаёт предпочтение, задумывая новые номера. Началось всё с «Монастырского хорала»: «Итак, я пообещал своей знакомой «что-нибудь написать». Посмотрел стихи о.Романа и увидел, что они могут звучать. И хотя помнил слова Нейгауза, всё же написал сочинение, не подозревая, что, в связи с ним, придёт и ответственность, и размышления о смысле. Солистом пригласил Николая Дмитриева из Донецкой оперы, он приезжал на прослушивание в Большой театр, но его не взяли, и он очень страдал без денег. А мы ехали с гастролями в Словакию, и я взял его с собой. Молитву о звонаре переделал в молитву о России, добавив христианские слова, и у меня получилось светское сочинение. Назвал его «Монастырский хорал». Критики оценили молитву, с хором мы сделали запись на радио. «Колокольный звон\Над землей плывёт,\А в монастыре\Братский хор поёт.\Схимники в крестах,\Бороды, как снег,\Потупив глаза,\Молятся за всех.\Странники стоят,\Молится народ.\Русь ещё жива,\Русь ещё поёт!»
Поэты-песенники прослышали, что появился удачливый композитор, пишущий музыку на стихи, и на меня посыпались заказы. Одна дама принесла целый сборник стихов своего мужа - из той серии, что поют по радио и в ресторанах, я пролистал, но не увидел ничего интересного. Вернул сборник со словами, что принимаю только хорошие стихи. Дама, конечно, обиделась, они уехали, но после этого заказы прекратились, а я продолжил работать в этом направлении.
Следующей работой стала «Русь Святая», из-за которой я пережил немало нападок. Мне говорили: «Анатолий Иванович, какая «Русь святая», вы о чём, посмотрите на очереди за алкоголем, на наркоманов, на то, что с молодёжью делается, а вы - «Русь святая»! Я отвечал, что это не про нас, а про Русь, какой она начиналась, про наших предков, про то, какой должна быть Русь, это Путь к идеалу. Убедил. Перестали говорить, что Россия не может быть святой. Вот на эту тему я и написал музыку «Русь Святая. Путь к идеалу». Так началось моё композиторство. «Ода Свече» родилась из стихов питерского поэта Николая Рачкова, в которых идёт речь о том, как в наше сложное время остаться человеком. Только прочтите: «Когда темно, и ложь кругом,\И нет пути лучу,\Не надо думать о плохом,–\Зажги в себе свечу.\И многое пойдёт на лад,\И станет по плечу.\И всяк тебе и всюду рад,–\Зажги в себе свечу.\А миру свет необходим,\Как воздух трубачу.\Пока ты светел, ты любим,–\Зажги в себе свечу.\И кто-то пусть воззвал к тебе:\За мной! Озолочу!\Спокойно улыбнись судьбе,–\Зажги в себе свечу.\И в небесах гремят грома,\И я одно шепчу:\Бог – это свет.\Да сгинет тьма!\Зажги в себе свечу». Ещё одну светскую молитву - «Оду Богородице», написанную в мажоре, мы с большим успехом показывали в Международном Доме музыки».
«Ответ русофобам» родился из «Частушки» Николая Зиновьева. Мне подсказали - «Напиши», но я сомневался: одно дело текст в частушке и совсем другое - в песне, где нужен не один куплетик. Тем не менее, написал и отправил автору в Краснодарский край - с предложением написать более подходящие стихи. А он мне: «Ничего не надо менять, ты всё правильно написал...» То, что услышите, называю нашим сотрудничеством». А песню «Равнение на честь» я написал на стихи Нины Карташовой. Она как-то спросила, почему не пишу музыку на её стихи. «Не уверен, что вам понравится, - сказал ей, - я не самый профессиональный композитор». И рассказал ей историю, как однажды написал гимн, но текст забраковали поэты. И я отдал музыку авторитетному автору, секретарю СП с просьбой написать слова. Он взялся, хотя поэты неохотно пишут для гимнов, это очень сложно. Через месяц звонок: «Приезжай, всё готово». И, что вы думаете, читаю опять про речку и облака, про хороших девушек. Говорю ему: «Ты лирик, ну и пиши себе на здоровье, зачем взялся за гимн?!..» Пришлось самому писать текст, но не поэтический, которыми славятся поэты, а такой, который был нужен... А на стихи Карташовой, которые она предложила, родилась песня - «Равнение на честь». Мы спели её для спецназовцев МЧС, в особых отрядах из них готовят не просто пожарников, а офицеров, выполняющих спецзадания, в том числе за рубежом». Солировали Василий Пьянов и Лариса Павлова.
«Русский гимн» тоже написан полвека тому назад, и за эти годы ни один военный дирижёр не осмелился исполнить его. Записан на Радио России: «Русские - это Победа! Русские - какой восторг!\ Помним заветы дедов: "С нами Правда, с нами Бог!"\ Русь единой, неделимой мы клянемся сохранить\ Матушку нашу Россию каждый должен защитить.\ Матушку Россию никогда не покорить!\ Наш народ, народ российский верен истине святой:\ "Все народы мира - братья, нам не нужен путь иной!\ Нам чужих земель не надо, нам не нужен хлеб чужой,\ Мы пахать умеем, воевать умеем, нам не страшен враг любой!" (солист Василий Пьянов)».
Гимн заканчивается призывом - «Честно жить, добро творить»: и что здесь может быть непонятного, как говорят некоторые мои критики?» Риторический вопрос.
«В гимне «Защитникам Отечества» в соавторах у Полетаева - Пётр Ильич Чайковский. «Я взял отрывок из музыки к его Пятой симфонии. Решил, что такой гимн нельзя терять, а спрашивать было не у кого, Чайковского нет, а остальным не понравится патриотический посыл. В это время как раз создавался гимн новой России после развала СССР, и кто только не бросился писать музыку, сотни доморощенных музыкантов. Я, конечно, говорил в Министерстве культуры, что есть такой гимн на музыку Чайковского, и предлагал заменить им гимн ельцинских времён. Так или иначе, на эту тему думали все, и наконец пришёл человек, который остановил эту кампанию и сказал, что гимном России будет тот, который был в СССР, подкорректируют лишь текст, и все согласились.
А для гимна на музыку Чайковского я написал свои слова и назвал этот опус «Защитникам Отечества». Не знаю, как вы относитесь к нашему президенту, но я на сто процентов уверен в правильности действий этого гроссмейстера политических и военных наук, который пошёл на всевозможные компромиссы, чтобы поднять Россию. Умники, которые по-разному расценивают иные его действия, думают, что что-то знают и умеют, а сами с трудом играют в шахматы на уровне третьего класса. Чтобы быть гроссмейстером и чемпионом и сражаться с сильнейшими армиями, надо обладать качествами подлинного предводителя. Надеюсь, когда-нибудь люди оценят этот гимн».
«Русской армии Слава! \Флоту русскому Слава! \Великий русский народ, \надёжный миру оплот!\ Наш Президент - предводитель, \главный Стратег - победитель\ крепит все силы страны,\ чтоб миру жить без войны.\ Люди труда и науки,\ наши дети и внуки \Святыни будут беречь, \родную русскую речь. \Мы достойными будем,\ Заветы Отцов не забудем, \мы встанем все, как один, \и с Божьей помощью Святую Русь сохраним, \Державной армией \Отечество защитим...».
***
Под занавес Полетаев предлагает послушать молитву Пушкина «Отцы пустынники»: «Поэт написал её незадолго до смерти на текст сирийского собрата Ефрема Сирина, жившего в 4 веке н.э. Зачем он это сделал, его клеймили за грехи со всех сторон, в том числе церковники? Уверен, наш мудрейший, остроумнейший, благороднейший Пушкин, величина номер один в нашей стране, знал, что делал. Через два месяца после его смерти музыку на эти стихи написал Даргомыжский, потом пытались писать десятки дилетантов, среди великих был Римский-Корсаков, и в каждом времени была своя версия. Написал и Александр Гречанинов, русский православный композитор, уехавший во Францию, где стал писать молитвы и для католиков. И так случилось, что на концерте в Храме Христа Спасителя, где мы исполняли «Оду Богородице», ко мне подошёл Дроздов Николай Николаевич, ведущий телепрограммы «В мире животных»: «Это, действительно, ваша музыка?» - «Да». - «Вы должны написать молитву Сирина, знаете, у Пушкина перевод «Отцы пустынники»?» Ответил, что по школьной программе знаю всё, что полагается, а это нет. И добавил, что порекомендую композитора, который напишет музыку. «Нет, - сказал Дроздов, - вы должны написать». «Никому я ничего не должен, - ответил я, и уехал домой.
Полдвенадцатого ночи Дроздов прислал мне по факсу собственноручно переписанный текст молитвы. Гениальный и актуальнейший. Перечитал и подумал, что не справлюсь: напишу хорошо, никто спасибо не скажет, а если плохо, будут корить, что мне только классиков подавай. В первом часу ночи пошёл спать, перечитав ещё раз молитву, и убедился, что писать не надо. Спал до трёх часов, а в три меня что-то пробудило, и в голове звучал этот текст. Пошёл к роялю, записал и утром поехал на репетицию. После репетиции продолжил, проиграл, вроде неплохо, но дальше не пошло, так бывает, когда автор хочет что-то сказать и не может, причины разные. Стал напрягаться, думать, искать решения, и таким образом молитва на стихи Пушкина состоялась по настоянию Дроздова».
«Ода Байкалу» (стихи Полетаева и Владимира Исайчева), за который, по словам дирижёра, будут воевать все, и прежде всего, американцы, японцы, китайцы, немцы и французы, завершает концерт. В честь России звучит троекратное «ура» в песне «За великую Россию».
***
Творчеству Анатолия Полетаева посвящено множество статей и несколько книг, среди них "Боян - любовь народная", "Слово и дело основателя оркестра "Боян" и его друзей", "Служить России - честь великая!" Валентина Свининникова. В этих книгах найдёте отзывы известных деятелей науки и культуры о подвижнической деятельности Полетаева. "Легендарный "Боян" - это голос русской души в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, - говорит депутат Госдумы, президент Международного Славянского форума искусств "Золотой Витязь", н.а. России Николай Бурляев. - Музыкальное воззвание, обращённое к пращурам, современникам и потомкам. Многие сочинения Полетаева можно смело назвать гражданским подвигом". Обращаясь к Полетаеву, писатель, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев писал: "Много лет знаем Вас и Вашу неутомимость в духовном просвещении народа. Только такого рода неутомимость и неустрашимость позволяет большей части нашей культуры оставаться русской." "Концерты "Бояна" под управлением Анатолия Полетаева нужны нашему народу, особенно молодёжи, они сохраняют великие традиции русской культуры, воспитывают любовь к Отечеству", - так отзывался о деятельности дирижёра народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Труда Василий Лановой. "Боян" - подлинное достояние современной славянской музыки, неслучайно ему аплодировали во многих странах мира. Встреча с оркестром для меня всегда праздник", - восхищается народный артист Беларуси, лауреат Госпремий СССР, БССР и России Владимир Гостюхин.
В сборнике "Боян - любовь народная" целая глава посвящена отзывам слушателей. Музыку Полетаева называют целебной. "Неоднократно испытывала это на себе. Приходя на концерт с головной болью, уходила исцелённой"(В.Ватаго, кандидат экономических наук), "Слушать музыку Полетаева мне посоветовала врач, когда я была на пятом месяце и неважно себя чувствовала. И, представьте,под воздействием сказочных аранжировок маэстро я вместе со своим будущим ребёнком обрела душевный покой"(Евгения Алгинина, дизайнер), "Рекомендую всем концерты оркестра "Боян", особенно своим пациентам, в качестве профилактики и лечения от стрессов"(Наталья Садовская, врач-психтерапевт), "В музыке оркестра "Боян" ощущается мощь и поэзия русской природы. Сижу - и мурашки по коже, и слёзы, и такое волнение, словно попала в рай" (Нина Шаблина), "Неземная музыка оркестра "Боян" помогла мне выжить в годы перестройки" (математик-программист, 45 лет), "Эта музыка лечит душу и моральные недуги наши. Созидает русскую культуру" (Николай Телегин, замдиректора по персоналу ОА НИАТ).
О подвижнической деятельности Полетаева мы расспросили и его коллег-музыкантов. Сергей Решетов, профессор Академии Гнесиных, композитор, дирижёр:
«В середине двухтысячных мне довелось поработать дирижёром в полетаевском оркестре «Боян», я тогда уволился из армии и соответственно с поста дирижёра-начальника Симфонического оркестра Министерства обороны. Впечатления от встречи с «Бояном» были необычные: с одной стороны, оркестр был симфоническим, там были струнно-щипковые и духовые инструменты, но присутствовали и русские народные - домры, балалайки, а также электронные. При этом звучание гобоя напоминало жалейку. У Полетаева было переложение музыки Чайковского, Рахманинова и Скрябина для «Бояна», в частности, в симфонии Чайковского на струнно-щипковых инструментах исполнялась тема - «Во поле березонька стояла». В оркестре было ещё два баяна, и это придавало необыкновенный колорит звучанию, такого не было нигде, и меня это заинтересовало. Обрадовала и натура Анатолия Ивановича: ему было около семидесяти, но он был так энергичен и оптимистичен, так живо работал с оркестрантами, что его энергетика передалась мне.
А время нулевых было не самым лучшим периодом. Наша страна ушла в небытие, всё, что было хорошим при Советской власти, вдруг стало плохим и - наоборот. Появились пословицы: «Если ты такой умный, почему такой бедный», фразочки - «Это твои проблемы», они отражали состояние общества, в котором начинал процветать эгоизм, человек человеку становился волком, да и сама жизнь - опасной. Вы помните, взрывались дома, создавались комитеты солдатских матерей, военнослужащим не выплачивалась зарплата, да и получали командиры дивизий и боевые лётчики в разы меньше, чем официанты в ресторанах. Помню, однажды прочёл в книге отзывов: «Прекрасный ресторан, хорошая музыка». Полевой командир из Чечни».
Музыка - самый загадочный вид искусства, она проникает в душу человека, минуя интеллект, невозможно объяснить, почему, приходя в церковь и, слушая церковное пение, порою мы плачем. Музыка неконкретна, хотя и программна, и каждый человек понимает её в силу своего сознания и настроения. Музыка констатирует нашу жизнь, и она сразу отреагировала на происходящее. На эстраде появились личности с сомнительным репертуаром, оттуда неслась всякая чушь типа «Я беременна, но это временно». Классической музыки не было и в помине.
Публика с любовью и любопытством относилась к оркестру «Боян», и в то же время со слезами. Зрители не просто слушали игру музыкантов, Полетаев, человек энциклопедических знаний, рассказывал им о музыке. Он без ума от Рахманинова и часами может говорить о нём. Работаю сейчас в Академии Гнесиных, и портрет Полетаева, как икона, висит у нас в коридоре, студентом он был сталинским стипендиатом. Анатолий Иванович рассказывал нынешним студентам, что к участию в конкурсе в его времена допускались только отличники, занимающиеся общественной работой. Сейчас всё не так: стараются получать пятёрки лишь по специальности, а остальное считают неважным. В то время, как музыка, не говоря о профессии дирижёра, каторжный, галерный труд, само собой ничего не получится. Оркестр не магнитофон, включил и он начал играть. Дирижёр ещё и воспитывает музыкантов, помогает им в решении проблем, организует гастроли. Анатолий Иванович - уникальная личность, человек сильной воли, сумевший на полвека дать жизнь своему «Бояну» в трудные времена.
Полетаев, я бы сказал, привнёс в музыку оптимизм и раздумья о мире. Его гениальный «Монастырский хорал» я впервые услышал на открытии Храма Христа Спасителя, оркестр Минобороны играл его на улице. Эта музыка зовёт людей к лучшей жизни, у Полетаева интересное гармоничное чутьё, мелодика, про него можно сказать: каков человек, такова и его музыка. Анатолий Иванович - продолжатель дела классиков: Чайковского, Рахманинова, Скрябина. К авангарду относится отрицательно. После Шостаковича у нас не было лидера, некоторые называют Родиона Щедрина, но авангардисты никогда не были лидерами, потому что пишут опытную музыку, а опыт не всегда заканчивается положительно. Неслучайно в 1948 году выходило постановление, в котором композиторов ругали за формализм в искусстве. Писали о том, что человеку, который стоит у станка, занимается сельским хозяйством, работает парикмахером или таксистом, авангардная музыка непонятна. Она интересна специалистам или эстетам, которым подавай что-нибудь с перчиком.
Именно путём продолжателя классической музыки, понятной народу, идёт Полетаев. Но в то же время она должна быть сделана грамотно и убедительно, с точки зрения классических правил. Как думаете, почему до сих пор вспоминаем эстрадные песни советского периода - «Серёжку с Малой Бронной», «Мы с тобой два берега» или «Тёмную ночь»? Потому что эти песни писали люди, закончившие консерваторию, они могут написать оперу, балет и симфонию, но писали и эстрадные песни. А ведь сейчас песни пишет компьютер, как председатель творческой комиссии духовой секции Московского союза композиторов я хорошо это знаю, и петь эти песни невозможно.
Полетаев - человек волевой, крепкий, сильный, его не сломать. Когда я был дирижёром в «Бояне», оркестр обитал у метро «Таганская», и это здание хотели отдать под казино, много препон ставилось. А Полетаеву чего проще было согласиться пойти преподавать в Академии Гнесиных, но он не бросил своё детище - «Боян».
***
Михаил Ковалёв, заслуженный работник культуры, пианист, композитор:
«Могу сказать, что счастлив знакомством с Анатолием Ивановичем Полетаевым. Пару лет назад мне позвонил знакомый певец Дмитрий Степанович, замечательный бас, и сказал, что надо сделать запись какой-то новой музыки. Мы встретились у консерватории, так я познакомился с Полетаевым и его «Болдинской осенью» на стихи Пушкина. Произведение произвело на меня впечатление. Видите ли, музыки пишется очень много, и чтобы она понравилась, композиторы используют всякие приёмы и эффекты, порой напоминающие шумовой набор. А тут зазвучала красивая музыка, которая отражала связь с текстом Пушкина и даже воссоздавала атмосферу пушкинской эпохи. Приятно было играть и артистически очень удобно, мне понравилось. Потом Полетаев пригласил меня участвовать в концертах, мы записывали и другие произведения на стихи Пушкина, например, «Зимнее утро». Насколько помню, Анатолий Иванович хотел объединить эти два романса в цикл.
Вживую оркестр «Боян» я, конечно, не слышал, но видел сплошные овации в записи, один концерт на Тайване, где публика неистовствует, чего только стоит. Мне доводилось выступать с певцами, с которыми постоянно сотрудничает Полетаев: с Дмитрием Степановичем, Ларисой Павловой, Русланом Брагаром, все они исполнители высочайшего уровня и очень разные по манере. Голос богатого тембра у Степановича, в своё исполнение он вносит тончайшие краски, рождающиеся от внутреннего творческого воображения. Работая с молодыми музыкантами, дирижёр требует, конечно, точности исполнения, но всегда деликатно, заботясь о том, чтобы у артиста оставалась свобода для импровизации. Ему важно в спокойной обстановке обсудить детали и все нюансы. Помню, как он и мне предложил включиться в работу и добавить что-то своё, мне это очень понравилась. Я работал с другими композиторами, многие требуют соблюдать только их рисунок, не терпя никакого отклонения от текста. Меня привлекает то, как работает Полетаев, потому что я исповедую романтическую манеру исполнения.
В сольном концерте играю музыку романтиков, в которой много свободы, и можно больше вложить души. Начинаю с Моцарта, потому что романтизм не возник сам по себе, как в литературе и в живописи, не может просто взять и появиться какое-то течение, нужны предпосылки, так и здесь - романтизм возник из классической традиции. Начинаю с очень известной Фантазии ре-минор Моцарта, и хочу сказать, что даже в ней, Моцарт классик, есть много романтических нот, контонаций, манер исполнения. Потом прозвучит Шуберт, Шопен, Чайковский, Глинка, Балакирев, Рахманинов. А заканчиваю Фортепианной сюитой, которую написал в 2017 году и посвятил памяти своего консерваторского учителя, выдающегося пианиста 20 века Виктора Карповича Мержанова. Он воспитал множество блестящих пианистов по всему миру, среди них есть народные артисты и лауреаты международных конкурсов, педагог был очень серьёзным мастером. Я был одним из последних его учеников, маэстро не стало в 2012 году.
Спрашиваю, можно ли Полетаева назвать романтиком?
- Думаю, да. Если слушать его музыку, те гармонии, которые он использует, мелодические линии, следить за фактурными решениями и сочетаниями музыкальных средств с текстом, всё говорит о романтической натуре автора».
Нина Катаева
Фото из архива оркестра "Боян"
Свежие комментарии