Певец выступил на фестивале детского кино «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках
Певец и телеведущий Родион Газманов, сын эстрадного певца Олега Газманова, известен как исполнитель песен «Последний снег», «Гравитация», «Парами», «Маяк», а также «Люси» и «Танцуй, пока молодой!» в дуэте с отцом. Музыкант всего на один день прилетал в Ессентуки - на первый фестиваль детского кино «Хрустальный ИсточникЪ», который проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Выступил на церемонии открытия и встретился с журналистами, где разговор шёл о том, как нужно писать для детей. Общеизвестно, что в советские времена существовало огромное количество хороших детских песен, на которых воспитывались юные поколения. Как обстоит дело сейчас, и как музыкант относится к тому, что детям порой навязывают песни со «взрослыми» текстами и манерой исполнения? – с такого вопроса корреспондента «Миртесен» начался разговор.
- На самом деле, и сегодня есть композиторы, которые специализируются на детских песнях, наблюдаю это на концертах и детских конкурсах, где сижу в жюри, но порой, действительно, ребёнок лет шести вдруг начинает петь о несчастной любви, вскрытых венах и т.п., для меня это всегда повод занизить оценку. Потому что не может ребёнок спеть эту песню так, как споёт её взрослый, потому что не понимает сути, а если понимает, то это большой вопрос к его родителям, зачем они его в это посвящают. Например, на конкурсе, где девочка восьми лет пела – «Люби меня по-французски», мне захотелось немедленно выйти из зала. Когда подошёл к родителям с вопросом – «Зачем вы что делаете?», они сказали – «Ой, такая песня хорошая, а что?..» Конечно, я не стал обращаться в органы ювенальной юстиции, что родители дали неподходящую песню ребёнку, своё мнение высказал, а дальше пусть думают папа с мамой, кого они воспитают на этой, действительно, хорошей, но не детской песне.
- Как песня, по-вашему, вообще может воспитывать, и какие песни воспитывали вас?
- Первое, что приходит в голову – «Вместе весело шагать по просторам», но сегодняшние дети сидят в планшетах и не общаются вживую. Мы живём в век технологий, когда не знаем, как зовут соседей по лестничной клетке, хотя раньше дружили домами, зато знаем, что съел на завтрак певец из Рио-де-Жанейро. Нас становится больше, мы забираемся в города, но становимся одинокими, и это то, с чем надо бороться, вытаскивая ребёнка из интернета и отправляя общаться со сверстниками. Да, они будут общаться по-другому, не так, как мы, но они будут общаться, и песни здесь в помощь.
Думаете, почему происходят эти кошмары со стрельбой в американских школах, да и в наших, вспомните Ижевск годовалой давности? Потому что у детей внутри пустота, которую они пытаются заполнить самостоятельно. Нет достаточного количества песен, которые могли бы сформировать детский мир, нет историй, сказок, книжек, которые воспитывали бы в них человека. Признаюсь, что принадлежу к тем людям, которые весь день будут таскать в кулаке бумажку, потому что не видят урны, 30 раз подумают, прежде чем сказать что-то обидное человеку, и это, считаю, результат хорошего воспитания, именно это нужно закладывать в детях.
- Какое напутствие могли бы дать детям, мечтающим заниматься музыкой?
- Ребята должны понимать, что работа музыканта – не только то, что он творит на сцене, это бесконечные репетиции, работа на студии, вложение всего, что у тебя есть, в то, чем занимаешься. Бывает, спрашиваешь подростковую аудиторию – «Кто хочет быть музыкантом?» - лес рук. «Кто готов работать по 20 часов в сутки, чтобы стать артистом?» Уже меньше. «А кто готов работать по 20 час в сутки, без гарантии того, что станет популярным артистом?» Два-три человека. Нужно понимать, что быть артистом - на сцене, на экране, это, в первую очередь, служение, поэтому на одного артиста, который чего-то добился, есть 100 тысяч более талантливых, и, возможно, с лучшим материалом, которые не добились ничего.
- Говорите, работать по 20 часов, а сейчас выкладывают в ТикТоке любой бред, и становятся «великими» певицами…
- За каждым известным артистом в любом времени, будь это Инстасамка, Ольга Бузова или Лариса Долина, стоит колоссальная работа команды. Ольга Бузова и Инстасамка – это продукт, над которым работали люди, которые хорошо знали, что они делают. Миф о том, что ты можешь выйти в ТикТок, спеть и стать такой же популярной, как Ольга Бузова и Инстасамка, был специально посеян, чтобы люди больше себя с ними ассоциировали, но это абсолютная ложь, а дети им верят, идут вслед за ними и пытаются их повторять для того, чтобы набрать какую-то популярность. Но это путь в никуда. Большинство взрослых людей это понимают, хорошо, если бы понимали дети.
За Ольгой Бузовой стоит грамотный пиар и колоссальная работа, она и сама пашет, как лошадь, музыкально это не моё, я бы не пошёл на её концерт, не слушаю ее песни, хотя некоторые из них написал тот самый ST, который хорошо знает, что делает. Все знают, что она поёт под фонограмму, но это человек, который вложил всё, что у него есть, в то, что он делает, поэтому я буду последним, кто бросит в неё камень.
А с тем, что Ольга Бузова «катастрофически бездарна», думаю, не согласятся те тысячи подростков, которые побывали у неё на концертах. И я, в отличие от некоторых артистов, обиженных жизнью, не считаю, что она или кто-то ещё из молодых тиктокеров отбирают у меня аудиторию, более того, когда увижу, что её продюсер использует какой-то модный бит или звук, который может обеспечить успех, я, абсолютно не стесняясь, его использую, это шоу-бизнес. Что хорошо, а что безвкусно, пусть судит рынок, а запрещать надо стрелять в одноклассников.
- Переживали ли вы «звёздную болезнь»?
- Была пара закидонов в детстве, мог надерзить, закапризничать – «я не пойду в этот ресторан», «полечу только бизнес-классом», при этом не будем путать, когда артист знает, что ему нужно, и когда проявляет закидоны. Родители увидели, как я кому-то нахамил и сказали – «Веди себя нормально!», а так как я был начитанным и наблюдательным ребёнком, и очень общительным, и мне хотелось, чтобы меня принимали, я понял, что если буду так себя вести, меня никто не будет любить. А как вести себя «нормально», я хорошо знал.
- Был ли прототип у собаки Люси из вашей детской песни?
- Не было. Если вы читали интервью Олега Михайловича Газманова, он часто рассказывал историю о том, что Люси изначально была девушкой, но у отца пропал голос, и песню переделали. Я и сегодня исполняю её на концертах, не припомню, чтобы подходили дети, а вот девушки подходят, и однажды одна заявила – «Ненавижу тебя, потому что меня назвали Люси из-за твоей песни про собаку!»
- Вы снимались в кино, что поняли про кинематограф?
- Что труд актёра кино – адский труд, несмотря на то, что ко мне были небольшие требования, мне было 13 лет. Тогда я познакомился с Аней Самохиной, и мы очень долго дружили. Это был мой первый, но не последний опыт в кино, сейчас в Москве для фестиваля «Серебряная астра» на «Московском долголетии» снимают сериалы, я там в роли камео. Сниматься в кино невероятно увлекательно, но и очень ответственно.
- Что могли бы сказать об уровне современного детского кино?
- Советского детское кино, это, конечно, классика, то, чем можно гордиться, но это наша история, считаю, стремиться нужно к новым достижениям. С деятелями кино регулярно встречаюсь на фестивале «Будем жить», поскольку являюсь ведущим церемоний открытия и закрытия, и, конечно, смотрю новое кино. И, совершенно очевидно, что у нас есть кино, детское, в том числе, а происходит в кинематографе примерно то же самое, что и в шоу-бизнесе. По сравнению с 80-ми годами артистов на эстраде стало в сотни тысяч раз больше, а за неделю в мире выходит 300 тысяч песен на цифровых площадках. Произошло это потому, что упали барьеры для вхождения в шоу-бизнес. Для того, чтобы записать альбом во времена Beatles, нужно было арендовать студию, заказать тираж пластинок из десяти песен, это всё подразумевало серьёзные капиталовложения – порядка двух-трёх квартир в Москве, а сегодня, чтобы выпустить песню, нужен ноутбук и доступ в интернет. С кино то же самое, конечно, выпуск песни и фильма требует разных затрат, но благодаря технологиям, допуск на кинорынок сильно облегчен, и хочется надеяться, что среди всего, что выходит, появится больше талантливых работ.
- Как считаете, вы уже написали свой «Эскадрон»?
- Наверное, всё-таки нет, у меня песни чуть более лиричные. Но однажды у меня был потрясающий момент, когда я вышел на сцену в Сарове, на площади, где было около 20 тысяч человек. У меня тогда только вышла песня «Парами», попала в ротацию на радио… А у меня есть так заход в начале концерта, подводка к песне «Люси»: беру гитару, выхожу и говорю – «Знаете что, куда бы не приехал, меня всегда просят спеть одну песню, как вы думаете, какую?!» - «Люси!» - «Хорошо, щас спою!»
В Сарове было всё по-другому: «…всегда просят спеть одну песню, как вы думаете, какую?!» И тут зал грохнул – «Парами»! Я чуть не прослезился… Потому что это был момент, когда песня, написанная мной, победила песню про собаку.
Нина Катаева
Фото Натальи Губернаторовой и из открытых источников
Свежие комментарии