На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

343 подписчика

Свежие комментарии

  • patentlil
    Александр Иванович Южин родился 4 (16) сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево[4] (...Правила для драма...
  • vitaly yanushkevich
    Автор, граф де'Бюсси -- это роман ,,графиня де' Монсоро", а не ,, королева Марго", почитай Александра Дюма, и не дела...Александр Домогар...
  • Мария
    Замечательный артист!Александр Домогар...

Правила для драматурга - «кровь, любовь и риторика...»

В Малом театре провели читку пьесы Александра Сумбатова-Южина «Старый закал»

По традиции пьесу читали 17 сентября, в день памяти выдающегося актёра и драматурга, режиссёра, руководителя Малого театра Александра Ивановича Сумбатова-Южина (16.09.1857-17.09.1827), в его мемориальной квартире в Большом Палашёвском переулке.

На сцене Малого театра Сумбатов-Южин дебютировал 30 августа 1882 года ролью Чацкого. Всего на сцене Малого за несколько десятилетий артистом сыграно 255 ролей, в спектаклях 18 драматургов мирового класса, поровну у русских и западноевропейских авторов. В Малом театре Сумбатов-Южин прослужил до конца жизни. На сцене театра также ставились его пьесы: «Арказановы», «Цепи», «Джентльмен», «Закат», «Старый закал», «Измена», «Ночной туман». Причём, он и появился в Малом театре вначале как драматург, за год до актёрского дебюта, с пьесой «Листья шелестят». В 1909 году стал управляющим труппой Малого театра, в 1918-ом избран председателем Совета театра, а в 1923 году стал его директором.

Интересно, что «Старый закал» (1895), события в котором разворачиваются во времена Кавказской войны 1817-1864 годов, написан спустя семь лет после пьесы «Цепи», и этот «период ожидания» связан, в первую очередь, с тем, что Александр Иванович начинает активно играть на сцене, Сумбатов - его настоящая фамилия, а Южин - сценический псевдоним. «И мы разделяем не только родовую фамилию и артистическую, - говорит заведующая мемориальной квартирой А.И.Сумбатова -Южина Вера Тарасова, - но и фамилию драматурга и актёра, которые в разные периоды жизни поочерёдно выходят вперёд. И, наверное, в период, о котором говорим, артист Южин немножечко оставил позади драматурга Сумбатова, но, тем не менее, тот снова берётся за перо и пишет историческую пьесу «Старый закал», в которой обращается к своему любимому Кавказу». Родился Сумбатов-Южин в Тульской губернии, в Грузию переехал шестилетним и, прожив там 14 лет, вернулся в Москву. Но всю жизнь любил вспоминать это живописное пространство, писал о нём, это была его любимая тема.

Любимый жанр Сумбатова, по словам Тарасовой, мелодрама, его интересуют  любовные коллизии, поэтому в центре каждой пьесы, даже если пишет о Шамиле, он даёт образ сильной женщины. «Мы любим шутить на тему, что Александр Иванович любил женщин, - говорит Вера Валерьевна, - был галантным кавалером, а, на самом деле, он был практичным театральным деятелем, понимавшим: когда в труппе есть Ермолова, Федотова, Лешковская, грех не написать для них главные роли. Спектакли с их участием точно будут иметь успех, а значит в выигрыше будет и театр в целом, и драматург, и с авторскими отчислениями всё будет в порядке».

Но эта пьеса критиков удивила: Сумбатов, любитель интриги, вдруг пишет пьесу характеров, есть о чём поспорить. Вера Тарасова возражает: «Думаю, всё же это пьеса интриги, а среди характеров обнаружим огромное количество литературных прототипов и первоисточников, услышим и Пушкина с его «Капитанской дочкой», и Лермонтова с «Героем нашего времени», и Льва Николаевича Толстого с «Севастопольскими рассказами». И, конечно же, драматург опирается на исторические факты, так, он пишет «Старый закал», вдохновившись «Историей 80-го Пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка», и оттуда берёт героев. Ну и, конечно, из жизни, так, образ Дарьи Кировны, жены капитана Глушакова, списывает со свекрови своей сестры: это была женщина, которая ходила по крепости под пулями врагов, обмахиваясь веером и отпуская шутки, и этим поднимала боевой дух мужа и его соратников».

Под занавес ведущая предложила определить, чего же всё-таки больше в этом произведением - патриотизма или мелодраматизма. «Когда я читала «Старый закал» и думала, как представить его, - сказала она, - я вспомнила Тома Стоппарда с его сочинением «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», по которому снят фильм, там речь идёт о том, без чего пьеса существовать не может, - и это кровь, любовь и риторика... Вот Александр Иванович, подумала я, везде, а в этой пьесе особенно, пользуется этим безошибочным приёмом». Интересно бы это увидеть на сцене.

Пьесу «Старый закал» читали артисты Малого театра - з.а.России Александр Титоренко, Любовь Ещенко, Дарья Новосельцева, Игнатий Кузнецов и Максим Путинцев. Режиссёром читки выступил Станислав Сошников...

Нина Катаева

Фото Евгения Люлюкина и maly.ru

 

 

Картина дня

наверх