В итальянском ресторане Capo dei Capi в преддверии премьеры «Цилиндра» Эдуардо де Филиппо в Театре на Трубной состоялся пресс-завтрак
Царила атмосфера Неаполя: де Филиппо неаполитанец, действие комедии «Цилиндр» происходит в Неаполе, ну, а сама история, происходившая с героями в послевоенной Италии, в 1947 году, как никогда, актуальна в Москве.
Обычно клиенты в ужасе убегают, забыв о деньгах и не полученном удовольствии. Так продолжается до тех пор, пока некий миллионер, вдовец, раскрыв обман, не решает наказать аферистов и предлагает свою непомерную цену «за услуги», а главная героиня Рита не понимает, что понятие морали и нравственности, через которые она не может переступить, существует, и уходит из этой компании.
«Все герои пьесы переступают через себя и свои принципы, - сказал режиссёр спектакля, художественный руководитель Театра на Трубной Дмитрий Астрахан, - потому что у всех своя правда и свои обстоятельства, все загнаны в угол и ищут выход.
Анастасия Акатова, исполнительница роли Риты, отвечая на конкретный вопрос, отметила, что самым сложным для неё было выстроить линию прозрения её героини, которая возникает постепенно, а не в последней сцене, где речь идёт о деньгах. «В Рите на протяжении всей пьесы происходит внутренняя борьба, - сказала актриса, она испытывает настоящие мучения. У автора эти муки как бы спрятаны за текстом, но зрители, надеюсь, увидят эти протесты, всплески бунта, которые в результате и приводят Риту к принятию важного решения. Героиня моя осознаёт, что живёт не с теми людьми, и уходит от сообщников».
Александр Мохов, сыгравший того самого миллионера Аттилио, в котором достоинства оказалось больше, чем во всех этих ребятах из коммуналки, подчеркнул актуальность пьесы сегодня. Его героя не пришлось разводить на деньги, он сам предложил аферистам огромную сумму, всех устроившую, мужа Риты, в том числе, то есть, теоретически он был согласен «продать» жену за эту сумму. Казалось бы, реальной «продажи» не было, был розыгрыш, но подсознательно в голове Риты не мог не возникнуть вопрос: «Ты готов был использовать меня за миллион, так кто же я для тебя - вещь?!» И наказание неотвратимо последовало: Родольфо потерял жену.
«Да, тема эта безумно актуальна, - сказал Мохов, - и мне как актёру, чтобы сыграть свою правду, важно было понять, как решает нравственные вопросы сегодняшнее поколение. В пьесе поднимается важный вопрос морали: неважно, миллионер ты, представитель среднего класса или происходишь из низших слоёв общества, до какой степени ты готов продать свою совесть, до какой низости опуститься, говоря по-иному, как сегодня остаться человеком? Если честно задать себе этот вопрос, уверен, задумаются многие».
Вадим Колганов, сыгравший Агостино, организатора всего этого безобразия в коммуналке, поблагодарил Дмитрия Астрахана за роль антагониста. «Зло, ведь не приходит с плакатом «Я - зло», - сказал он, - оно может быть обаятельным и - со своей правдой, как наша парочка с Беттиной в «Цилиндре». Мне кажется, они готовят себе смену, и когда-то уже применяли эту схему, и она приносила им деньги. Во всяком случае, работу они не искали. Отрицательные герои ярче, богаче по краскам, и мне как актёру работать над ними интереснее. У главных героев палитра меньше – они хорошие, и всё, без компромиссов. А здесь нужно найти в себе то, о чём ты даже не подозревал, и это интересно, хотя порой опасно.
Мы почему-то не задумываемся, что огромное количество актёров, не так известных, как Лановой, играют как раз тех, с кем боролись герои Василия Семёновича. Моя карьера началась именно с отрицательной роли в фильме «За всё хорошее смерть», и мне это не понравилось. Играл мальчика лидера, который всех давил, а в итоге - спас. А когда стал постарше, часто слышал: «Именно благодаря тебе заиграл главный персонаж», так что от нашего подключения зависит многое, речь даже не о том, нравится тебе или не нравится, театр и кино - искусство коллективное. И когда приходишь на репетицию или спектакль, понимаешь, что ты - часть целого, и нужно поработать на общее дело».
О том, как будет оформлен спектакль, рассказал сценограф и художник по костюмам Андрей Климов. Изначально спектакль задумывался для малой сцены, потом был перенесён на большую, и в оформлении будет задействована большая лестница, появится другой зал и возникнет условное пространство с улицей и комнатами. Зрители увидят старые афиши, смытые дождями, листовку современного художника - по словам Климова, всё будет выглядеть «бесконечно живописным». «Неаполитанские руины, - сказал художник, - вызывают не чувство отчаяния, а желание любоваться всем этим, также это позволит нам существовать в пространстве на разных уровнях. Итальянцы живут очень открыто: в окнах развеваются занавески, слышится музыка или разговоры соседей, там невозможно закупориться. Спектакль делали долго, и к предметам, которые находятся на сцене, относились с большим вниманием. Например, много времени потратили на поиски умывального набора героини, а также нижнего женского белья 50-х годов. Мужчины могут обратить внимание на то, как могли быть одеты итальянские миллионеры, включая носки на подтяжках. Увидят зрители и большую сковороду, на которой готовили паэлью...»
В спектакле будет звучать живая музыка и, конечно, итальянское пение. «Считаю, "Цилиндр" могут смотреть подростки в сопровождении родителей, тем более, наш спектакль начинается с комических моментов, а потом ставит очень серьёзные проблемы», - сказал Дмитрий Астрахан. - Мы помним, что сказал кто-то из великих: «Развлекая, поучай». Премьера назначена на 14, 15, 16 февраля.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии