В Театре на Трубной поставили комедию Эдуардо де Филиппо «Цилиндр»
В Италии его называли - Эдуардо, просто по имени, как Леонардо, как, собственно, и его «Юмористический театр Де Филиппо», который он открыл в 1931 году вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной, - Театром Эдуардо. Все трое были внебрачными детьми знаменитого актёра и драматурга Эдуардо Скарпетто и театрального костюмера Луисы Де Филиппо, и с раннего детства дышали воздухом кулис.
В «Цилиндре» (режиссёр-постановщик Дмитрий Астрахан), Эдуардо преподносит именно такой «рассказ» землякам. Спектакль идёт в сценографии Андрея Климова, превратившего сцену в оригинальные съёмные апартаменты. Коммуналка, в которой проживают две семейные пары, причём официант Родольфо (Родион Вьюшкин) с Ритой (Анастасия Акатова) снимают комнату у более зрелых Агостино (Вадим Колганов) и Беттины (Татьяна Циренина), явно терпит крах. И, действительно, выясняется, что квартиросъёмщики задолжали квартплату на 300 тысяч лир, и их могут выставить на улицу со дня на день. Четвёрка отчаянно ищет деньги, останавливаются на афере с продажей интимных услуг, предложенной хитрецом Агостино. Причём, продажа с секретиком: деньги берутся вперёд, а потом клиенту демонстрируют скоропостижно скончавшегося мужа, и он, естественно, смазывает пятки. 70 тыс лир уже в копилке, Рита актриса что надо!..
Сейчас она, в розовом пеньюаре, готовится к следующей сцене с умыванием на балконе... И юный Антонио (Александр Асланян) с горящим взором уже у ворот. Весь антураж первой сцены, изящные костюмы Андрея Климова, манера игры актёров настраивают зрителей на лёгкую комедию: обманчивое впечатление, во втором акте действие развивается как фарс, который ведёт к абсурду. «Цилиндр» с полным основанием можно отнести к эклектичному жанру, потому что в нём естественно уживаются мелодрама, фарс, драма и комедия. Также Де Филиппо нередко использует приём «театра в театре». Исполнение монолога, посвящённого цилиндру, Вадимом Колгановым, конечно, из этой серии.
Когда слышу этот монолог, вспоминаю его старшего собрата из «Вишневого сада»: «Дорогой, многоуважаемый шкаф, приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного сознания». Когда Чехов написал этот разговор Гаева, брата Раневской. со шкафом, Эдуардо было три года...» И вот настоящий гимн цилиндру, в виде музыкально-танцевального номера, в сопровождении кордебалета «жителей Неаполя» исполняет в спектакле Агостино. «Шляпа эта веками оправдывала себя, - произносит этот хитрец, - выполняет своё назначение и сегодня, и так будет даже тогда, когда атомный век станет для людей далёким воспоминанием». И тут же в комической манере представляет разговор изобретателя цилиндра, продвигающего своё детище, с королём, который не оценил рисунок, приняв шляпу за бочонок, кастрюлю и трубу. Когда выдумщик признался, что это шляпа, король хотел прогнать «шута» прочь, но, услышав о волшебных свойствах «бочонка», стал внимательно его слушать.
«В трудную минуту, - вещал Агостино, - эта шляпа может спасти трон вашего величества, в торжественных случаях она будет украшать головы министров, докторов, женихов с положением, без неё не обойдётся ни одна дуэль, ни одни похороны важных особ, армия удвоится, если на воинов наденете цилиндры. Словом, каждая семья должна иметь наготове хотя бы одну такую шляпу, свой цилиндр берегу как зеницу ока, потому что он не однажды выручал меня...». И в финале Агустино-Колганов делает оглушительный вывод: «Человек в цилиндре становится столпом общества… Колонной, на которой держится государство, опорой власти, ужасом врагов, красой Вселенной… Цилиндр подразумевает, что под ним намного больше мозга, чем у простого смертного… Цилиндр – это не просто шляпа, это общественный эквивалент короны». Книжный шкаф и цилиндр оказываются почти родственниками, столько в них схожего. «Эдуардо де Филиппо очень близок Чехову, - подтвердил Лука де Фуско, ставивший в 2019 году на сцене Вахтанговского театра спектакль «Суббота, воскресенье, понедельник...»
На пресс-завтраке, приуроченном к премьере «Цилиндра», говорили о такой проблеме как исполнение русскими актёрами ролей темпераментных южан, мол, громко кричат, размахивают руками и не всегда попадают в точку. И прозвучала цитата: «Играть надо не итальянцев и испанцев, играть надо людей». Очень точное замечание, и всеми актёрами оно в точности соблюдено. И если Беттина-Циренина, со сковородкой в руках, с трудом сдерживает свой темперамент, горя желанием припечатать за что-то благоверного, мы видим характер, натуру, эмоциональный всплеск героини, а не клише.
Тем временем на Риту клюёт богатый вдовец Аттилио (Александр Мохов) и, сообразив, что к чему, за подлинные «услуги» готов выложить всю сумму долга и даже больше. И выкладывает, более того, ожившего мертвеца не пугается, продолжая стоять на своём насчёт подлинности «услуг». Но тут вмешивается рок, а комедия второй раз меняет жанр: фарс заканчивается абсурдом, который заключается в том, что аферисты выигрывают, обманув Аттилио, вот только Рита, задавшись вопросом, до какой черты может дойти человек, её муж Родольфо в данном случае, «спасая» свою семью? Рита выбирает другую жизнь, такую, где не торгуют жёнами.
«Для меня эта история не столько комедия о неудачниках, - прокомментировал Астрахан, - сколько философское размышление о моральных дилеммах. Вспомните, сколько раз вы оказывались перед выбором, где каждая опция имела свою цену? Мы хотели, чтобы спектакль заставил задуматься о том, что иногда, чтобы выжить, нужно сделать шаг в неизвестность, рискнуть всем ради надежды на лучшее. Ваша жизнь тоже полна выборов, где каждый шаг может изменить всё. Готовы ли вы к этому?»
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии