На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

328 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Климова
    Не интересно,не читайте.Для меня информация представляла интерес,оперу смотрела.Короткая жизнь Ба...
  • Странник
    вероятно это направлено на театралов? с каких пор миртесен стал театральным? или мнение одного театра это важно для в...Короткая жизнь Ба...
  • Bogdan Stupin
    "...Есть и по лучше". И ничего удивительного. Есть даже и ПО ГРАМОТНЕЕ. И не считают это достижением. Так же, как те,...Александр Домогар...

«И будешь ты царицей мира...»

К 210-летию поэта в Вахтанговском театре представили музыкально-литературную композицию «Демон. Приношение Лермонтову»

Поэму Лермонтова «Демон», в сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством н.а., профессора Владимира Андропова исполнила н.а. Юлия Рутберг. Оркестр имени Н.П.

Осипова - один из лучших инструментальных коллективов России, в сочетании с поэмой Лермонтова в программе прозвучали фрагменты из сочинений Рубинштейна, Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна, де Фальи, а также обработки народных мелодий.

Открывая лермонтовского «Демона», с первых строк испытываешь потрясение: написано 14-летним отроком, свою знаменитую «Восточную повесть» Михаил Юрьевич писал десять лет, и начал, действительно, в 14. Врубелевский портрет сидящего Демона впечатление лишь усиливает. Конечно, видим этот портрет на сцене Вахтанговского театра, где под точно подобранную музыку поэму мастерски читает Юлия Рутберг. Лермонтовскими красками актриса рисует красоты Кавказа - «жилища вольности простой», с его величавым Казбеком, сияющим вечными снегами; рассказывает трагическую историю юной княжны Тамары, наследницы «седого Гудала», свадьбу которой расстроили разбойники; знакомит нас с Демоном, печальным «духом изгнанья», страстно полюбившим Тамару - на погибель её.

Какая же отрада слышать таинственный слог Лермонтова, уносясь силой его поэзии в поднебесные чертоги Демона. Когда-то мне довелось их увидеть, когда мы проезжали по Военно-Грузинской дороге и сделали короткую остановку. «...Тебя я, вольный сын эфира\Возьму в надзвёздные края;\И будешь ты царицей мира,\Подруга первая моя;\Без сожаленья, без участья\ Смотреть на землю станешь ты,\Где нет ни истинного счастья,\Ни долговечной красоты.../» - признание в любви Демона Тамаре идеально передаёт красоту этих мест...

Лермонтов представляет Демона не посланцем ада, а прекрасным крылатым существом, пострадавшим за грех мятежа. Одним словом, падший ангел, и при этом «дух познанья и сомненья», по Лермонтову, и неукротимый гордец. Демон не верит в гармонию мира, презирает людей и ведёт непримиримую борьбу с божеством. Лермонтов ставит своих героев, как и читателей, а в этот вечер и зрителей, перед проблемой нравственного выбора: тёмная сторона души, как и у Демона, есть у каждого, а лермонтовский герой ещё и усугубляет свои страдания, выбрав страсть, а не смирение. Этому разочарованному романтику уготован удел вечного скитальца, которого никто не любит.

Заканчивается поэма тем, что светлый ангел отбирает душу Тамары у Демона, которую тот тащит в ад. Воплощая тему одиночества, Демон ищет покоя и любви, но не находит, и это сближает его с лирическим героем лермонтовских стихов, а также с Печориным. Прочувствовать все эти эмоции нам позволяет чтица.

 Оркестр имени Осипова в содружестве с Юлией Рутберг впервые выступил на Основной сцене театра в начале текущего сезона с программой, посвящённой 150-летию Сергея Рахманинова. В творческом багаже Юлии Рутберг несколько совместных с оркестром программ: «Демон. Приношение Лермонтову» - второй проект этого цикла, следующая встреча - «Приношение Гиппиус» - состоится 22 сентября.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

Картина дня

наверх