На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

343 подписчика

Свежие комментарии

  • patentlil
    Александр Иванович Южин родился 4 (16) сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево[4] (...Правила для драма...
  • vitaly yanushkevich
    Автор, граф де'Бюсси -- это роман ,,графиня де' Монсоро", а не ,, королева Марго", почитай Александра Дюма, и не дела...Александр Домогар...
  • Мария
    Замечательный артист!Александр Домогар...

Шедевры Глинки

К 220-летию великого русского композитора

Наследие Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) немногочисленно: оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», симфоническая музыка, в частности, «Вальс-фантазия» и увертюра «Камаринская», камерная музыка, около двадцати романсов и других вокальных произведений.

Музыка Глинки глубоко национальна, проникнута патриотическими мотивами. По словам критика Владимира Стасова, Глинка стал для русской музыки тем, кем Пушкин для русского языка: оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства. А Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская».

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня)1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска. В детстве воспитывался бабушкой по отцу Фёклой Александровной, полностью отстранившей мать. Ребёнок рос нервным, мнительным, болезненным недотрогой - «мимозой», по собственной характеристике. После смерти бабушки Михаилом вновь занялась мать. С десяти лет обучался игре на фортепиано и скрипке. Окончил Благородный пансион при Императорском Санкт-Петербургском университете, где его гувернёром был поэт-декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Брал частные уроки у видных музыкальных педагогов. В пансионе познакомился с Пушкиным, который приходил туда к младшему брату Льву, однокласснику Михаила.

Из пансиона 18-летний Михаил Глинка вышел со славой музыканта, пишущего хорошие романсы. Публика с удовольствием пела их. Именно этой теме – романсам и песням Глинки на стихи лучших поэтов посвятил очередную встречу со зрителями в Доме учёных ведущий, нар. арт. СССР Анатолий Иванович Полетаев. Называю эти творческие встречи «Монологами Полетаева», потому что рассказ о своих героях основатель и бессменный дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», лауреата Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола, просуществовавшего полвека (1968-2017), ведёт от первого лица. И останавливается, в основном, на тех моментах биографий музыкантов, когда они напрямую или косвенно пересекались с оркестром «Боян». Оркестр и сегодня блистал бы на концертах, не встреться на его пути «оптимизаторы» и «ликвидаторы» высокого ранга.

«Михаил Иванович Глинка, действительно, создал «русский язык в музыке, как Пушкин в поэзии», - говорит Полетаев. - Это во многом справедливо, особенно если учесть, что высказывание Стасова прозвучало почти два века назад, с тех пор многое изменилось, появились разные мнения, но, считаю, Глинка из тех композиторов, которые заслуживают особого внимания и рождают искреннее желание познать их творчество. Первый известный романс - «Не искушай меня без нужды» композитор написал на стихи Баратынского. Самые знаменитые певцы пели его под рояль, мы - с выдающейся певицей, засл. арт. России Натальей Васильевой (см.фото) сделали версию для оркестра «Боян». Помню, приготовились было писать, как вдруг к певице подошёл артист оркестра, флейтист Алексей Кудря и предложил поучаствовать в записи. Выпускник консерватории, ансамблевый музыкант, он прекрасно вписался, и они с Натальей Васильевой замечательно исполнили романс. Считаю, лучше самых главных наших звёзд, Глинка был бы доволен. Романс этот и сегодня в репертуаре многих вокалистов.

Глинке было 20 лет, когда он написал этот романс, даже удивительно, что в таком молодом возрасте, и – такая глубина… К сожалению, мы не нашли изображения молодого Глинки, на картине Репина "Глинка пишет оперу "Руслан и Людмила" композитору далеко за тридцать (см.выше).

Спустя три года, в 1828-м, Глинка написал ещё один замечательный романс – «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина, но с этой песнью приключилась история. На эти стихи писали многие композиторы, а когда написал Рахманинов, певцы стали исполнять только его вариант. Время всегда меняет отношение к музыкальным произведениям, и, если посмотреть объективно, романс Рахманинова интереснее…» Но пример такого рода, пожалуй, единственный, все романсы Глинки любимы и исполнителями, и публикой. А на стихи Пушкина, кроме «Не пой, красавица», Глинкой написано ещё девять романсов, и все они на слуху - «Признание», «Я здесь, Инезилья», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Мери», «Заздравный кубок». (См.картину В.Е.Артамонова "Пушкин и Жуковский у Глинки").

В качестве романса, популярного во все времена, Полетаев предлагает послушать «Сомнение» на слова Нестора Кукольника. В сопровождении оркестра «Боян» его исполняет солист Большого театра, нар. арт. РФ Леонид Зимненко. «Уймитесь, волнения, страсти…» - знаем, конечно, что самым известным исполнителем этого романса-элегии был Фёдор Шаляпин, - говорит Полетаев, -  но шаляпинского видеоклипа у нас нет, а Зимненко есть… Леонид Орестович не раз исполнял этот романс на сцене Большого театра, снимался в фильме про Шаляпина, в чём-то даже подражал великому басу».

***

Анатолий Иванович всегда внимателен к зрителям, которые приходят впервые, и старается рассказать для них, чем был примечателен оркестр «Боян», и почему он так старается продлить его жизнь. Обязательно вспоминает историю с Церковью святого Власия XVII века, которую в виде коробки без окон, без дверей предоставили оркестру «Боян» в качестве репетиционного помещения. И оркестранты за два года по научным проектам восстановили храм и получили в собственность хороший зал с церковной акустикой. А однажды на концерт пришла врач, кандидат медицинских наук Таисия Андреевна Кузнецова, прослушала программу и заявила: «Знаю в Москве все оркестры, судя по всему, ваш самый энергетичный». Расспросила Полетаева об оркестре и, спустя какое-то время, привела к музыкантам специалистов, занимающихся проблемами музыкальной терапии. После экспериментов с оркестром они поздравили Полетаева с обретением дара духовного музыкального целительства людей. Позднее оркестром «Боян» занялись специалисты из лаборатории Минздрава РФ, все их исследования зафиксированы на диске «Целебные звуки». А в 2009 году Полетаев получил от Международного Агентства Рекордов и Достижений Сертификат, подтверждающий то, что музыка ансамбля «оказывает целебное биоэнергетическое воздействие на слушателей».

***

«Вальс-фантазия» (1839), одно из самых романтических сочинений Глинки, занимает особое место в творчестве. Вальс посвящён его любви, воспитаннице Смольного института Кате Керн, дочери пушкинской музы Анны Керн. Русская публика приняла вальс с восторгом, но с ещё большим трепетом к нему отнеслись французские слушатели, когда в 1845 году в Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию», назвав вариант для оркестра - «Скерцо в форме вальса». Известно, что через год, в 1840-м, Глинка написал романс для Екатерины Керн - «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, на которые вдохновила поэта её мать.

«Глинка написал «Вальс-фантазию» после своих изысканий в Германии и Италии, - говорит Полетаев, - и в музыке отчётливо различаем национальные черты. Этот вальс я сравнил бы с большой хрустальной вазой, настолько тонкая это вещь, которая определяет и вкус, и культуру, и степень таланта музыканта. Даже среди дирижёров: стоит кому-либо продирижировать вальсом, окружающим становится ясен его уровень. Это фантастический симфонический вальс – слушаем». (Cм.fambio.ru) 

«Музыка - это не только звуки, - продолжает Анатолий Иванович, - архитектура и живопись - тоже музыка, когда мои клипы попадают в интернет, они воспринимаются не только ухом, но и глазом, и музыкальные шедевры остаются в памяти людей и менее подготовленных. Когда сочетаются архитектура и музыка, видишь то, что не увидишь без музыки. Чтобы ребёнку, живущему в Якутии, услышать «Вальс-фантазию» Глинки на концерте, хотя бы в Москве, не говорю об Италии, Франции, Европе, ему нужно прилететь сюда на самолёте, а это время и деньги. А если он послушает этот вальс у себя в школе на экране, он многое познает за несколько минут, и это приподнимет его чувства.

Человек без чувств мало чем отличается от животного, а если ему доступны эмоции, если в нём просыпается национальное, этическое и эстетическое начало, он будет способен разобраться, что к чему в этой жизни. «Вальс-фантазия» - пример того, как музыка может послужить воспитанию молодёжи, а с этим у нас большие проблемы в стране. Всех волнуют военные и экономические сложности, но никого не беспокоит то, что ТВ принадлежит частным компаниям, которые, не побоюсь этого слова, служат Сатане. На ТВ должны работать высококультурные люди, тогда страна будет развиваться в нужном направлении. Будем надеяться, что, рано или поздно, осознаем и это, и тогда мои видеоклипы, а у меня их больше двухсот, пригодятся. Уверен, лет через двадцать мои записи понадобятся».

Оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинка написал в 1836 году, когда ему было 32 года (maxresdefault.ru) С неимоверным успехом прошла она в Петербурге. После этой оперы имя Глинки зазвучало на высшем уровне. В исполнении солиста Большого театра, нар. арт. РФ Петра Глубокого слушаем трагическую Арию Ивана Сусанина, крестьянина из костромской деревни, спасшего царя Михаила Фёдоровича от польско-литовского отряда. «Чую правду!\ Ты ж, заря, скорее заблести, \Скорее возвести спасенья час для Руси!» - поёт за несколько минут до гибели русский национальный герой, величайший патриот России. Запись сделана в Бауманском университете.
В том же 1836 году Глинка написал на стихи Василия Жуковского (перевод из австрийского поэта фон Цедлица) романс в жанре романтической баллады «Ночной смотр». Сейчас его мало кто знает и исполняет, а был он очень популярен. Исполняли в сопровождении рояля, блестящая оркестровая партитура появилась в оркестре «Боян».Жуковский рисует мистическую картину ночного смотра, который устраивает для своих солдат Наполеон, сосланный на остров Святой Елены. Облик императора окутан поэтической дымкой, и Глинка, по свидетельствам современников, «не развенчивает героя и не ставит под сомнение его воинскую доблесть». Мурашки по коже вызывает сам текст Жуковского, а уж в сочетании с фантастической музыкой Глинки, усиливается значение текста и так действует на воображение слушателя, что перед его глазами доподлинно является «загробный образ великого императора, его маршалов и дружин».

«В двенадцать часов по ночам\Из гроба встаёт барабанщик;\И ходит он взад и вперёд,\И бьёт он проворно тревогу.\И в тёмных гробах барабан\Могучую будит пехоту;\Встают молодцы егеря,\Встают старики гренадеры,\Встают из-под русских снегов,\С роскошных полей италийских,\Встают с африканских степей,\С горючих песков Палестины.\ В двенадцать часов по ночам\ Выходит трубач из могилы;\ И скачет он взад и вперёд,\И громко трубит он тревогу. \И в тёмных могилах труба\ Могучую конницу будит:\ Седые гусары встают, \Встают усачи кирасиры; \И с севера, с юга летят, \С востока и с запада мчатся\ На лёгких воздушных конях\ Одни за другим эскадроны.\В двенадцать часов по ночам \Из гроба встает полководец…» Слушателям Дома учёных Полетаев представляет  романс в сопровождении оркестра «Боян». И, благодаря ярким оркестровым краскам, картина, нарисованная Жуковским и Глинкой, обретает черты той таинственной атмосферы, которая и задумывалась авторами. (Призрак Наполеона на о.Св.Елены. Французская гравюра XIX в. stranabolgariya.ru)

Специалисты отмечают, что мелодический материал баллады построен на речитативе, на всём её протяжении повторяется образ-рефрен «В двенадцать часов по ночам», и выдерживается маршевый ритм. Сдаётся мне, что богатейший материал нашли бы для своих выступлений современные рэперы, стоит только открыть старинные ноты…

«Номера, подобные «Ночному смотру», увидите только у нас, - говорит Полетаев, - где рассказываем о «Бояне», где звучит музыка Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, где услышите редкие записи, увидите видеоклипы, в которых использованы знаменитые живописные полотна. За полвека работы с оркестром «Боян» мы объехали много стран - были в Англии, Германии, Польше, Финляндии, Японии, выступали на международных выставках – в Чехословакии, Румынии, Швеции, гастролировали на Тайване. А чтобы не думалось вам, что музыка Глинки связана, в основном, с минорным аспектом, послушайте, как звучит польский танец краковяк из оперы «Иван Сусанин». Глинка умел быть весёлым».

***

Под занавес слушаем номера из оперы «Руслан и Людмила», написанной, как известно, на стихи Пушкина. Увертюру исполняет оркестр «Боян», Рондо Фарлафа – лауреат международных конкурсов Дмитрий Степанович, а Песнь Бояна - на стихи Валериана Ширкова и Константина Бахтурина - нар. арт России Евгений Поликанин. Также Полетаев показывает нам уникальный клип, изготовленный полвека назад: оркестр «Боян» начинался с восьми оркестрантов. «Уже тогда мы играли «Камаринскую» фантазию Глинки, - говорит основатель оркестра, - и, как никто, был точен в своём определении Пётр Ильич Чайковский: «В этой симфонической «Камаринской» заключена вся русская симфоническая школа, как весь дуб в жёлуде». Именно так. С этой «Камаринской» в 1973 году мы ездили на международный конкурс народных инструментов в Берлин, сыграли из неё «Свадебную» и «Плясовую» и стали лауреатами первой степени».

В заключение в исполнении «Бояна» звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», с которым оркестр выступал в 1999 году в зале имени Чан Кайши на Тайване. В финале, когда музыканты закончили играть, зал встал, и все кричали «Ура!». А звучало-то на слова Жуковского и Розена следующее: «Славься, славься, ты Русь моя,\Славься, ты русская наша земля!\Да будет вовеки веков сильна\Любимая наша родная страна!\Славься, славься из рода в род,\Славься великий наш русский народ!\Врагов посягнувших на край родной\Рази беспощадно могучей рукой!..»

Нина Катаева

Картина дня

наверх