На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

297 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgeniy LeV
    На свои "молодые" посмотри, если не отвалились ещё 😀😀😀 У тебя проблемы не только с глазами, но и головой на всю го...Михаил Шемякин: «...
  • Нина Комарова
    Так он и посадил на это место Любимову.«Стране-цивилизац...
  • Александр Петров
    кепочка напоминает вот это))Михаил Шемякин: «...

Новые встречи с Алисой

С 29 декабря по 26 февраля в парке «Зарядье» открыта выставка «Алиса в Нейроцарстве»

Интерактивная выставка-нонсенс «Алиса в Нейроцарстве» переосмысливает произведения Льюиса Кэрролла через эстетический и исторический контекст русской культуры. Сокуратором проекта "Подклет" впервые становится искусственный интеллект, а созданные при помощи нейросетей иллюстрации, стилизованные под эстетику Ивана Билибина, развивают концепцию «гонзо-историзма» - исследования не только самого исторического явления, но и его места в массовом сознании. За основу выставки взята идея «сказки-нонсенс», которая создаёт в историческом пространстве подклета Старого Английского двора мультижанровый микс из иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России. Эти следы оставлены многими деятелями нашей культуры – от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого. Выставка построена на аллюзиях и парадоксах произведений Кэрролла: в ней раскрываются традиции викторианской Англии. Мультимедийное оформление и видео-арт созданы с применением нейросетей Midjourney и Stable Diffusion, которым были предложены тексты и образы из «Алисы в стране чудес» и стиль Ивана Билибина.

 Выбор билибинской эстетики неслучаен. Всем известны образы, созданные первым иллюстратором «Алисы» Джоном Тенниелом: Алиса с белокурыми локонами в голубом платье и белоснежный кролик из диснеевского мультфильма 1951 года. И, конечно, яркие образы Мии Васиковской и Джонни Деппа в фильме Тима Бёртона (2010). Более сотни художников рисовали героев историй про Алису, например, Туве Янссон, писательница, придумавшая Муми-троллей. Но куратору и художнику выставки Никите Лукинскому захотелось поэкспериментировать с русским стилем и придумать Алису, какой никогда не было. Конечно, среди художников рассматривали Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Илью Репина, Георгия Нарбута. В пользу Билибина сыграли иллюстрации русских сказок, а также то, как парадоксально оказались увязаны лубочные картинки, японские гравюры, живопись передвижников, рисунки Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса

 «Для афиш была использована нейросеть text2image Midjourney v4, с помощью которой мы изобразили Алису как Василису. В её руках мухомор, рядом берёза, а также кролик в ярком одеянии и часы. Рисунок обрамлён типично билибинским орнаментом, – говорит Никита Лукинский. -  Remix режим позволил достичь более точного сходства с работами Билибина. Нейросеть знакома с творчеством художника, он сразу был прописан в текстовом запросе, однако часто она притягивала похожие стили: европейские и более ранние восточные гравюры, уходя от русского колорита. Именно поэтому после рождения текста мы соединяли готовые генерации нейросети по текстовому запросу и «пропускали через фильтр» оригинальных картин Билибина, чтобы сделать манеру узнаваемой. Работа вышла объёмной – сначала надо было написать текстовый запрос, где отражали детали русского сеттинга, костюма и узнаваемые черты героев Кэрролла, а после ещё раз «утверждали» стиль Билибина».

 Таким образом, визуальное и мультимедийное оформление выставки было создано художниками при помощи искусственного интеллекта. Иллюстрации переосмыслены в контексте русской культуры, подобно первым русским переводам сказки Кэрролла: «Соня в царстве дива» (первое русское издание 1879), «Приключения Ани в мире чудес» (в переводе М.Гранстрем 1908), «Аня в стране чудес» (в пересказе В.Набокова 1923).

 При этом интерактивная экспозиция обращается к артефактам, реконструирует эстетику сказок Кэрролла и реалии викторианской Англии, приглашает пройти по следам Алисы в культуре России и познакомиться со знаковыми произведениями. Гости выставки попадут в Зазеркалье, примут участие в чайной церемонии, узнают о Розе и Льве - символах английской геральдики, примерят цилиндр XIX века и выяснят, почему шляпник был безумным. «Разыграют» шахматную партию и сфотографируются с Чеширским котом. Полистают электронные копии первых изданий о приключениях Алисы, увидят историю прототипа литературной героини и прослушают аудио-спектакль, песни к которому сочинил Владимир Высоцкий. Кукол сделали мастерицы из Москвы и Великого Новгорода - Ольга Моисеева, Анна Терехова, Мария Володина, Екатерина Шубина, Людмила Эйсымонт. На выставке можно будет познакомится с их работами, открыв информацию по QR-коду.

СПРАВКА. Проект «Подклет»

Сегодня под белокаменными сводами Старого Английского двора создан мультимедийный моно-музей "Подклет". Экспозиции строятся вокруг артефакта-диковины, окружённого ореолом фактов и вымыслов. Белокаменный Подклет, стены, которого помнят события XVI века, стал современной кунсткамерой. "Подклет" – это наука и мифотворчество, исторические источники и художественные произведения, архивные материалы и искусственный интеллект. "Подклет" – это неформальное исследование исторического явления, его фактологии и следа в массовом сознании. Такой подход, по аналогии с гонзо-журналистикой, можно назвать «гонзо-историзмом». "Подклет" – это интеллектуальный аттракцион, кабинет редкостей, помещённых в мультимедийное поле.

Первая выставка открылась в сентябре 2021 года и посвящена была личности Ивана IV Грозного и эксперименту с цифровой реконструкцией внешности первого русского царя. Также в рамках проекта состоялись выставки: «Эрте. Фантазия длиною в век» - о художнике и дизайнере Романе Тыртове«Твид по-русски», посвящённая традиционной шотландской ткани и ее русскому бэкграунду, «Амазонки русского зарубежья» – о русских женщинах, сыгравших важные роли в зарубежной культуре начала XX века – Наде Ходасевич-Леже и Тамаре де Лемпицкой. В апреле 2022 года на выставке показали символ 1160-летия Руси - спил дуба из основания Рюрикова городища: сенсационная находка 2021 года под Великим Новгородом.

К Дню Победы открылась выставка, посвящённая Неизвестному солдату. К 350-летию Петра I широкому зрителю представили реформы императора в области визуального дизайна, а ко Дню города и 5-летию парка «Зарядье» – фрагменты фресок 1199 г. из Храма Спаса на Нередице и их современную реконструкцию. В ноябре открыли выставку, посвящённую древним памятникам русской письменности. В подклете Старого Английского двора представили 11 берестяных грамот XI-XV веков из Новгородского объединённого музея-заповедника. 

 

 

 

 

Картина дня

наверх