На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Дагерротип на память

С 29 апреля по 21 августа в Серпуховском историко-художественном музее открыта выставка «Незабываемые»

Эта выставка для тех, кто поклоняется женщинам, ценит их, любит, признаёт их особую роль, которую предписал им Создатель, и не только в продолжении рода человеческого, но и в миротворении, и в созидании красоты на планете. Эта выставка обращена лично к каждому человеку, у которого была в жизни – «Незабываемая». Лично мне, по ассоциации, вспоминается латинское изречение из рассказа Бунина «Руся» («Тёмные аллеи»): «Amata nobis quantum amabitur nulla» - «любима нами, как никто любим не будет».

Серпуховский историко-художественный музей обладает самой большой коллекцией в Подмосковье - 45.5 тысяч единиц собрания. Проект «Незабываемые» важен для него прежде всего тем, что представляет образы женщин в работах русских художников, всего на выставке более ста произведений живописи, графики, скульптуры российских художников XVIII-XX веков, а также предметы декоративно-прикладного искусства. «Женщина - миротворец и созидатель, - сказала на открытии выставки министр культуры Московской области Елена Харламова, - и нам через разные эпохи хотелось показать её образ, так родился этот межмузейный проект. Считаем, что проекты легче продвигать, когда музеи объединяются даже внутри одного региона и выбирают главную линию. В этом году мы решили подумать на тему – «Она и мир».

В Мелихове заявили фотовыставку о женщинах «Другие», в Сергиевом Посаде представляют 270 работ в экспозиции «Ваше величество женщина» (XVIII-XIXвв.), в военно-патриотическом музее «Зоя» экспонируют портреты космонавток, космических биологов и архитекторов, специально для этого сделали планетарий.

Кроме Серпуховского музея и Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени в проекте участвует Музей МХАТ. Ключевым партнёром Серпуховского музея стал Музей Тропинина, в котором есть вещи XVIII-1й пол.XIX вв., каких не достаёт в Серпухове. На выставке представлена знаменитая «Кружевница» Тропинина, работы иностранных художников Каравака и Ротари, сформировавших русскую школу живописи, братьев Маковских, Ярошенко, Коровина, Натальи Гончаровой. Куратор выставки, искусствовед Мария Санти, известная своим умением разговаривать с современными людьми об искусстве за чашкой чая, помогла объединить галерею женских образов в экспозицию «Незабываемые». Участвуют в выставке и частные собрания, в частности, коллекционеры Татьяна и Сергей Подстаницкие и Фонд Кобзон. Общеизвестно, что в музеях есть постоянные экспозиции, на которых экспонируется пять процентов из хранящегося в фондах, и временные выставки, на которых можно увидеть эти скрытые от глаз посетителей предметы, «Незабываемые» - из этого ряда.

Выставка построена по тематическому принципу: «Мать», «Возраст женщины», «Заложница обстоятельств», «Создательница среды», «Муза», «Кокетка», «Императрица» - всего 16 тем. «Когда в разделе «Подруги жизни» нам не хватило моделей из нашего портретного ряда, - рассказала директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова, - мы обратились в музей «Мелихово», и благодаря образу Ольги Леонардовны Книппер -Чеховой, собрали уникальный мемориальный ряд вещей».

Музей Тропинина, который часто называют «малой Третьяковкой», представляет на выставке 45 шедевров периода русского романтизма конца XVIII и 1-й пол. XIX в. Межмузейные проекты полезны, как публике, так и самим музеям. Посетитель не всегда готов объехать несколько музеев, а музейщики, готовя такие выставки, в полной мере выполняют свою миссию, осуществляя движение фондов и устраивая публичные показы. Кроме того, при подготовке таких историй всегда возникают интересные научные нюансы, появляется повод детально изучить материал, подкорректировать паспорта экспонатов, заняться реставрацией.

«Наш музей работает на полях страны и мира, - сказала директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлева, - но в столь масштабной подмосковной выставке участвуем впервые. Вот уже целый год мы все тесно сотрудничаем и благодарны коллегам за возможность выбрать куратора выставки. Мы немало спорили о том, как Мария Санти распределила героинь, наша работа была настоящим творческим трудом двух команд. Что касается номинаций, портреты находились порой неожиданно.

Готовя выставку «Из частного собрания Нелли Кобзон», я увидела портрет Нелли кисти Ильи Глазунова, а нам как раз нужна была героиня в номинацию «Музы». В собрании коллекционеров Подстаницких нашли портрет поэтессы Варвары Лизогуб, автора поэмы «Зулейка», в музее МХАТа - портрет примадонны русской сцены Екатерины Семёновой кисти Кипренского, которая по завершении актёрской карьеры стала женой князя Гагарина».

«Кружевница» прославила Тропинина, он получил звание академика, а среди публики его называли «русским Грёзом», по имени модного французского художника Жана-Батиста Грёза, которого он копировал. Неслучайно у «Кружевницы» находят отблеск французской внешности, чертами она схожа с «Девочкой с собакой» Грёза, прекрасной тропининской копией. Модели у художника не было, таким было его представление о женской красоте. Первый раз он написал «Кружевницу» в 1823 году, всего известно семь вариантов портрета, местонахождение пяти музейщикам известно, в Музее Тропинина демонстрируется первое авторское повторение 1830-х годов. За пределы музея «Кружевница» выезжает второй раз, первый раз «ездила к своей сестричке» в Нижегородский художественный музей, где провели технико-технологическую экспертизу, чтобы доказать, что портреты написаны одним мастером. Все помнят изображение «Кружевницы» в учебниках «Родная речь», картина эта важна для понимания русского портретного искусства, формирования русского романтизма, она даёт представление о том, какие образы создавали крепостные художники, - Василий Андреевич до середины жизни был крепостным и никогда не выезжал за границу.  

В пространстве Серпуховского музея предусмотрено мультимедийно-интерактивное оснащение, которое позволяет погрузиться в сюжеты при помощи осязания, слуха и обоняния. На сайте музея можно ознакомиться с тематическими лекциями, экскурсиями, мастер-классами. Детей, да и взрослых, ждёт немало сюрпризов.

Любопытно, что фотовыставку «Другие» в Музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» можно воспринимать, как продолжение или диалог с серпуховской выставкой. «Если у коллег в центре внимания известные подруги жизни и музы, - говорит заместитель директора по научной работе музея, куратор выставки «Другие» Анастасия Журавлева, - то мы делаем акцент на неизвестных героинях. И показываем галерею женских фотопортретов первых 70 лет, от дагерротипов 1840-1850 годов до массовой фотографии начала XX века».

На выставке демонстрируют уникальную коллекцию дагерротипов из частного собрания. Интересна, как сама техника их изготовления, так и не мал труд, который приходится приложить современному человеку, чтобы рассмотреть дагерротип. Представлены фотопортреты женщин из разных эпох, от детского до преклонного возраста, которые озвучены с помощью литературных портретов Чехова - Душечки, Попрыгуньи, Дамы с собачкой. Актуальны ли эти образы сегодня, соотносят ли себя с ними современные женщины, какие чувства вызывают у них лица ушедшей эпохи? На все эти вопросы должны ответить «Другие».

Отражена на выставке и история развития фотопортрета, посетители увидят фотоатрибутику, и это станет поводом поговорить о спорах эпохи, которые шли между художниками и фотографами, сторонниками и противниками ретуши, по-нашему, фотошопа. В рамках выставки фотограф Андрей Клюев будет делать семейные фото на деревянную фотокамеру по старинной технологии. Можно будет поучаствовать в рождении фото, и этот единственный экземпляр будет прекрасным украшением семейного альбома.

Нина Катаева

Картина дня

наверх