На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    очередное чудо  с стиле 90-х.. или автор просто обкуренныйНа Фабрику здоров...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...

Как преодолеть страх быть самим собой

В театре «Сфера» премьера «Земли Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович

Пьеса поставлена на множестве российских сцен, по ней снят фильм. Её популярности в «Сфере» способствует то обстоятельство, что поставил ее Иван Рубцов, 22-летний выпускник ГИТИСа, мастерской Андрея Кончаловского, победитель первой в истории «Сферы» творческой лаборатории «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров». Парень довольно дерзкий, потому что заявил в одном интервью, что поступал к Кончаловскому, не будучи знакомым с его творчеством, не видел ни одного фильма. Лабораторию совместно с ГИТИСом театр провёл летом прошлого года, заявку Рубцова с пьесой «Земля Эльзы» выбрали из тридцати предложений.

Пьеса Пулинович идеально подходит «Сфере» с её зданием в форме греческого амфитеатра, когда круг небольшой сцены утоплен где-то внизу, а вокруг неё возвышается зрительный зал, расчерченный несколькими проходами, на ступенях которых также идёт действие. Когда начинается спектакль, ощущаешь себя оказавшимся в чьей-то вселенной, незнакомом мире, который тебе предстоит постичь.

Название спектакля подсказывает, что это мир некой Эльзы… А вот и сама она, открыв крышку длинного сундука, похожего на гроб, вылезает на свет божий. Это Эльза Александровна (з.а. России Ирина Мреженова), русская немка, много чего пережившая в жизни - ужасы войны, репрессии, ссылки. Сейчас она живёт в алтайской деревне и неделю назад похоронила мужа, так что должна носить траур, и вроде как готова это делать, как всю жизнь по привычке делала то, что должно, но происходит непредвиденное: 72-летняя Эльза влюбилась. В незнакомца, который приладил ей колесо, отлетевшее от коляски, когда она гуляла с правнучкой. Василий Игнатьевич (з.а. России Вадим Борисов), бывший учитель географии, купил дом в их деревне и переехал сюда из города, чтобы наслаждаться свободой.

Их встреча как столкновение двух планет, потому что взрывает жизнь обоих, обнажив горькую правду: и тот, и другая прожили жизнь, не живя - без любви. Эльза – с грубым тираном-мужем, которого хочет забыть, Василий Игнатьевич – с равнодушной женой, не имея права на собственные желания. Жилище Эльзы обставлено мощными сундуками, обшитыми мрачной тканью, которые в полном контрасте с её трепетной натурой. А дом географа изображён говорящими предметами обстановки, парящими в пространстве – книга, фотоаппарат, керосиновая лампа, умывальник и лестница, ведущая на чердак, где, как в детстве, можно читать книги и лакомиться конфетами. Именно в этот мир, где они вместе будут садить розы, окунает Эльзу Василий, отношения их развиваются стремительно, географ делает возлюбленной предложение, зовет в заграничное свадебное путешествие. И Эльза является своему Ромео в том облике, в котором подсознательно видела себя всю жизнь: во всём розовом - в платье, шляпке и туфлях на каблуках, характерном для возраста юности, который был пропущен ею в бурях одоления судьбы (сценография и костюмы Ивана Рубцова и Анастасии Никоновой).

Но против счастья Эльзы и Василия восстаёт деревня, раскинувшаяся вверху на трёх сценических площадках – мужиковатая дочь Эльзы Ольга (з.а. России Ирина Сидорова), накинувшаяся на мать за то, что та захотела по-своему распорядиться своим домом; сын Василия, подкаблучник Виктор (Павел Степанов) с женой-фурией Изабеллой (Валерия Гладилина) – по той же причине; соседки-сплетницы Зинаида Михайловна (з.а. России Людмила Корюшкина) – баба в халате и молодящаяся Таисия Петровна (Ирина Померанцева); иронизирующая продавщица сельпо Марина (Екатерина Давыдова-Тонгур) и более-менее лояльная внучка Эльзы Даша (Екатерина Богданова), которая исполняет в спектакле старинную немецкую колыбельную «Schlaf, Kindlein, schlaf» своей дочке.

Впавшая в морализаторство деревня агрессивна – Эльзу и Василия оскорбляют, смеются над их «любовью», издеваются над розовым платьем, готовы убить за недвижимость, принадлежащую им. Собственно, и доходит до рукоприкладства, распоясавшаяся Изабелла ударяет своего свекра, от чего у Василия случается сердечный приступ… Трагическая сцена исполнена символизма. Вместо Василия на ступени прохода падает его пиджак, и действие совершается вокруг него, Василий-Борисов из полумрака комментирует происходящее, а потом исчезает совсем.

Лишь после гибели Василия отупевшая от злости, зависти, ненависти деревня вздрогнет и, возможно, что-то прояснится в её отуманенном мозгу, во всяком случае, это станет очевидным, когда зарыдает Ольга, в руки которой попадёт нежное письмо матери, обращённое к Василию. Иван Рубцов отмечает, что пьесу Пулинович обычно ставят как мелодраму, а он увидел в ней «историю любовной революции», которая произошла в сибирской деревне, и ему захотелось быть в чём-то похожим на своих героев, которые с помощью любви пытались «преодолеть страх быть собой». Как часто это бывает актуально и для двадцатилетних, и для семидесятилетних.

Финал спектакля оптимистичен, хотя Эльзу более ничто не держит на этой земле. Она приходит в дом Василия, где они испытали минуты счастья, и начинает взбираться по лестнице вверх, слыша его голос. Он, как всегда, шутит, рассказывая ей, что угнал вертолёт, на котором они полетят в свадебное путешествие, о котором мечтали. Лестница никак не заканчивается, и сегодня она приведёт Эльзу на небо. Души влюблённых разлучить невозможно.

Нина Катаева

Картина дня

наверх