Одну из творческих встреч в Доме учёных Анатолий Полетаев посвятил великому басу России Борису Штоколову (1930-2005)
«В 2000 году в Большом зале Консерватории мы отметили 70-летие Бориса Штоколова, - сказал дирижёр, композитор, профессор, многолетний худрук Оркестра «Боян», н.а.СССР Анатолий Полетаев, - а 75-летний юбилей уже не состоялся. На Литераторских мостках Волковского кладбища в Питере певцу поставили памятник во весь рост. Печально. Для старой России неповторимым певцом был Шаляпин, весь мир знал, что это лучший бас России. Н.а.СССР Борис Штоколов представлял русский бас в современной России - его любили за откровенность и неповторимость. Мы прожили без Бориса Тимофеевича 19 лет, и сегодня не имеем возможности лично воздать ему должное, придя на концерт, но посмотрим его выступления в видеозаписи, понаблюдаем, как аплодировали артисту зрители на его юбилейном концерте. На том концерте Борис Штоколов выступал под аккомпанемент нашего оркестра «Боян». (На фото Штоколов с Полетаевым).
Мировому зрителю солист Мариинского театра оперы и балета был известен как оперный певец и как исполнитель романсов и народных песен. Штоколов блистал на оперных сценах Италии и Испании, Швеции и Франции, Швейцарии, ГДР, ФРГ, его восторженно принимали в концертных залах Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады... Зарубежная пресса числила певца выдающимся мастером мирового искусства и называла блестящим интерпретатором русского оперного репертуара. Царь Борис в «Борисе Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Руслан и Иван Сусанин в операх Глинки, Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Гремин в «Евгении Онегине». Успех сопутствовал ему в партиях Мефистофеля в «Фаусте» Гуно и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. Певец участвовал в постановках современных опер - в «Судьбе человека» Дзержинского, в «Октябре» Мурадели и других.
Критики отмечали в ролях Штоколова непременную «глубину психологизма», голос певца - высокий подвижный бас - зачаровывал выразительностью звучания, мягкостью и красотой тембра. Именно его позвал на роль Досифея в «Хованщине» Николай Бенуа, ставя оперу в Чикаго (1969). С редким единодушием Штоколов был признан в мире продолжателем великих традиций русской оперной школы. Но его успех на концертной эстраде был столь велик, что выдерживал любое сравнение со Штоколовым-оперным певцом. В газетах писали: «Если бы певец исполнил в концерте только один романс - «Гори, гори, моя звезда», воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Его голос приковывал слушателей к тексту романса, слова - «гори», «заветная», «волшебная» - он выговаривал так, будто дарил драгоценности. И так во всех шедеврах - «О, если б мог выразить в звуке», «Утро туманное, утро седое», «Выхожу один я на дорогу», «Голубка», «Ямщик, не гони лошадей». Каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке и к слову рождало такое же чудо».
Стоит ли удивляться тому, что когда-то выступление курсанта свердловской Школы ВВС так поразило командующего войсками Уральского военного округа Георгия Константиновича Жукова, что он немедленно командировал его на вокальный факультет Уральской консерватории. Позднее Штоколов любил пошутить: «Поступил по знакомству». И именно о Штоколове-исполнителе романсов и песен, говорили на встрече в Доме учёных.
«Гори, гори, моя звезда»
(music.apple.com)На концерт, посвящённый 60-летию Победы под Сталинградом, в 2002 году в Большой театр были приглашены ветераны, в программе значилось выступление более чем тридцати знаменитых певцов. Оркестр «Боян» аккомпанировал исполнителям. «Штоколов начал своё выступление с романса «Гори, гори, моя звезда», - рассказывает Полетаев, - историю создания которого, может, не все знают. Это не лирический романс, обращённый к незабвенной красавице, хотя в Большом театре Штоколов выступал с балетной группой, в которой солировала красавица балерина, и все было представлено, как в лирическом романсе о несчастной любви.
К слову сказать, этот романс долгое время запрещали, считалось, что его написал Колчак для своей возлюбленной, но потом выяснилось, что у песни есть авторы. Дело в том, что 1846 году астрономы обнаружили новую звезду, а на следующий год, когда в Москве отмечали 700-летие столицы, так совпало, что Пётр Булахов, замечательный композитор, специализирующийся на романсах, написал и этот - «Гори, гори, моя звезда». Стихи, в связи с научным открытием, написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский. Думаю, Шаляпин, конечно, знал, что этот романс посвящён юбилею России и новой звезде, но Штоколов мог и не знать, ибо согласился с исполнением в виде лирического романса. А когда в 1915 году появился певец Владимир Сабинин и записал пластинку с этим романсом, он превратился в народную песню. Послушаем, в каком виде в Большом театре был представлен этот романс. Штоколов был одним из самых великих участников того концерта».
«Только раз бывает в жизни встреча»
(minkultrb.ru )«В репертуаре Бориса Штоколова, - продолжает рассказ Полетаев, - был и этот старинный романс, написанный в 1924 году композитором Борисом Фоминым (1900-1948) на стихи Павла Германа (1894-1952). «Только раз бывает в жизни встреча» – один из первых романсов Фомина, принесший ему мировую славу. Музыку к романсу Фомин сочинил в пору жениховства. Сочинил за одну ночь, а утром пошёл к поэту Павлу Герману. У того были стихи, написанные ещё в октябре 1923 года, и они превосходно легли на музыку Фомина. Композитор отнёс сочинение Изабелле Юрьевой в Столешников переулок. Сам и сыграл за роялем. Романс Юрьевой понравился, и она взяла его в свой репертуар. Вскоре Фомин стал приносить и другие свои вещи: «Пой, цыган», «Всё впереди», «Саша»… На авторском экземпляре обычно писал: «Первое исполнение разрешаю легендарной Изабелле Юрьевой». Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж». Аккомпанировал Юрьевой Дмитрий Покрасс».
«Ямщик, не гони лошадей!»
Этот романс по ошибке часто называют «народной песней», хотя авторы его известны. В 1915 году его написал композитор Яков Фельдман на стихи поэта Николая фон Риттера, обрусевшего немца. Предок фон Риттера приехал в Россию во времена Екатерины II. Риттеры, среди которых были генералы, учёные, литераторы, верно служили России. Николай печатался в литературных изданиях, но стихи его мало кому были известны, поэтом он был по призванию. В 1913 году он познакомился с молодым музыкантом Яковом Фельдманом, который руководил популярным оркестром в Воронеже. На гастроли в Воронеж приехала восходящая звезда, певица Агриппина Гранская. Молодые люди полюбили друг друга, и Фельдман сочинил свой первый романс «Ямщик, не гони лошадей!».
Агриппина стала первой исполнительницей. Исполнила с триумфом, и романс разлетелся по России. С той поры все свои сочинения Фельдман посвящал возлюбленной. Николай Риттер эмигрировал, и следы его затерялись. Имя сохранилось лишь в истории романсов. Фельдман и Гранская поженились и переехали в Москву. В 1925 году певица скончалась, а Фельдман пережил супругу почти на четверть века. Новые сочинения он посвящал памяти жены, но лучшим его произведением остался романс «Ямщик, не гони лошадей!». Его поют и сегодня, так, кроме Бориса Штоколова, песнь исполняли Дмитрий Хворостовский, Алла Баянова, Валерий Агафонов, Любовь Казарновская, Елена Камбурова, Валентина Пономарёва, Александр Малинин. Романс стал настолько популярным, что строки из него - «не гони лошадей», «некуда больше спешить» - стали поговорками.
Поскольку на творческих встречах Анатолия Полетаева без пронзительных моментов не обходится, рассказ земляка Бориса Штоколова – Владимира Суродина (на фото справа), дипломата, спецназовца, блестящего шахматиста и бильярдиста, вряд ли забудется. «Полковник в отставке, служба внешней разведки, академик, заслуженный писатель России, - отрекомендовался Владимир Иванович, - но главной заслугой считаю то, что я был другом Бориса Тимофеевича Штоколова, который ушёл от нас в 2005 году. Мы оба родились в посёлке Кузедеево Кемеровской области, и во время моей предвыборной кампании, - двадцать лет назад я имел глупость избираться в Госдуму, - с пятью почётными жителями области, правда, не согласовав свой приезд с губернатором, приехали на родину. (Там сейчас-то живёт не больше 5 тысяч жителей). И увидели большой замок на дверях Дома культуры». «В связи с запланированными мероприятиями, сцену предоставить не можем», - не моргнув глазом, сказали ответственные лица.
Конечно, я не сдержался, сходил к главе посёлка: «Вы совершаете не ошибку, а преступление, Борису Тимофеевичу предоставляют свои залы Ла Скала, Ковент-Гарден, Большой и Мариинский театры, да все оперные сцены мира, мне, например, не забыть выступление Штоколова в Храме Христа Спасителя, которое устраивала вице-спикер Госдумы Людмила Швецова. А родился он в вашем посёлке…» Один из Людовиков, когда подводил итоги своей деятельности, находясь на смертном одре, дойдя до искусства, сказал – «Ну здесь я сделал всё, что мог, я не вмешивался». Как бы и нам добиться того, чтобы чинуши не вмешивались в святое дело: не гнобили оркестры, подобные «Бояну», не мешали великим артистам встречаться со своими земляками и не творили множество других дурных дел?»
(YouTube) Зрители Дома учёных с воодушевлением прослушали весь юбилейный концерт Штоколова, где прозвучали мега-популярные романсы «Я вас любил», «Сомнение», «Утро туманное, утро седое», но были преподнесены и сюрпризы. Две премьеры, срежиссированные самим Борисом Штоколовым - «Монастырский хорал» («Молитва о России») Анатолия Полетаева на стихи иеромонаха Романа и - композиция на стихи Пушкина. Исполнение композиций стало полной неожиданностью для самого Полетаева. «Никто не ожидал от Бориса Тимофеевича, - говорит он, - такого «поворота» от привычных романсов к таким композициям».
В стихах «Колокольного звона» речитативом звучит молитва братского хора: «Господи, помилуй...». Открывают композицию строки Николая Рубцова: «Россия, Русь, Храни себя, храни!..» Духоподъёмный стих звучит строго, молитвенно, мощно и проникает в самую душу слушателей.
«Колокольный звон\Над землёй плывёт,\А в монастыре\Братский хор поёт:\— Господи, помилуй...\Странники стоят,\Молится народ.\Русь ещё жива,\Русь ещё поёт.\— Господи, помилуй...\Братский хор умолк,\Снова перезвон.\Только слышно мне\Как со всех сторон:\- Господи, помилуй...»
Предваряя «поворот» к пушкинской композиции, Борис Штоколов пояснил: «Хочу спеть стихи Пушкина из «Медного всадника» и «Полтавы» на музыку Свиридова из «Метели», к сожалению, ни они между собой, ни я с ними самими договориться не смог». И он так прочитал стихи Пушкина, по словам Полетаева, как мало кто сможет в Москве из чтецов.
Вначале Штоколов прочитал начальные строки из поэмы «Медный всадник»:
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе…»
А потом начал петь на музыку свиридовской «Метели»:
«Люблю тебя, Петра творенье,
люблю твой строгий, стройный вид…
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…»
Строки из «Полтавы» певец сам вмонтировал в композицию.
И завершил строками из «Медного всадника» -
«…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия».
Овации были оглушительными…
Заканчивая юбилейный вечер, Борис Тимофеевич поблагодарил публику за
то, что она «пришла на его 17 лет» и пообещал и впредь «служить великому
искусству». Полетаев констатировал, что в нынешние времена русских басов
- лауреатов Госпремий и народных артистов Советского Союза не увидишь и не услышишь, за редким исключением, а такую память надо сохранять. «Она должна работать на будущее, - сказал он, - чтобы появился более справедливый «народный слой», тем более, что единомышленники есть, огромную работу по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей проводит со своими коллегами депутат Госдумы, Президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», н.а. России Николай Бурляев. Есть надежда, что его деятельность повлияет на развитие нашей культуры».
Нина Катаева
Свежие комментарии