В Театре Моссовета поставили «Похищение эС» по пьесе Петра Гладилина
Пьесу под названием «Похищение Сабинянинова» сам драматург обозначил как комедию «с балетом и синхронным плаванием». Работу над ней автор закончил в 2007 году, тогда же по ней был поставлен спектакль, памятный театралам тем, что в нём одну из последних своих ролей - бывшей балерины Ангелины - сыграла н.
а. СССР Людмила Гурченко. Татьяна Архипцова, поставившая «Похищение эС» на сцене «Под крышей» в Театре Моссовета, определила жанр постановки как утопическая комедия. Уж очень далеко от реальности, и сказкой не назовёшь, а вот утопия, где можно вдоволь посмеяться, в самый раз.Режиссёр даже обратилась к зрителям со словами: «Чтоб не выдавать ходы и не путать вас экстравагантностью поступков героев, рассказывать сюжет отказываюсь… Но в одном предложении события спектакля можно сформулировать так: «Соперничая из-за любви к одному мужчине, две женщины – рыбачка и балерина совершают поступки, в которые трудно поверить. Но могу добавить, что всё заканчивается неплохо, и, ко всеобщей радости, все танцуют. И, вспомним Окуджаву, «все наши глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает», поэтому в итоге и, в конце концов, будем и мы счастливы в обнимку с героями. Если не сами, то хотя бы за них».
Татьяна Архипцова известна постановкой мелодрамы «Жаркое ковидное лето» в МХТ им. А.П.Чехова, а также множеством спектаклей в городах страны. Автор десятков документальных лент, среди которых «Лёгкое дыхание.Пётр Фоменко», «Олег Табаков. Свидетели», «Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина». Автор фильма «Мой муж – гений» - о жене Льва Ландау.
Постановка «Похищения» пронизана морским бризом, и, хотя действие происходит не только в Анапе, где командированный из Питера моторист-электромеханик третьего класса Владимир Харитонович Савинов (Алексей Трофимов) влюбляется в рыбачку Марию Дробикову (Екатерина Девкина), а и в питерской квартире, где его ждёт возлюбленная жена, балерина на пенсии Ангелина Ивановна (Анна Гарнова), едва увидев сцену, мы понимаем, что море здесь главное. Слева, из верхнего угла нам подмигивает светящаяся рыба камбала (сценография Александра Петрова, художник по свету Антон Юдаков), по центру размещены огромные рыбацкие сети, штурвал катера, ярко-красные провода, волнообразно колышется темно-синий задник... А о профессии Ангелины напоминает лишь балетный станок, который в нужный момент становится деталью экстерьера. Зато непрекращающаяся и на расстоянии их беседа - «в любящих сердцах» - говорит о том, сколь крепка ментальная связь супругов, и как непросто будет «Володеньке» принимать решение.
А принимать придётся, потому что рыбачка, настоящий вихрь в юбке-пачке (костюмы Елены Четвертковой), влюбилась в механика до потери пульса и расписала их счастливую жизнь на десяток лет вперёд. Увидев, что Володенька вяло, но упирается, Маша во время прогулки по штормовому февральскому Чёрному морю открывает кингстоны и сообщает об этом Савинову, когда катер наполовину затоплен.
Зал, как и Володенька, ошарашен, зрители понимают, что стали свидетелями сумасшедшей любви, которая предпочтёт пойти на корм рыбам вместе с возлюбленным, чем отдаст его сопернице. В голове тут же рождаются ассоциации со сценами из «Леди Макбет Мценского уезда», где в зимней Волге роковая купчиха топит соперницу, а также из фильмов «Слово для защиты», где на пике отчаяния героиня Марины Неёловой открывает газ, или «Осенний марафон», где маячит «не нашим не вашим» переводчик Бузыкин. В антракте слышим не раз: «Нет ничего страшнее женской жестокости...» И это правда.
Но парочку спасает чудо, и следующий десяток лет Савинов проживает по расписанию рыбачки. У них рождается семь дочерей, Володенька занимается профессией, их разговоры на расстоянии с Ангелиной поутихают, но треугольник - лишь обостряется. Кингстоны балерины ждут своего выхода. И на палубе лайнера «Элегия», на котором Савинов трудится на пару с матросом Семёном Камовым (Александр Попело) в единственной пассажирке в вуали он узнаёт Ангелину. У них завязывается разговор. Обвинив Владимира в предательстве, жена объявляет его дочерей незаконными. На резонный вопрос - «Что же тогда законно?», слышит: «То, что я тебя люблю», и история повторяется. Кингстоны открыты, судно тонет, герои плывут в ледяной воде, и Володенька подвергается точно такому допросу, как когда-то в Анапе: «Признайся, ты любил только меня, и счастлив был только со мной, и будешь любить только меня вечно?!» На этот раз герои спасаются на геликоптере, и Владимир Харитонович оказывается в квартире у Ангелины. Живёт тихо, мирно, тайком, на рыбе, переписывается с дочками и во всём соглашается с женщинами, Ангелине помогает теперь вести хозяйство бывшая аккомпаниаторша, интеллигентная Прасковья Фёдоровна (Вера Каншина).
Третьего и четвертого захода с кингстонами не будет, хотя в их роли могла бы выступить дуэль рыбачки и балерины: мать и старшая дочка Анфиса (Евдокия Карева) явились к Ангелине с надёжными пистолетами. Но это была последняя попытка Маши отвоевать Володеньку, он сумел предупредить столкновение. Одним словом, эмансипация образца 2024 ярко явила свое лицо, и именно мужчина, дважды похищенный двумя достойными женщинами, прекратил распрю. Захватив напарника, он улетел в космос, где собирается создавать невидимые двигатели, используя бесплатную космическую энергию. По большому секрету, могу сообщить, что Володенька пишет своим женщинам одинаковые письма, почти под копирку. Но это секрет.
А чем занимаются соперницы? Вы не поверите, стали лучшими подругами. Во всех дочках Маши Ангелина обнаружила способности к танцам, и обучает их. Это помимо того, что сочиняет балеты, и в её планах их значится более ста. Ну, а Маша бездельем никогда не страдала. А самое удивительное в том, что в обеих напрочь исчез всяческий негатив в отношении друг друга, напротив, героини превозносят достоинства друг друга. Возможно, сплотило их купание в зимнем Финском заливе, особенно мастер-классы по художественному синхронному плаванию. Форма одежды - купальники, шапочки и ...шубы. Сцена эта одна из лучших в спектакле.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии