В Театре на Трубной поставили «Пять вечеров» Володина
Кто внимательно будет смотреть спектакль Игоря Мужжухина (под художественным руководством Дмитрия Астрахана и Ильи Макарова), сможет ответить на этот хитроумный вопрос. Кто любил, тот знает, что признаться-то в любви очень непросто, а уж начать всё «сызнова», как было спето в известном фильме Михалкова, дано лишь избранным. Паре таких избранных посвятил свою пьесу «Пять вечеров» (1958) большой мудрец Александр Володин, посчитавший, что его героям понадобится именно столько времени, чтобы разглядеть наконец любовь, которая не покидала их все эти годы.
Надо сказать, что режиссёры-постановщики с самого начала воспринимали эту во многом автобиографичную пьесу на контрасте: сенсационный спектакль Товстоногова в БДТ, ставший «классикой и каноном», был суров, как сама послевоенная жизнь, а о воздушной сказке Ефремова в «Современнике» отзывались, как о «счастье», которое можно было увидеть. С той поры прошло более шести десятков лет, а «Вечера» не сходят с подмостков. И, видимо, для большей актуализации герои в них теперь едва ли не летают, как на полотнах Шагала.
В актуальной постановке Театра на Трубной такой необходимости нет. С первых минут вы оказываетесь во власти реалистичной сценографии Андрея Климова, в которой правит бал само время. Вы попадаете в обстановку конца 50х-60х годов: как достоверна и с какой любовью подобрана мебель - диван, украшенный салфеткой, вышитой гладью, оранжевый абажур, буфет, стол с белоснежной скатертью, венские стулья, кровать с панцирной сеткой, коврик с оленями, этажерка, деревянная вешалка и наконец входная дверь, через которую Тамара (Джульетта Шабанова\Татьяна Циренина) впустит Александра Ильина (Вадим Колганов\Андрей Карако) в свою жизнь. Климов - и автор костюмов: сшиты из добротных тканей, по моде середины XX века.
...Они не виделись 17 лет. До войны Ильин, будучи студентом, снимал комнату в тамариной коммуналке, они встречались. Она провожала его на фронт, переписывались, а потом он исчез, и вот неожиданно появился на её пороге. Основное действие происходит в комнате Тамары - на фоне большого старинного окна, за которым видим то силуэт Исаакиевского собора, то многоквартирный дом, то питерский двор. Сценограф изобретательно располагает в одном пространстве и несколько внутренних локаций.
«Ну, как поживаешь?» - спрашивает Ильин, и - открывается занавес «театра в театре», в котором персонажи начинают отчаянно плюсовать друг перед другом. В этом «театре» Тамара, заводской мастер, стахановка, вполне счастлива трудовыми подвигами и заботами о племяннике-студенте. А Ильин - главный инженер крупного химкомбината в Подгорске, прибывший в Питер в командировку. И если слова Тамары у зрителей вопросов не вызывают, то прошлое Ильина, надолго «пропавшего» после войны, - да. И где же он был - полтора десятка лет? Генетическая память подскажет. И все нужные слова про Гулаг - впроброс - да прозвучат. И напев «В Кейптаунском порту» будет кстати. В спектакле "на Трубной" по традиции звучит живая музыка.
Пять вечеров, которые проведёт Ильин вместе с Тамарой, её племянником Славиком (Владимир Гамаюнов) и его девушкой, телефонисткой Катей (Евгения Гавшина), наполнены событиями. Во-первых, молодой паре сразу становится ясно, что они присутствуют при рождении чего-то такого, что словами не выразить, и всеми силами стараются помочь прорезаться этому явлению. Сделать это непросто, поскольку Тамара противится чувству, которое вновь просыпается в ней. Но после общего застолья, которое всё же случается, Ильина взяли на постой, она произносит фразу о том, как «было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж». Считаю это признанием Тамары Ильину.
Ильин же зовёт её вдруг с собой на Север, мол, брошу своё инженерство, надоело, а, получив отказ, уезжает не простившись. Бросившись на поиски к другу Ильина Тимофееву (Александр Овчинников), Тамара узнаёт наконец всё про «севера», где шоферит Ильин, в своё время отчисленный из института за то, что в глаза назвал преподавателя-подлеца подлецом. На фронте, скорее всего, попал в плен, а дальше по накатанной, в подробностях биография героя в пьесе не обозначена. А настоящим главным инженером в этой истории оказался Тимофеев... Узнаёт Тамара и про продавщицу из Гастронома Зою, временную пассию Ильина, горькое одиночество которой внятно сыграно Ольгой Бынковой.
«С точки зрения общих стандартов, Ильин - неудачник, и он это понимает, - сказал о главном герое Дмитрий Астрахан, - но при этом он - свободный человек». И Ильин-Карако, словами Володина, подтвердил: «Ради Вашего удовольствия прикидываться лучше, чем я есть на самом деле, не собираюсь. Человек должен оставаться самим собой и жить так, как ему нравится, ни перед кем не отчитываясь. А я, запомните, свободный, весёлый и счастливый человек!"
А Тамара, после всех откровений, собственно, и сама уже знает, как должна быть счастлива, что рядом с ней оказался именно такой человек. Конечно, он не побоится начать всё сызнова, и, конечно, она поедет за ним на Север, а, если понадобится, и на самый край земли. Условие одно, и оно сейчас в России у всех на языке: «Только бы не было войны!»
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
https://www.kinoafisha.info/event/pyat-vecherov_id1003643/ (в первом ряду в центре Андрей Карако, слева от него Татьяна Циренина, справа - Джульетта Шабанова).
Свежие комментарии