На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

«От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле»

В Театре Вахтангова премьера – по рассказам Горького из цикла «По Руси»

Из 29 рассказов, написанных Максимом Горьким в 1912-1917 годах и объединённых в цикл «По Руси», в Театре Вахтангова инсценировали не больше десятка. Цикл в полном составе включался во все собрания сочинений писателя, выходившие после революции.

Спектакль Павла Пархоменко «По Руси» – восьмое обращение Театра Вахтангова к Горькому.

Важной вехой был «Егор Булычов и другие» (1932), поставленный Борисом Захавой с Борисом Щукиным в главной роли, Горький и предназначал пьесу вахтанговцам. Через год Захава поставил «Достигаева и других», а в 1951-ом возобновил «Егора Булычова» с Сергеем Лукьяновым в главной роли. А ещё была инсценировка романа «Фома Гордеев» Рубеном Симоновым, постановки - «Детей солнца» Евгением СимоновымЛановым в роли Протасова), «Варваров» Аркадием КацемМихаилом Ульяновым и Марией Ароновой), «Зыковых» («Люди как люди») Владимиром Ивановым. Одну из ролей в этом спектакле играла внучка Горького – Дарья Максимовна Пешкова, более 70 лет прослужившая в Театре Вахтангова.

Павел Пархоменко поставил спектакль о босяцкой жизни молодого Максима Горького и его становлении как писателя. Основой инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По Руси», трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками. «Мне хотелось раскрыть саму личность молодого Горького, - говорит Пархоменко. - Его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования. Горький был великим гуманистом и проповедником человеколюбия. Тема актуальная, сегодня необходимая. Я был в музее Горького в Казани, на Фёдоровском бугре, где Горький стрелялся. Именно с этой роковой ночи и начинается наш спектакль-путешествие».

…В 1884 году Алексей Пешков приехал в Казань поступать в университет, но его не приняли. Аттестата о среднем образовании не было, а число мест для выходцев из беднейших слоёв резко сократили. Алексей провёл в Казани пять лет, работая на пристанях, служа у разных хозяев, в пекарнях, в том числе. Попал в булочную Андрея Степановича Деренкова, доходы которой направлялись на нелегальные кружки самообразования и финансовую подпитку движения казанских народников. Молодой человек посещал сходки революционно настроенной молодёжи, познакомился с марксистской литературой, занимался пропагандистской работой. Жил в подвалах трущоб, рядом с «бывшими людьми», которые время спустя стали героями его рассказов и повестей, знаменитой пьесы «На дне».

«Я в мир пришел чтобы не соглашаться», - юный Пешков с такими словами вступил в сознательную жизнь. С малых лет он познал жестокость и грубость жизни, и чем больше в неё погружался, тем острее и ярче зрела в нём уверенность в том, что жизнь эту следует переделать, сделать лучше. Но революционная борьба результатов не давала: после сходки в университете многих студентов арестовали. Из Нижнего пришла весть о смерти любимой бабушки Акулины, следом умер и дед Каширин. Ко всему, Алексей был безответно влюблён в сестру Деренкова – Марию... И в приступе депрессии 19-летний парень решил застрелиться.

Купил на скобяном базаре револьвер, пришёл на Фёдоровский бугор - на крутом берегу речки Казанки и 12 декабря 1887 года выстрелил в себя. Спас его, истекающего кровью, сторож Феодоровского монастыря Мустафа, оказалось, что пуля, пробив лёгкое, прошла всего на полсантиметра ниже сердца. В предсмертной записке будущий писатель обвинил во всём Гейне, «выдумавшего зубную боль в сердце».

Именно так, едва успеваем увидеть обаятельного Василия Симонова – в роли Максима Горького, которая ему очень идёт, среди единомышленников, как раздаётся выстрел, и Татарин (Евгений Кравченко) доставляет молодого человека в больницу. Вокруг него уже собирается консилиум. Почти во всех эпизодах спектакля, а на пресс показе показали лишь первый акт, занята группа актёров из девяти человек, и эпизоды эти незаметно перетекают из одного в другой. Происходит всё на земле матушки Руси, изукрашенной мерцающими огненно-золотыми колосьями (сценография и узнаваемые костюмы на переломе 19 и 20 веков Полины Фаддеевой, художник по свету Станислав Теуважуков, видеосценограф Анастасия Иванова), путешествовать по которой отправляется Алексей Пешков.

Отправляет его в это путешествие Владимир Галактионович Короленко (з.а. Олег Форостенко), который в пух и прах разнёс его поэму «Песнь старого дуба» и сказал Алексею, что прежде чем брать перо в руки, следует изучить жизнь. И отправился будущий Горький странствовать, с апреля по ноябрь 1891-го побывал в Поволжье, на Дону, на Украине, в Крыму и на Кавказе, и на некоторое время осел в Тифлисе. А потом вернулся на Волгу. И вот уже в газете «Кавказ» под псевдонимом - М.Горький опубликован рассказ «Макар Чудра», а в «Русском богатстве» - «Челкаш», принёсший известность. К слову сказать, биографы называют временем странствий Горького время с лета 1888 года по октябрь 1892-го, учитывая его остановки на всевозможные подработки.

А в спектакле Алексей, служивший лодочником на Оке, отправляется к незнакомой чете, прибывшей прямиком из Парижа, с предложением покататься на лодке. Отправляется навстречу своей судьбе: художница Ольга Юльевна Каминская (Дарья Щербакова), мастерица шляп, искусная швея и при этом акушерка по образованию, становится его первой невенчанной женой. В книге «По Руси» Горький не раз обращает внимание читателей на подзаголовок – «Записки проходящего», мол, не прохожего, созерцателя, а участника действия. И начинается всё с самого, что ни на есть, действия: забыт муж Болеслав (Евгений Кравченко) – избалованный щёголь с окладистой рыжей бородой, а изящная парижанка и наш «проходящий» увлечены друг другом с первого взгляда. Сюжет полностью автобиографичен. Их любовный союз, с перерывами, продлился чуть более двух лет, семейную лодку весьма колотило о быт, молодожёнам негде было жить, и семья постоянно нуждалась в деньгах.

При этом Ольга, бывшая на десять лет старше Алексея, считала, что ее предназначение – любовь, и, пожалуй, лишь это позволило им какое-то  время продержаться, но непостоянство чувств жены, а также невнимание к его писательству, однажды Ольга заснула, слушая только что написанный рассказ «Старуха Изергиль», выводило писателя из себя. Но как бы то ни было, именно рядом с Ольгой Горький пришёл к выводу, что «от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле». А также написал строки о том, что за настоящими отношениями между мужчиной и женщиной всегда «скрыт высокий, тайный смысл, что-то великое, радостное и даже страшное таится за первым объятием, - испытав эту радость, человек совершенно перерождается». Но от Ольги «переродившийся» Горький, этот нежный человек-кремень, бежал в Самару, и уже ни одно из жизненных испытаний не смогло поколебать его решимости «улучшать» жизнь, чего бы это ему ни стоило.

В рассказах, сюжеты которых разыграли на пресс-показе, ощутимо, как зреет в молодом Горьком эта решимость быть рядом с человеком, когда ему плохо, и он нуждается в участии. Уверена, писатель не раз вспомнил добрым словом наставника, потому что в «участии» всех этих людей, встретившихся ему на пути, не в меньшей степени нуждался он сам. Он «изучал» их, они открывали ему тайны жизни, и долгосрочный этот «договор» стал смыслом жизни писателя. В «Нилушке» Горький бичует такое зло, как социальная пассивность людей. Местный философ Антипа Вологонов (Олег Форостенко) прекрасно видит, в какой нищете живут люди, но при этом уверен, что все попытки человека изменить судьбу напрасны, и пытается убедить в этом слобожан.

И, казалось бы, хочет облегчить их участь, лепя вместе с Фелицатой (Наталья Масич), матерью слабоумного Нилушки (Василий Цыганцов), образ праведника из подростка. «Всё-таки утешеньишко людишкам-то, - объясняет свои поступки «проходящему», - иной раз - жалко их, очень маетно живут, очень горько! А тут - жили-были стервы-подлецы, а нажили праведника!» Но если в рассказе «проходящий» воспринимает Вологонова как настоящего врага, забивающего головы людей чепухой, то в спектакле он всего лишь наблюдатель, записавший сюжет в записной книжке жизни.

А сообщество Толмачихи-слободы, похоронившей Нилушку, уже является нам пассажирами парохода, плывущего по Волге. Возбуждает всех своими психопатическими выходками мужик по имени Яшка (Евгений Кравченко), сбросивший в воду пароходный инвентарь, ударивший поленом спящего проходящего, а потом и вовсе бросившийся за борт… Мужика вытащили, и уже вовсю судачили про страшную его историю: мол, совесть отцеубийцу мучает, спасу нет. На то и вышло: брата и дядю с племянником Яшки осудили на каторгу, а его, год продержав в каталажке, по непонятным причинам оправдали. А он присутствовал при злодействе и не помешал, тоже был заинтересован в смерти отца как первый наследник…  И вот подельники его плывут на барже вслед пароходу, а он здесь.

Пассажиры вразнобой высказываются по поводу яшкиной истории, и лишь проходящий тонко и беспристрастно рисует терзания запутавшегося героя. И его приговор очевиден: любой человек родится с добротой в сердце, не пропустить бы момент, когда ему надо помочь. 

И совершенно необычное воздействие оказывает на зрителей сцена знакомства Горького с мальчиком-калекой (Анна Ляхова) из рассказа «Страсти-Мордасти». По тому, как она написана и сыграна, можно судить о натуре писателя, о том, как будет дальше складываться его жизнь. В этой жуткой каморке, где обитают пьющая распутница Машка Фролиха (Наталья Масич) со своим безногим сыном, живёт Любовь и то самое Человеколюбие, в которое верит Горький. Оказывается, среди этого грязного тряпья можно так нежно и трепетно любить жуткую мать, видя в ней «человечье», так вдохновенно играть в «зверильницу», где в коробочках живут паук Барабанщик, таракашка Анисим и муха Чиновница, а главное, улыбаться жизни «чарующей» улыбкой.

… Безногий мальчик, которому мать в рассказе поёт колыбельную про Страсти-Мордасти, которые «приведут с собой Напасти, и изорвут сердце на части», даёт ещё один ответ Горькому на вопрос, мучивший его с юности – «Что мне делать?» Теперь он знает, что ему нужно шагать дальше по Руси, навстречу своим «напастям», а потом рассказать нам, как плакало детское сердце, когда мальчик улыбался ему своей «чарующей улыбкой».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх