На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

343 подписчика

Свежие комментарии

  • patentlil
    Александр Иванович Южин родился 4 (16) сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево[4] (...Правила для драма...
  • vitaly yanushkevich
    Автор, граф де'Бюсси -- это роман ,,графиня де' Монсоро", а не ,, королева Марго", почитай Александра Дюма, и не дела...Александр Домогар...
  • Мария
    Замечательный артист!Александр Домогар...

Ночное происшествие

В Театре Моссовета поставили мольеровского «Тартюфа»

Сатирическая комедия «Тартюф, или Обманщик», которой в этом году исполняется 360 лет, чего только не пережила за три с лишним века – запреты, смену жанра, имени и сферы деятельности главного героя – лицемерного попа Тартюфа. Но в третьей редакции, несмотря на все нападки «Общества святых даров», сатира оказалась куда более злой.

Святошу Тартюфа Мольер сделал не только ханжой, лицемером и развратником, но ещё и предателем, доносчиком и клеветником, показав его преступные связи с разными государственными институтами. Поистине страшный образ. Евгений Марчелли поставил пьесу в подходящем жанре – «Трагифарс.Кино», уместив всё действие в тёмном времени суток – всё происходит вечером и ночью, но в камерном зале «Под крышей», как в кино, можем рассмотреть все эмоции героев на крупном плане.

Действие происходит в Париже, в доме господина Оргона. Тартюф, втёршийся в доверие к хозяину, представляется ему самим благородством, так скромен и набожен. Но в знак «благодарности» он переворачивает всё вверх дном в доме Оргона: расстраивает свадьбу дочери Марианы с Валером, вынуждает лишить наследства и выгнать из дома сына Дамиса, ухлёстывает, принуждая к связи, за его женой Эльмирой и, в конце концов, завладевает всем хозяйским имуществом, и лишь счастливая случайность помогает вернуть всё на круги своя и арестовать мошенника.

Спектакль начинается со взрывной дискотеки (сценография и костюмы Анастасии Бугаевой,) – по танцполу с сияющим дискошаром (свет Нарека Туманяна), усыпанному разноцветной фольгой, с невероятным грохотом проносится огромный молодёжный маскарад. В доме Оргона (з.а. Валерий Ярёменко), недавно женившегося на молодой особе, бал правит теперь она, Эльмира (Дарья Балабанова), и хозяин, наблюдая за всеми этими экзерсисами, ещё и сам не знает, как к ним относиться. Вместе с ним за танцующей публикой наблюдает приехавшая в гости мать Оргона, г-жа Пернель (н.а.Ольга Остроумова), которая ориентируется гораздо лучше своего сына и тут же выговаривает невестке за «кабак», устроенный в благородном доме.

Старшее поколение, по контрасту, облачено в современные деловые костюмы – пиджак, галстук, брючный костюм. Эльмира с группой поддержки – Марианой (Екатерина Девкина) и Дамисом (Олег Отс), своим братом Клеантом (Владимир Прокошин) и служанкой Дориной (Анна Михайловская) благосклонно выслушивает спич бабушки, и вроде мы начинаем узнавать пьесу, потому что г-жа Пернель произносит имя священной коровы – г-на Тартюфа (з.а.Виталий Кищенко), всеобщего «наставленника на путь истинный».

 Но чем дальше, тем больше убеждаемся в том, что перед нами история о современном плуте и мошеннике, прототипами которого полна наша жизнь, найдём их и в госучреждениях, и на знаменитой территории, застроенной фешенебельными коттеджными посёлками знаменитостей. В одном из таких и живёт Оргон, которому выпало неудачно жениться. Мольер писал свою комедию в стихах, реально высмеивая само явление фальшивого священного служения, ханжество, лицемерие, но моссоветовский «Тартюф» поставлен в прозаическом переводе Евгения Федюкина середины 19 века. По мнению Марчелли, эта история в форме лёгкой сатирической комедии сегодня не интересна.  «И мы решили рассказать про сложную внутреннюю ситуацию, - говорит режиссёр, - в которую попадает зрелый человек, я бы даже сказал, очень зрелый, когда женится на молодой девушке. На протяжении всего спектакля Оргон думает, как быть, уничтожить эту любовь или принять предполагаемую измену. Так что для меня пьеса Мольера не комедия, а трагифарс, а Тартюф - тот катализатор, который нужен хозяину дома для того, чтобы принять или отторгнуть то, что с ним случилось». Через призму этой самой «ситуации» и рассматривают нового «Тартюфа» в моссоветовской версии.

Тем временем, домочадцы Оргона, сменив маскарадные и деловые костюмы на пижамы и ночные рубашки, пытаются выяснять отношения с Оргоном, желая понять природу негативного отношения к ним и подобострастного к Тартюфу, но у них ничего не выходит. Для Оргона они все одним миром мазаны и «погрязли в грехах». Выясняют отношения на непереносимо повышенных тонах, особенно преуспевают в этом Мариана с Валером (Николай Новосёлов), на самом деле, признаваясь друг другу в любви и опасаясь, что папенька разлучит их. Досадно, что запала Мариане хватает лишь на «децибелы» с Валером, с папенькой, хватко решающим её судьбу, она сама покорность. Достойно ведёт свою партию служанка Дорина (Анна Михайловская), давая меткие советы хозяевам.

Оргон - Ярёменко сдержанно выслушивает всех, срываясь, разве что на Клеанте, уж очень убедительно вскрывает тот личину лицемерья в Тартюфе. «Жизненные ситуации меняют людей, - говорит Ярёменко, - и я рад, что персонаж, которого обычно представляют простачком, повернут нами совсем в другую сторону. И тут уместен вопрос, а кто главенствует в этом жёстком эксперименте над человеком, и если мой герой женится на 24-летней девушке, он должен думать о том, что будет завтра. Спасибо Мольеру, написавшему великое произведение и спасибо режиссёру, заставившему актёров ходить по его лабиринтам и искать какие-то «измы», мне это было интересно».

И наконец на сцене является Тартюф - в странном костюме, то ли великовозрастного детсадовца, то ли беспризорника, с мертвящим взором прозрачных глаз, и первым делом протягивает даме в декольте платок – мол, прикройся, не смущай. С молодёжью он разобрался, с Оргоном управляется «на ять», на данный момент его цель – Эльмира, и сцена объяснения с ней становится центральной в трагифарсе. Эльмира и сама не промах, чувствуя, как крут противник, едва не пустивший их по миру, она обставляет происходящее, как в театре или на киносъёмке, вплоть до трёх дублей-повторов. Они с Тартюфом сидят на стульях друг против друга, как на репетиции, в центре этого самого дискотечного ковра, и в ход идёт всё – слова любви, объятья, попытки поцелуев, заканчивающиеся рвотой, так омерзителен ей мужнин клоун. Но Тартюф требует обещанных «подлинных» чувств, и, преодолев рвотный рефлекс, Эльмира услаждает его поцелуем, убедившим и зрителя, ради которого замышлялась сцена. …Из-под стола с длинной скатертью кряхтя вылезает Оргон.

Искусственно благополучная развязка, когда в дом является судебный пристав г-н Лояль (Алексей Шмаринов), якобы готовясь выселить Оргона с семейством и утвердить хозяином особняка его гостя, а, на самом деле, арестовывает Тартюфа, поскольку власти признали в нём известного мошенника, ничего не меняет. Власть тартюфов над порядочными людьми за прошедшие века не ослабела, напротив они набрались новинок, ещё крепче дружат с нужными людьми, лучше прочих владеют технологиями и не допускают промашек в деле соблазнения эльмир и мариан.

Интересно рассуждение Евгения Марчелли об ещё более камерном замысле постановки «Тартюфа»: режиссёру хотелось бы максимально приблизить лица актёров к зрителям, чтобы они могли, как под увеличительным стеклом, рассмотреть тончайшие внутренние ходы исполнителей, сомнения, размышления, своего рода асфиксию - перехват дыхания. Режиссёр считает, что это возможно, если зрителей будет человек десять, пространство между ними и актёрами будет сужено до полуметра, вот тогда получится идеальное «кино», которое и хотелось бы ему видеть в этой истории. Многое зависит от нюансов. 

Проходит ночь, а с ней и ночное происшествие с искусственным праздником  в доме Оргона. Жизнь продолжается, и мольеровские цитаты из «Тартюфа» также великолепны, и способны помочь всем нам. Возьмём хотя бы эти: …«От злоязычия себя не уберечь.\Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь».\ «Все те, кто славится зазорными делами, с особой лёгкостью других поносят сами».\ «Кто время выиграл - всё выиграл в итоге».\ «Умейте ж распознать за холодностью слов\волнение души и сердца нежный зов».\ «А от любви глупеют люди, право!..»

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

 

 

 

Картина дня

наверх