Более двух недель на экранах России и Беларуси мистика «Чёрный замок» по роману Владимира Короткевича Сюжет уносит зрителей в мрачное средневековье, овеянное сказаниями о призраках Белой дамы и Чёрного монаха, хранителях сокровищ, похищенных во время восстания православных князей против польского короля. Манускрипт, в котором указано место, где спрятаны сокровища, попадает в руки молодого профессора истории Антона Космича (Евгений Шварц). Чтобы разгадать тайное послание, он мистическим образом переносится в прошлое, где ему предстоит стать частью старинной легенды о Чёрном замке. Накануне премьеры создатели картины встретились с журналистами. Продюсер Глеб Шпригов, автор сценария, белорус по национальности, рассказал, как в Беларуси любят книги Владимира Короткевича, и как он сам студентом обожал роман «Чёрный замок Ольшанский». На экранизацию решился в связи с тем, что посчитал телефильм Михаила Пташука «Чёрный замок Ольшанский» (1984), сценарий к которому писал сам Короткевич, устаревшим. «Роман многослойный, - говорит Шпригов, - в нём не менее пяти временных слоёв, и основное действие, желая приблизить его к современному зрителю, мы перенесли из пятидесятых годов в наши дни. Фильм снимали «на основании романа», раньше говорили - «по мотивам», использовали, в основном, два времени, все идеи писателя сохранены, а вот на уровне сюжета многое пришлось дорабатывать, потому что старинная легенда в романе рассказана довольно скупо, нам пришлось додумывать, что происходило с героями в 1611-1612 годах». Режиссёр Кирилл Кузин подтвердил, что все члены съёмочной группы с трепетом относились к роману, а он сам перечитывал его не менее десяти раз, переводя текст в картинки, представляя, как должны выглядеть герои, выстраивая кадры. Выбирая актёров, обошлись без кастингов. Для режиссёра важно было сложить ансамбль, а также определиться с главным героем, профессором, потому что Глеб Шпригов, по его словам, писал «про более молодого человека, образованного, открытого, яркого, который не подозревал, что ему придётся пройти через такие ситуации, в которых не каждый захочет оказаться. К счастью, для него всё закончилось хорошо». Профессора Антона Космича - остроумным, красивым, весёлым - сыграл Евгений Шварц, утверждая, что герой - полная его противоположность, и ему гораздо привычнее прилюдно вспоминать текст на съёмочной площадке, чем рассуждать на пресс-конференциях. В проект он попал, можно сказать, случайно, актёра позвал Кирилл Кузин, напомнив Шварцу, что однажды тот проходил у него кастинг и был утверждён на роль, но съёмки не состоялись. «У меня есть для тебя роль в «Чёрном замке», - сказал Кузин, - кастинг проходить не нужно, мне нужен именно ты». |
«А для артиста самое страшное, когда ему говорят, что хотят конкретно его, - пояснил Евгений, - потому что непонятно, чем ты это заслужил, и что нужно сделать, чтобы оправдать такое доверие. Груз ответственности начинает давить. А книгу Короткевича я до самых съёмок не держал в руках». Кирилл Кузин подтвердил факт несостоявшихся съёмок и показал Шпригову замечательную актёрскую визитку Шварца. И продюсер сказал - «Вызывай!». Артиста поставили в ряд с остальными претендентами, и он - победил. Его утвердили на роль профессора, а также князя Валюжинича, но по этому поводу продюсер и режиссёр долго спорили: Глеб считал, что эти роли должен играть один артист, а Кирилл - что разные, победила продюсерская точка зрения. Переход из одного образа в другой решено было сыграть через видения героя. По мнению режиссёра, Евгений Шварц блестяще сыграл эти роли. Но этот спор был связан ещё и с тем, что роли Стаси и Владиславы должна была сыграть также одна актриса (Вероника Устимова). Актриса призналась в любви к Беларуси, которую объехала вместе со съёмочной группой, рассказала о команде, снимавшей «Чёрный замок», принципом работы в которой была взаимопомощь. Опытные актёры - Виктор Вержбицкий, Евгений Стычкин, Евгений Шварц своими советами помогали молодой актрисе. Вероника с интересом наблюдала за ними на съёмочной площадке, за тем, как они разбирали роли, как работали в кадре. Атмосфера на съёмках была дружелюбной, вся команда сдружилась. «Над «Чёрным замком» мы работали в атмосфере полного взаимопонимания, - подтвердил композитор Юрий Потеенко, - не было разногласий и «творческих» споров, которые ни к чему хорошему обычно не приводят. Музыку записывали в исключительных условиях, делали всё с удовольствием и в присутствии необходимого артистического флёра. Когда композитора спросили, есть ли шанс у музыки для «Чёрного замка» стать легендарной, то есть существовать вне кино, он ответил: «Нет, музыка не выйдет из фильма, мне кажется, главное достоинство музыки в кино, когда она не тащит одеяло на себя, а органична внутри картины, для которой написана. Но есть и другая точка зрения, всё зависит от видения продюсеров. Если желание, чтобы музыка вышла за пределы кино, изначально, то это легко делается, но я мало встречал режиссёров, которые хотели бы слышать музыку, большую, чем кино. Меня задело другое, когда продюсер сказал, что слышит в моей музыке русские интонации, а ему нужны белорусские, я крепко задумался, чем же они различаются, и не нашел принципиальных различий». Глеб Шпригов согласился, что Владимир Короткевич ценен тем, что глубоко погружает читателей в языковую стихию, сценаристу, конечно, тоже пришлось это сделать. «И чем глубже погружаешься, - сказал он, - тем больше понимаешь, насколько русский и белорусский языки едины. Все наши корни, лежащие ниже временных напластований, говорят о единстве истории, языка и менталитета. Наверное, мы сняли не белорусское кино, а общее, возможно, перешедшее из советского прошлого, но это кино должно быть интересно всем - и русским, и белорусам, и грузинам (наш оператор Константин Эсадзе, - Ред.)». И неслучайно фильм «Чёрный замок» вышел в прокат в год крупных юбилеев - 100-летия белорусского кино, 25-летия Союзного государства и 30-летия Международного кинофестиваля «Листопад». Нина Катаева, Фото Владимира Коробицына и кадры из фильма "Чёрный замок" PS Из Беларуси зрители присылают отзывы: «Фильм зрелищный, красиво снят, без мата и пошлости! Зал был полон, аудитория 25+, в конце фильма зрители аплодировали, соскучились по адекватным фильмам. Каждому времени своё).
|
Где спрятаны сокровища
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии