К 80-летию Великой Победы в Московском драмтеатре «Сфера» поставили «Эшелон» Михаила Рощина
Главный режиссёр театра «Сфера», народный артист России Александр Коршунов обратился к материалу, который сам автор назвал «трагической повестью для театра» и рассказал в ней о тихом героизме тех, кто выживал в тылу.
Повесть автобиографична, потому что Михаил Рощин сам пятилетним мальчишкой ехал в этом эшелоне, который в словарях называют «поездом специального назначения для массовых перевозок», в эвакуацию и посвятил пьесу своей матери. Речь здесь идет о войне, но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, которым и положено было быть мужественными и стойкими, а о тех, кто выстоял и выжил, когда казалось, что нельзя было выстоять, о наших матерях, простых русских женщинах, которых принято считать слабыми. «И даже если каждый день, словно молитву мы будем повторять слова благодарности за то, что мы живы, за то, что мы есть – такие, как мы есть, - что мы сидим все вместе сегодня в тепле и уюте театра, то и тогда не уменьшится, и не истончится перед ними наш долг».
Это слова самого Михаила Рощина.- Как шла работа над спектаклем?
- Очень непросто, потому что не так часто приходится сталкиваться с такой полифонической литературой. Это «оркестровая» пьеса, потому что на сцене находятся одновременно от десяти до двадцати человек, и в каждой сцене нужно определить центр происходящего, найти главную линию, суметь выделить кого-то. А для того, чтобы погрузиться в этот материал, мы все вместе смотрели много документальной хроники, читали воспоминания фронтовиков, в том числе своих отцов, дедов и прадедов, участвовавших в войне. Нам необходимо было погрузиться в этот материал и постараться максимально приблизиться к той трагедии, о которой написано в повести.
Конечно, я думал о своих близких фронтовиках. Мой дедушка Иван Алексеевич Коршунов прошёл всю войну в звании лейтенанта, и мои дяди, братья матери - Клавдии Николаевны Еланской, тоже воевали. Валентин Николаевич Еланский служил старшим лейтенантом, погиб под Москвой в 1941 году, а второй дядя – Аркадий Николаевич Уланский служил в Московском ополчении всю войну».
Спектакль в «Сфере» получился трогательным и очень искренним, зрители на три с половиной часа, действительно, погрузились в проблемы сотрудников одного из столичных заводов, везущих оборудование на восток. Это были первые месяцы войны, страшное, тяжёлое время. Немцы уже подошли к Москве, радио в эшелоне не было, сводки с фронта доходили с трудом. Вагон постоянно останавливался, пропуская составы с ранеными. А ехали в нём с детьми представительницы разных поколений и социальных групп, женщины с самыми разными характерами, которым предстояло выстроить свою жизнь так, чтобы личное стало общим. «Это действительно была история преодоления и объединения людей в силу страшных обстоятельств», - отмечает режиссёр.
В спектакле звучит музыка свиридовского «Романса», обращённая к душе человека.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии