На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

359 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сталкер
    😋Александр Домогар...
  • Сталкер
    А это замануха. чтоб дочитали до конца последней строчки.Александр Домогар...
  • Анатолий налетов
    Домогаров будет рад: О нём пишут, говорят...Александр Домогар...

Зелёное платье Аделы

В Театре «Сфера» поставили драму Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»

«Начинается\ Плач гитары.\ Разбивается \Чаша утра» - для меня Лорка всегда начинается с этих строк. В любом его произведении. Потому что в них заключён весь он, вся его страстная и мятежная натура, пылкая и нежная душа, все его порывы к свободе и счастью.

Цветаева «угадала» и нашла нужные слова для перевода. А уж в драме «из жизни женщин в испанских селениях» «Дом Бернарды Альбы», написанной в 1936 году, за пару месяцев до расстрела Лорки, этот «плач в разбитой чаше утра» присутствует в каждой реплике героинь. Понимали ли фашистские ополченцы, поборники Франко, что, подозревая Лорку в приверженности к коммунистическим идеалам и в гомосексуальных наклонностях, уголовно наказуемых в ту пору на западе, они лишили читательский мир лучшего испанского писателя XX века, навсегда поставив на себе чёрную метку.

Пьеса ставилась по всему миру, и когда появилась в Национальном театре Великобритании, западные критики назвали постановку «безжалостной аллегорией политического, сексуального и психологического угнетения, воплощающей социальные конфликты того периода в квинтете сестёр, заточённых в доме». Бернарда Альба, непреклонный матриарх, после смерти второго мужа объявила восьмилетний траур в доме, по образцу того, как это было в семье её отца и деда. То есть, пятерым взрослым дочерям, в возрасте от 20 до 39, запрещалось не то, чтобы общаться с кем-то из сельчан, но даже выходить из дома. Что означало: эти девушки из Андалусии не познают жизнь в самой цветущей её поре, никогда не выйдут замуж и не познают счастье материнства. Они просто увянут, как никому не нужные цветы, которые никогда не поливали. Мать заточила их в доме-крепости и обращается с ними, как начальник тюрьмы.  

Режиссёр-постановщик Иван Рубцов, поставивший в «Сфере» «Землю Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, с трагическим финалом, безошибочно выбрал новый материал. Молодой режиссёр, считая Лорку удивительным персонажем, говорил, что для своей страны «он был больше, чем поэт, потому что совмещал в себе очень многое». Будучи поэтом и драматургом, он возрождал испанский народный жанр Cante jondo - «глубокое пение» и переводил свои гонорары на народный театр, для которого писал пьесы. По словам режиссёра, именно сочетание поэзии и чувства жизненной правды, ощущение своего долга перед народом и поражало его в Лорке.

А внутренняя мощь и глубина пьесы вдохновляла Рубцова ещё со времен ГИТИСа, он не переставал прикидывать, где её можно поставить.  И на сверхзадачу замахнулся очень высокую. «Человек живёт в постоянном страхе перед судом людей, - говорит он, -».всё время думая, а что скажут другие, как отнесутся к тому, что он делает. При этом совершенно забывает о том, что впереди Суд Бога, который будет проходить по другим законам, и он мог бы прожить свою жизнь, думая о вечном. Для меня было важным столкнуть эти два «суда

... «Дом Бернарды Альбы» ставят обычно в мрачных тонах, выстраивая дом-монастырь или дом-тюрьму, похожий на психбольницу, но в «Сфере» с самого начала вступаем в некое светлое пространство, оплетённое белыми нитями, внутри которого рассмотрим уютный испанский дворик с круглым колодцем, интерьеры жилища Альбы, отделанные нарядной испанской плиткой, увидим всех обитательниц дома в эффектных нарядах (сценография и костюмы Ольги Хлебниковой). В первой сцене они в трауре: хоронят главу семейства, и по их репликам начинаем вникать в суть конфликта, который разгорается в этом доме. О том, что Бернарда - настоящий монстр (з.а. России Татьяна Филатова), нам поведают служанка Понсия (з.а.России Людмила Корюшкина) и безумная мать Альбы Мария Хосефа (Ирина Померанцева), о неблаговидных повадках умершего господина расскажет вторая служанка (Виктория Склянченкова).

Восьмилетний запрет на любые проявления жизни касается не всех: старшая дочь, 39-летняя хворая Ангустиас (Нелли Шмелёва) помолвлена с записным красавцем Пепе Римлянином, который, все знают, польстился на богатое приданое невесты, оставленное ей отцом, первым мужем Бернарды. Догадываются домочадцы и о том, что женихается Пепе в две смены: до полпервого ночи воркует с невестой, а потом, до четырёх утра, общается, как и где секрет, с настоящим розаном, юной Аделой (Елена Маркелова). В тайный треугольник этот втянута и несчастная горбунья Мартирио 23 лет (Евгения Казарина), - Лорка достаточно резок в описаниях героинь, - именно она крадёт фотографию Пепе из-под подушки у Ангустиас.

Подглядывания, подслушивания, словесные перепалки, едва не потасовки - вот какой клубок страстей хитро сплетается в доме Бернарды, где сам воздух синеет от напряжения (художник по свету Татьяна Колесникова). Но догадывается о надвигающейся грозе лишь мудрая Понсия. Бернарда, понятное дело, озабочена лишь тем, чтобы всё выглядело «прилично» в глазах соседей. А героини, где есть ещё мечтательница Амелия (Дарья Савичева) 27 лет и рукодельница Магдалена (Екатерина Богданова) 37, могут выразить себя лишь в угрожающем танце страсти - фламенко (хореограф-постановщик Пётр Казьмирук), в католическом песнопении Requiem ( c лат."Покой вечный") да в обсуждении самосуда за окном. Дочь крестьянки Либрады родила ребенка без мужа и, опасаясь того, что "скажет Марья Алексевна", задушила его, и теперь крестьяне ведут её на казнь... Мартирио одобряет их действия, Адела возмущена. И бунтует не только на словах. На второй день после похорон отца она надевает зелёное платье - цвета жизни. 

В паутине белых нитей летают платье и фата невесты, белые простыни, которые сёстры приготовили в приданое Ангустиас, эта сцена самая впечатляющая в спектакле. В белых платьях, похожих на саваны, сёстры и одевают невесту. Преобладающим цветом для Лорки становится - белый, символизирующий чистоту и невинность, а также отсутствие чего-то «не случившегося или не существующего, выпавшего из бытия». В финале спектакля белые путы, символизирующие семейные связи, рухнут, как бы ни старалась их удержать Бернарда, и вместе с ними рухнет жизнь Аделы. «Не случилась» именно она, Адела выпала из бытия как раз в тот момент, когда на какой-то миг прикоснулась к настоящей жизни, и она, более, чем кто-либо, имела право прожить её в полной мере. Но появление её - всё в том же зелёном платье - рядом с раскаявшейся матерью даёт надежду на то, что Дом Бернарды Альбы всё же обретёт другой градус существования. Потому что:

«Так плачет закат о рассвете,\Так плачет стрела без цели,\Так песок раскаленный плачет\О прохладной красе камелий,\Так прощается с жизнью птица\Под угрозой змеиного жала.\О гитара,\Бедная жертва\Пяти проворных кинжалов!»

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына.

 

наверх