На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

360 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Филиппова
    Красивый мужчина, конечно.Александр Домогар...
  • александр ольшанский
    Как точно вы подметили ... Ломающийся и всегда с подкаченными глазами...Александр Домогар...
  • Галина Васина
    Ломающийся в своих ролях в кино, манерный,капризный.Более, наверно, театральный( как Безруков и Аверин) . Но мне совс...Александр Домогар...

«Гимн Любви»: «Благословенны те, кто любят»

Спектакли о любви на Прогресс сцене А.Джигарханяна Театра сатиры

Сцена эта, основанная 12 марта 1996 года постановлением Правительства Москвы как драмтеатр, до сентября 2021-го и именовалась Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна, потом вошла в состав Московского академического театра сатиры как Прогресс сцена А.

Джигарханяна. Костяк труппы изначально составила группа выпускников ВГИКа, учеников Армена Джигарханяна.

«И это была любимая площадка москвичей, живущих не только в Академическом районе, - сказал, представляя премьеру спектакля «Филумена Мартурано, или Страсти по-итальянски» по комедии Эдуардо де Филиппо, худрук Театра сатиры н.а. России Евгений Герасимов. - Но был и период безвременья, когда площадка пустовала, и вот сейчас, в Год столетия Театра сатиры и 90-летия Армена Джигарханяна, мы с радостью готовы вдохнуть в неё новую жизнь. Начали с «Маленького принца» Экзюпери. И на премьере был аншлаг, зрители уже потянулись сюда. Конечно, мы будем делать новые постановки, но возобновим что-то и из прежнего репертуара, так, спектакль по «Филумене Мартурано» - «Брак по-итальянски» - шёл и раньше на этой сцене. Новую постановку мы сделали в кратчайшие сроки, и, на мой взгляд, она получилась яркой и интересной. Всегда важно, чтобы на сцене играли любимые артисты», и на роль Доменико Сориано я пригласил ведущего артиста Театра сатиры, н.а.России Юрия Васильева. В роли Филумены - Екатерина Волкова».

Как настоящие авантюристы, по словам Юрия Васильева, этот спектакль артисты сделали за десять дней, сразу после новогодних праздников. «Работали слаженно, с огромным волнением, - сказал Васильев, - с благодарностью профессии, которая позволяет ощутить адреналин в крови. Обычно спектакли делают за несколько месяцев, а здесь - за десять насыщенных дней, что говорить, сегодня я ночь не спал...». А Екатерина Волкова получила роль в качестве подарка на день рождения и волновалась чуть ли не больше всех.

Широкая публика знает пьесу «Филумена Мартурано»  по фильму «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Сколько же в этой комедии, написанной сразу после войны, в 1946 году, любви к жизни, испепеляющей страсти и размышлений о том, что делает человека человеком. Совсем неважно, что пьеса родилась в Италии, её обожают во всём мире, и она в равной степени понятна южанам и северянам. На сцене «Прогресса» спектакль идёт в сдержанной сценографии и стилизованных костюмах Ирины Сид: интерьеры богатого дома Дона Доменико, по мысли режиссёра-постановщика Антона Непомнящего, не привязаны  к определённому времени. История о том, как женщина, знающая, чего она хочет, победила в поединке с мужчиной, вознамерившемся до конца жизни предаваться утехам, а женщиной этой помыкать, как делает уже четверть века, могла произойти где и когда угодно.

Почему она позволила ему это делать, узнаём из перебранки героев в первой же сцене. Филумена, выросшая в чёрном предместье Неаполя, подростком была вытолкнута своей семьёй на панель, где её и подобрал известный бабник Доменико, а после смерти жены впустил в свой дом в качестве полу-любовницы, полу-рабыни. Благо, рабыня толково вела его дом, смотрела за его пекарским бизнесом и была счастлива любить его в отведённых ей рамках, пока он развлекался на скачках в парижах и лондонах. Они не так часто виделись, и Филумена смогла родить и на расстоянии вырастить троих сыновей, деньги Доменико как экономке ох, как ей тут пригодились, грешна, брала тайно. Тайной матерью была и для мальчиков, спасибо верным слугам Розалии (Ксения Громова) и Альфредо (Анатолий Морозов). И что в результате: Доменико приводит в дом молодую красотку Диану (Доната Нафикова), на которой собирается жениться. Вместо неё, четверть века мечтающей стать его женой!.. Могла это пережить, пусть и немолодая, красивая женщина с характером?! Конечно, нет. И перед нами разворачивается остроумно выстроенная, с итальянским пением и танцами, история воссоединения этой странной семьи с тремя взрослыми сыновьями: дуэт Екатерины Волковой и Юрия Васильева куда как убедителен. Также к достоинствам спектакля следует отнести то что актёры не пытаются играть громкоголосых "итальянцев", размахивающих руками.

Для начала Филумена блистательно разыгрывает умирающую и умоляет Доменико обвенчаться с ней, чтобы предстать перед Господом в подобающем статусе, служанка и «свой» священник (Алексей Лапшин) помогают ей в этом. Но церковный служитель не успевает уйти, как Филумена, эта сестра русских женщин, останавливающих коней на скаку и входящих в горящие избы, воскресает для осуществления своего коварного плана - стать реальной женой Дона Доменико, а его заставить стать реальным отцом, но без притворства, для молодых людей. Поскольку Дон Доменико заслужил всё это, план легко реализуется, хотя интригу с информацией о том, который из троих сын Доменико, она так и не раскрывает. На счастье!.. Добавим, что премьера комедии, состоявшаяся 7 ноября 1946 года на сцене Театра Политеама в Неаполе, имела такой успех, что актёры - Филумену сыграла сестра Эдуардо Титина, для неё и написано, были приняты римским папой Пием XII на частной аудиенции.

***

В ближайшее время зрителей ждут девять премьер самого разного толка, поскольку в театре работают артисты разных поколений. Старшие стараются в точности передать настроение Театра сатиры, младшие подхватывают всё «на лету». Среди премьер - спектакль «Эдит и Марсель.Больше, чем любовь» - трогательная история любви Эдит Пиаф и чемпиона мира по боксу Марселя Сердана. Певица посвящала ему концерты, а он одаривал её букетами, в которых всякий раз находилась открытка со словами любви. В роли Пиаф - Ирина Зайцева из Театра на Малой Ордынке, удивительно похожая внешне на певицу; зрители, видевшие спектакль, могут подтвердить то, что и поёт она не хуже самой звезды шансона, восхищаются даже французы. Брутального боксёра Марселя, подарившего Эдит любовь, полную нежности, которой она не знала раньше, сыграл з.а. России Игорь Лагутин. Поставил спектакль Юрий Клепиков.

Увидят зрители и щемящий чеховский спектакль «Три сестры» и «Женитьбу» Гоголя, пластическое решение которой, несомненно, привлечёт  их внимание. Герасимов в шутку призвал жителей окрестных домов покупать билеты на эти спектакли, потому что центр Москвы, он уверен, приедет сюда смотреть новые постановки. Тем более, здание театра вблизи остановки метро «Университет», отремонтировано, обновлён звук и свет.

Премьера спектакля «Эдит и Марсель. Больше, чем любовь» в год 110-летия певицы шансона стала настоящим подарком для зрителоей. Постановка по пьесе Владимира Герасимова основана на реальных событиях, и для того, чтобы более правдиво воссоздать атмосферу «весёлого Парижа» прошлого века, где впервые столкнулись певица и боксёр, и пока лишь улыбались друг другу, режиссёр использовал архивные кадры (сценография Анастасии Глебовой, костюмы Ольги Сид). «Мы с сыном выбрали самые яркие куски из жизни певицы, наполнили их новыми песнями из её репертуара», - отметил Евгений Герасимов, худрук постановки. Пиаф готовится к выходу на сцену, ей предстоит выступить перед огромным залом, и в этот момент она узнает о смерти любимого - спектакль начинается с трагической ноты, заставляя зрителей ответить на вопрос, о чём же можно сказать - «больше, чем любовь».

Нью-Йорк, с его небоскрёбами и неоновыми вывесками смотрится гораздо эффектнее (художник по свету Тарас Михалевский, световой дизайнер Муза Соколова), это город, в котором Сердан отважно повёл «воробышка» в любимую пивнушку, и с которого началась история их любви. Современные декорации тут очень к месту.

Ирина Зайцева, просто обман зрения, едва появляется на сцене, её песни и танцы (хореография Албертса Альбертса), её монологи, - «Любовь - это борьба, а ещё - огромная ложь и пара пощечин», «Я всегда лихорадочно искала большую любовь, истинную», «Моя карета не превратилась в тыкву, потому что я заработала её», - окончательно стирают грань с залом. «Это Пиаф!» - восклицает зритель, заворожённо откликаясь не только на внешнее, и уже горячо любит «воробышка». Огорчает всех только одно: Сердан женат, и у него три малолетних сына. Но ничто не может помешать этим двоим любить друг друга, тем более, что Эдит уже расставила точки над i: дети страдать не должны. А нам известен финал истории...

В спектакле Эдит винит себя в гибели Марселя, и отчасти её можно понять, она вмешалась в ход событий: «не плыви на пароме, лети на самолёте», - и вмешалась роковым образом. Самолёт, на котором полетел Марсель, внимая её призыву, разбился у Азорских островов, неслучайно режиссёр называет судьбу Пиаф «настолько печальной, что она кажется неправдоподобной». Тем не менее, эту трагическую историю создатели спектакля считают «примером жизнелюбия». Потеряв Марселя, Пиаф не отказалась от сцены. Сказав, что «есть только одна прекрасная вещь на свете - это песни о любви, а те, кто перестал верить в любовь из-за того, что это чувство когда-то заставило их страдать, не способны полюбить по-настоящему», продолжила выступать, посвящая песни любимому. И спектакль завершают мощные звуки «Гимна Любви» Эдит Пиаф: «Благословенны те, кто любят...»

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

наверх