На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

394 подписчика

Свежие комментарии

  • voodoopiplvoodo
    Не вижу гения, вижу гениальную сволочь и любителя бухнуть...Александр Домогар...
  • Stella See
    Этого еще дерьма ...Александр Домогар...
  • Реомюр Гейлюссаков
    Neuzheli on takoi staryi?Александр Домогар...

Кастинг женихов

В Театре Моссовета поставили «Женитьбу» Гоголя

Автор предпослал пьесе подзаголовок - «Совершенно невероятное событие», и каких только трактовок не пережила она за два века, - написана в 1835-ом, опубликована в 1842-ом, но в прочтении пьесы Евгением Марчелли, как нигде, подчёркнута бездуховность подхода людей к понятию «брак», а также унизительность процесса «смотрин» и «сватовства», болезненных для самого Гоголя, прожившего жизнь холостяком.

Не случайно автор называет пьесу «Женитьбой» и рассматривает происходящее исключительно как явление социальное, построенное на расчёте. Ни единого намёка на любовь. Если невеста ещё и мечтает о чём-то, где-то услышанном и прочитанном, то женихи - жуткие прагматики, один чище другого, а главный из них - Подколесин - наоборот ничего не хочет, так бы и жил всю жизнь в эмпиреях.

В Петербурге премьера состоялась в декабре 1842 года, а в Москве в феврале 1843-го. Обе успеха не имели, а о питерской постановке Белинский написал Боткину: «Женитьба» пала и ошикана, играна была гнусно и подло». В то время как пьеса опережала своё время, как было позднее признано, и предвещала явление Островского. И, в самом деле, как было не увидеть, что Гоголь - предшественник драматурга в изображении купеческой жизни?! Отец Агафьи Тихоновны, мимоходом обрисованный её тёткой Ариной Пантелеймоновной (Марина Кондратьева), вылитый прототип самодуров Островского, гоголевская Фёкла (н.а.Ольга Остроумова) предвосхищает всех свах «русского Шекспира», а купеческая дочка, мечтающая о женихе-дворянине, чем не Липочка из комедии «Свои люди - сочтёмся»?! Сам Чернышевский позднее писал, что Островским немного «прибавлено к тому, что уже указано Гоголем», то есть «Женитьба», со всех точек зрения, предопределила комедии Островского.

Цензурный комитет назвал «Женитьбу» «очерком нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге», отметив, что, по сути, это острейшая сатира. Гоголь нарисовал целый «мир обывательщины», где мерилом достоинств человека служили чин, звание и достаток, где царствовал мир «умственной пустоты» - алогичный и с ограниченными интересами. Представителям этого мира настолько чужды были человеческие чувства, что один только проблеск их выбивал их из колеи, как это случилось с Подколесиным. Он попытался словами выразить вспыхнувшее в нём чувство, но оно тотчас погасло. Когда-то мы писали в сочинениях, что в «Женитьбе» Гоголь обличал быт и нравы дореволюционной России. Только ли?..

... В углу абсолютно пустой сцены (сценография и костюмы Анастасии Бугаевой) спиной к зрительному залу в шезлонге возлежит надворный советник Иван Кузьмич Подколесин (з.а.Александр Яцко) и рассуждает о прелестях женитьбы. Мы узнаём его сразу - по речам и слушателям. Здесь моложавая элегантная сваха Фёкла Ивановна, которая третий месяц безуспешно обрабатывает клиента, чуть позже появится его друг Кочкарёв (з.а.Валерий Ярёменко), которого Фёкла неудачно женила, детки так и не появились у пары, и он сильно нервничает, когда видит сваху. Вот и сейчас отодвигает Фёклу от «дела» и решает сам продвигать жениха к венцу. А тот, знай себе, рассуждает: «Вот как начнёшь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живёшь, живёшь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед...» Несмотря на то, что слуга Степан (Александр Попело) готовит Подколесину апельсиновый фреш на современной соковыжималке, а по полу катается робот-пылесос, и костюмы на персонажах универсальны, ощущение, что смотрим классическую постановку, не покинет нас.

И особенно усилится, когда Подколесин, поддавшись на уговоры приятеля, поедет знакомиться с Агафьей Тихоновной (юная Ника Здорик), которую Фёкла Ивановна определила ему в невесты. Поедут и попадут ...на кастинг женихов, сваха времени зря не теряла. Помимо Подколесина, придут ещё три соискателя. Экзекутор Иван Павлович Яичница (з.а.Сергей Виноградов), вальяжный господин, привыкший, чтобы всё свершалось, как предписано, и более всех интересующийся приданым. Отставной пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин (Роман Кириллов), мечтающий о жене, изъясняющейся по-французски. Бывалый моряк Балтазар Балтазарович Жевакин (Андрей Рапопорт) и скромный титулярный советник Акинф Степанович Пантелеев, страдающий сильным заиканием. Не этот ли разнообразный цвет общества заставил Евгения Марчелли сказать: «Мне эта история показалась интересной, и я подумал, а что, если к автору отнестись не как к человеку, у которого сатира, гротеск, карикатурная форма на первом месте, а как к психологу и реалисту? Если о происходящем попробовать рассказать не с точки зрения анекдота, а просто как человеческую историю? Неслучайно же Чернышевский и Белинский считали Гоголя основоположником реалистического направления в литературе и искусстве».

Сцена смотрин невесты будет проходить всё на той же пустой сцене, обрамлённой «древнегреческим» хором из двенадцати русских красавиц в старинных свадебных нарядах (музыкальное оформление Марии Галлиардт, хормейстер Мария Репина). Наряду с обрядовыми песнями они будут исполнять и старообрядческие песнопения, и рождественские колядки, погружая зрителей в разные времена и состояния. Какой точный ход, сразу ставящий постановку «Женитьбы» в особый ряд. Собственно, в особом ряду спектакль прежде всего благодаря главной героине, которую опекают тётка и сваха, обожающие её. Агафья в Театре Моссовета - девчонка, едва не срывающаяся на радостный визг от предвкушения невероятных событий. Она беспрестанно гадает на картах, шепчется с Дуняшей (Камиля Фасахова) и едва не летает по зале. К женихам выходит в белом платье с длинными рукавами, внимательно рассматривает их, принимая по одному, на смотринах зевать нельзя. Уже произнесено сакральное: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Заметим, что в спектакле много белого цвета, в белом Яичница и Жевакин, Подколесин и Кочкарёв в первой сцене, а также домашняя команда Агафьи.

Женихи очарованы красотой и юностью невесты, ими овладевают мечты, настроение «бури и натиска», что пугает хрупкую красавицу, и она вначале ищет защиты у Фёклы, а потом и вовсе, спотыкаясь, убегает из комнаты.

Но близится развязка, и второе действие проистекает едва ли не в дворцовой зале с роскошной люстрой и затейливой лепниной на стенах и потолке, словно намекая на то, насколько серьёзно всё, что сейчас здесь произойдёт. Агафья выпархивает к женихам в открытом балетном платье, и наконец делает выбор. Подколесин! Остальным, по наущению Кочкарёва, резко даёт отставку.

И в последней сцене так и хочется протереть глаза: «Да уж Гоголь ли это?!» Подколесин, с помощью друга, объясняется в любви невесте, делает ей предложение, Агафья трепещет в предвкушении счастья, они целуются, и «Женитьба» вот-вот превратится в «Свадьбу». Но -  нет, после дифирамба в пользу семейной жизни Подколесин, словно опомнившись и не желая связывать себя «на весь век», спрыгивает со сцены в проход между рядами... Снова нашлось окошко.

Агафья, в торжественном свадебном уборе, полными слёз глазами смотрит в зал. Есть ей утешение: песни русских красавиц. А Фёкле Ивановне новая забота - по поводу жениховских кастингов.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх