На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Марченко
    паскудство певцов ртом, игрунов лицом и прочих артистов заключается в том что они обычные люди со своими тараканами.....Александр Домогар...
  • лариса
    Журналюги,вы не можете написать интересную статью и заманиваете несуществующей сенсациейАлександр Домогар...
  • Николай Лубенец
    Не порядочный в жизниАлександр Домогар...

Воспеть артистов...

Пьеса «Без вины виноватые» вернулась на сцену Малого театра

Комедию Островского поставил старейший режиссёр, н.а.России Владимир Бейлис, за плечами которого четыре спектакля по «русскому Шекспиру», в том числе «Таланты и поклонники», в котором также затронута тема искусства. Тоже, к слову сказать, комедия, а почему этим жанром обозначены «Без вины виноватые», в финале которых зрители подходят к рампе с глазами, полными слёз, уже разобрались. Ответ убедительней всех даёт Чехов в «Чайке», которую также именовал комедией. Смешны были Антону Павловичу эти люди.

..

А «Без вины виноватых» Островский писал для Малого театра (1881-1883): роль Незнамова для Константина Рыбакова, Коринкиной - для Надежды Никулиной. Премьеру показали в 1884 году, и с тех пор эта пьеса одна из самых репертуарных в русском театре. Следующие постановки в Малом состоялись в 1908 году с Кручининой - Ермоловой и Незнамовым - Остужевым, в 1930-м в Студии Малого театра с Половиковой и Вечесловым и в 1940-м в филиале Малого театра, с Кручининой - Пашенной и Незнамовым - Царёвым, с Коринкиной - Гоголевой и Шмагой - Ильинским. Кроме того, известны четыре экранизации: фильм Владимира Петрова (1945), телеверсия спектакля Виктора Хохрякова и Александра Бурдонского в Малом театре (1985, с Быстрицкой), телеспектакль Петра Фоменко в Театре Вахтангова (1993, с Борисовой) и телефильм Глеба Панфилова (2008, с Чуриковой). И вот премьера в Малом спустя десятилетия.

 «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, сочетающая в себе черты комедии и реалистической бытовой и психологической драмы. Действие разворачивается вокруг страданий «девицы благородного происхождения» Любы Отрадиной, которую бросил с ребёнком молодой чиновник Григорий Муров. В довершение кормилица, у которой воспитывался мальчик, сообщает о его внезапной болезни и смерти. Тяжёлая болезнь настигает и Любу... Проходит 17 лет, и во втором акте видим известную актрису Елену Ивановну Кручинину и понимаем, что говорящую фамилию - «отрада» она поменяла на ещё более говорящую - «кручина».

«Без вины виноватые» - ещё и пьеса о театре, и в этом цикле у Островского непременно присутствуют образы прекрасных людей из стана артистов. Такова его Кручинина, а также Саша Негина в «Талантах и поклонниках», благородный трагик Несчастливцев в «Лесе». Ну и целая плеяда провинциальных актёров, оппонентов Кручининой, выписана в «Без вины виноватых»: интриганка Коринкина, «первый любовник» Петя Миловзоров, гуляки Григорий Незнамов и Шмага. Эти пьесы полны актуальных по сей день мыслей об искусстве и ценных наблюдений за судьбами художников, для которых счастье творчества было превыше всего. Да и сам драматург, по мнению критиков, особенно откровенно раскрылся в пьесах о театре.

Кроме прочего, в «Без вины виноватых» автор поднимает тему взаимоотношений в семье, которая сегодня более чем актуальна. «Вы видите, как в обществе относятся к семье, - говорит режиссёр, - к родителям-старикам, к младенцам, какие жуткие истории можно услышать по ТВ, прочитать в газетах. Конечно, всё это волновало нас, когда начинали работать над пьесой. Инициатором постановки был Юрий Мефодьевич Соломин, заразивший меня мечтой воплотить эту пьесу на сцене. Наш замысел заключался в том, чтобы на роль Кручининой пригласить актрису со стороны, встреча которой с Малым театром перекликалась бы с гастролями Кручининой в незнакомом ей провинциальном коллективе и, по идее, должна была помочь ей адаптироваться. Выбор пал на Лидию Вележеву из Вахтанговского театра, и жизненный сюжет, соединившись с театральным, действительно, помог нам воссоздать атмосферу пьесы, хотя мне пришлось пережить немало уколов со стороны актрис Малого театра».

 Спектакль идёт в роскошной сценографии и костюмах заслуженного художника России Виктора Герасименко, с которым Бейлис уже работал над исторической «Смутой». Поворотный круг являет нам весь объём декораций: то скромные апартаменты Отрадиной со стенами под «ситец», то эффектно обустроенный гостиничный номер Кручининой, то гримуборные артистов. И во всех локациях, - прозорливая находка создателей спектакля! - в оформление стен вклиниваются, все в трещинах, зеркала. Знак беды, которая почти два десятилетия сопровождала Кручинину, и то, что она, находясь среди этих зеркал, сумела сохранить душу живу, а подспудно - и надежду, на то, что сын её жив, - не видела она его мёртвым, - говорит о силе характера и богатстве натуры, щедрой на добро.

Спектакль начинается с того, что нам является сурово-молчаливая Кручинина, приехавшая на гастроли. От всей фигуры её веет тревогой. Она вся в смутных думах: когда-то в этом городе она пережила страшную трагедию, что-то ждёт её в этот раз... Пройдясь по комнате, останавливается у распахнутой двери, за которой словно высоко в горах, клубится горный туман, похожий на дым, и бесстрашно шагает в его глубину. Это пролог, которым, к сожалению, пренебрегают многие постановщики, в то время, как он задаёт тон всему действу, и всегда был важен для автора.

Следующая сцена - в лучших традициях Малого театра: счастливая щебетунья Любочка Отрадина (Арина Осипова), умница и рукодельница, просто летает по сцене, стараясь не думать о том, что уже три года считаются они с Григорием Муровым (Иван Трушин) женихом и невестой, и Гриша, живущий у кормилицы, скоро уж говорить начнёт... Муров обещает - «вот-вот», но женится на её товарке Шелавиной (Дарья Новосельцева), которая приходит похвастаться свадебным платьем, а Любочка ещё и примеряет фату, да тут всё и открывается... Вот они, клубы дыма, в которые на сей раз проваливается Любочка, но каково ей будет существовать в них немалых 17 лет, драматург оставляет за кадром.

Со временем Отрадина становится артисткой Кручининой, а Незнамов, догадываемся, тот самый мальчик Гриша - артистом, и встреча их происходит в театре. Бейлис называет театр «магнитом», утверждая, что и в современном театральном мире есть место историям о любви и ревности. «Вот и мы, - говорит Владимир Михайлович, - вместе с режиссёром Станиславом Сошниковым, художником-постановщиком Виктором Герасименко, композитором Кузьмой Бодровым, режиссёром по пластике Еленой Каралашвили, со всей постановочной группой решили воспеть артистов, которых так любил Островский».

Задача, которую редко ставят сегодня, а в Малом театре, который порой до сих пор называют «музеем», зрители с первых сцен оказываются «захвачены» мастерством артистов и словно бы погружаются в их биополе. Наблюдая за визитом Незнамова и Шмаги (н.а. Владимир Дубровский) к Кручининой, за экзерсисами Коринкиной (Полина Долинская) и Миловзорова (з.а.Александр Вершинин) в гримерке, за тем, как персонажи делятся откровениями с меценатом Дудукиным (з.а.Андрей Чубченко), мы невольно ощущаем присутствие того самого эфемерного чувства, которое зовётся любовью.

Островский любит их всех, очарован и аплодирует, как самый преданный зритель. А зритель счастлив, что вновь видит настоящего Шмагу, который всё знает насчёт того, где «место артиста», и давно подсчитал, какую часть от «сбора» прима должна лично ему и его собратьям. Зритель радостно аплодирует парочке Коринкиной-Миловзорова, без которых трудно представить русский провинциальный театр конца XIX века.

Постановочную группу можно поздравить: эксперимент удался, и ансамбль артистов на сцене сложился. А Грише Незнамову, истерично мечущемуся между полюсами добра и зла (Максим Путинцев), и гораздо более зрелому, жёсткому и уже начинающему черстветь душой - (Михаил Мартьянов), самое время прислушаться к Островскому, который даёт прямые советы, как нужно играть этого персонажа. «И дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, и хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, выражающееся более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, всё это должно проявляться и в жестах, и в тоне». Горечь, но не негодующий протест - по природе своей сын героини должен быть именно таким. Образы Кручининой и Незнамова - прямое подтверждение того, что искусство питается страданием, и это одна из главных мыслей спектакля.

В финале, по законам мелодрамы, в отношениях героев ставится точка. Мать и сын нашли друг друга, порок, в образе «важного лица в губернии» Мурова (з.а.Василий Зотов) наказан, добродетель восторжествовала. То, как ликуют зрители в Малом театре, следует видеть.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

наверх