На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

368 подписчиков

Свежие комментарии

Воспеть артистов...

Пьеса «Без вины виноватые» вернулась на сцену Малого театра

Комедию Островского поставил старейший режиссёр, н.а.России Владимир Бейлис, за плечами которого четыре спектакля по «русскому Шекспиру», в том числе «Таланты и поклонники», в котором также затронута тема искусства. Тоже, к слову сказать, комедия, а почему этим жанром обозначены «Без вины виноватые», в финале которых зрители подходят к рампе с глазами, полными слёз, уже разобрались. Ответ убедительней всех даёт Чехов в «Чайке», которую также именовал комедией. Смешны были Антону Павловичу эти люди.

..

А «Без вины виноватых» Островский писал для Малого театра (1881-1883): роль Незнамова для Константина Рыбакова, Коринкиной - для Надежды Никулиной. Премьеру показали в 1884 году, и с тех пор эта пьеса одна из самых репертуарных в русском театре. Следующие постановки в Малом состоялись в 1908 году с Кручининой - Ермоловой и Незнамовым - Остужевым, в 1930-м в Студии Малого театра с Половиковой и Вечесловым и в 1940-м в филиале Малого театра, с Кручининой - Пашенной и Незнамовым - Царёвым, с Коринкиной - Гоголевой и Шмагой - Ильинским. Кроме того, известны четыре экранизации: фильм Владимира Петрова (1945), телеверсия спектакля Виктора Хохрякова и Александра Бурдонского в Малом театре (1985, с Быстрицкой), телеспектакль Петра Фоменко в Театре Вахтангова (1993, с Борисовой) и телефильм Глеба Панфилова (2008, с Чуриковой). И вот премьера в Малом спустя десятилетия.

 «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, сочетающая в себе черты комедии и реалистической бытовой и психологической драмы. Действие разворачивается вокруг страданий «девицы благородного происхождения» Любы Отрадиной, которую бросил с ребёнком молодой чиновник Григорий Муров. В довершение кормилица, у которой воспитывался мальчик, сообщает о его внезапной болезни и смерти. Тяжёлая болезнь настигает и Любу... Проходит 17 лет, и во втором акте видим известную актрису Елену Ивановну Кручинину и понимаем, что говорящую фамилию - «отрада» она поменяла на ещё более говорящую - «кручина».

«Без вины виноватые» - ещё и пьеса о театре, и в этом цикле у Островского непременно присутствуют образы прекрасных людей из стана артистов. Такова его Кручинина, а также Саша Негина в «Талантах и поклонниках», благородный трагик Несчастливцев в «Лесе». Ну и целая плеяда провинциальных актёров, оппонентов Кручининой, выписана в «Без вины виноватых»: интриганка Коринкина, «первый любовник» Петя Миловзоров, гуляки Григорий Незнамов и Шмага. Эти пьесы полны актуальных по сей день мыслей об искусстве и ценных наблюдений за судьбами художников, для которых счастье творчества было превыше всего. Да и сам драматург, по мнению критиков, особенно откровенно раскрылся в пьесах о театре.

Кроме прочего, в «Без вины виноватых» автор поднимает тему взаимоотношений в семье, которая сегодня более чем актуальна. «Вы видите, как в обществе относятся к семье, - говорит режиссёр, - к родителям-старикам, к младенцам, какие жуткие истории можно услышать по ТВ, прочитать в газетах. Конечно, всё это волновало нас, когда начинали работать над пьесой. Инициатором постановки был Юрий Мефодьевич Соломин, заразивший меня мечтой воплотить эту пьесу на сцене. Наш замысел заключался в том, чтобы на роль Кручининой пригласить актрису со стороны, встреча которой с Малым театром перекликалась бы с гастролями Кручининой в незнакомом ей провинциальном коллективе и, по идее, должна была помочь ей адаптироваться. Выбор пал на Лидию Вележеву из Вахтанговского театра, и жизненный сюжет, соединившись с театральным, действительно, помог нам воссоздать атмосферу пьесы, хотя мне пришлось пережить немало уколов со стороны актрис Малого театра».

 Спектакль идёт в роскошной сценографии и костюмах заслуженного художника России Виктора Герасименко, с которым Бейлис уже работал над исторической «Смутой». Поворотный круг являет нам весь объём декораций: то скромные апартаменты Отрадиной со стенами под «ситец», то эффектно обустроенный гостиничный номер Кручининой, то гримуборные артистов. И во всех локациях, - прозорливая находка создателей спектакля! - в оформление стен вклиниваются, все в трещинах, зеркала. Знак беды, которая почти два десятилетия сопровождала Кручинину, и то, что она, находясь среди этих зеркал, сумела сохранить душу живу, а подспудно - и надежду, на то, что сын её жив, - не видела она его мёртвым, - говорит о силе характера и богатстве натуры, щедрой на добро.

Спектакль начинается с того, что нам является сурово-молчаливая Кручинина, приехавшая на гастроли. От всей фигуры её веет тревогой. Она вся в смутных думах: когда-то в этом городе она пережила страшную трагедию, что-то ждёт её в этот раз... Пройдясь по комнате, останавливается у распахнутой двери, за которой словно высоко в горах, клубится горный туман, похожий на дым, и бесстрашно шагает в его глубину. Это пролог, которым, к сожалению, пренебрегают многие постановщики, в то время, как он задаёт тон всему действу, и всегда был важен для автора.

Следующая сцена - в лучших традициях Малого театра: счастливая щебетунья Любочка Отрадина (Арина Осипова), умница и рукодельница, просто летает по сцене, стараясь не думать о том, что уже три года считаются они с Григорием Муровым (Иван Трушин) женихом и невестой, и Гриша, живущий у кормилицы, скоро уж говорить начнёт... Муров обещает - «вот-вот», но женится на её товарке Шелавиной (Дарья Новосельцева), которая приходит похвастаться свадебным платьем, а Любочка ещё и примеряет фату, да тут всё и открывается... Вот они, клубы дыма, в которые на сей раз проваливается Любочка, но каково ей будет существовать в них немалых 17 лет, драматург оставляет за кадром.

Со временем Отрадина становится артисткой Кручининой, а Незнамов, догадываемся, тот самый мальчик Гриша - артистом, и встреча их происходит в театре. Бейлис называет театр «магнитом», утверждая, что и в современном театральном мире есть место историям о любви и ревности. «Вот и мы, - говорит Владимир Михайлович, - вместе с режиссёром Станиславом Сошниковым, художником-постановщиком Виктором Герасименко, композитором Кузьмой Бодровым, режиссёром по пластике Еленой Каралашвили, со всей постановочной группой решили воспеть артистов, которых так любил Островский».

Задача, которую редко ставят сегодня, а в Малом театре, который порой до сих пор называют «музеем», зрители с первых сцен оказываются «захвачены» мастерством артистов и словно бы погружаются в их биополе. Наблюдая за визитом Незнамова и Шмаги (н.а. Владимир Дубровский) к Кручининой, за экзерсисами Коринкиной (Полина Долинская) и Миловзорова (з.а.Александр Вершинин) в гримерке, за тем, как персонажи делятся откровениями с меценатом Дудукиным (з.а.Андрей Чубченко), мы невольно ощущаем присутствие того самого эфемерного чувства, которое зовётся любовью.

Островский любит их всех, очарован и аплодирует, как самый преданный зритель. А зритель счастлив, что вновь видит настоящего Шмагу, который всё знает насчёт того, где «место артиста», и давно подсчитал, какую часть от «сбора» прима должна лично ему и его собратьям. Зритель радостно аплодирует парочке Коринкиной-Миловзорова, без которых трудно представить русский провинциальный театр конца XIX века.

Постановочную группу можно поздравить: эксперимент удался, и ансамбль артистов на сцене сложился. А Грише Незнамову, истерично мечущемуся между полюсами добра и зла (Максим Путинцев), и гораздо более зрелому, жёсткому и уже начинающему черстветь душой - (Михаил Мартьянов), самое время прислушаться к Островскому, который даёт прямые советы, как нужно играть этого персонажа. «И дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, и хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, выражающееся более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, всё это должно проявляться и в жестах, и в тоне». Горечь, но не негодующий протест - по природе своей сын героини должен быть именно таким. Образы Кручининой и Незнамова - прямое подтверждение того, что искусство питается страданием, и это одна из главных мыслей спектакля.

В финале, по законам мелодрамы, в отношениях героев ставится точка. Мать и сын нашли друг друга, порок, в образе «важного лица в губернии» Мурова (з.а.Василий Зотов) наказан, добродетель восторжествовала. То, как ликуют зрители в Малом театре, следует видеть.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

наверх