В Малом театре открылась выставка «Малый театр - фронту»
Экспозиция, развёрнутая в Новом Щепкинском фойе, приурочена к 80-летию Великой Победы. В центре - фрагмент самолёта ЯК-9Л, найденного в местах боёв в Калининградской области. Это останки одного из 12 бомбардировщиков-истребителей, собранных в 1944 году на деньги коллектива Малого театра и отправленных на фронт.
В 1943 году коллектив Малого театра, отказавшись от отпусков и выходных, собрал более миллиона рублей и обратился с просьбой к Сталину разрешить постройку звена боевых самолетов. И 12 боевых самолетов ЯК-9Л с надписью на фюзеляже «Малый театр - фронту» были собраны на Тушинском машиностроительном заводе. 8 июня 1944 года на аэродроме Захарково в Химках состоялась торжественная передача эскадрильи лётчикам 909-го истребительного полка. Весь коллектив во главе со «стариками» Малого собрался на аэродроме: Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, Рыжова, Садовский, Анненков, Шатрова, Царёв вручали лётчикам формуляры на самолёты. Боевое крещение эскадрилья прошла в небе Восточной Пруссии, принимала участие в боях за Кёнигсберг. Около тысячи боевых вылетов совершили лётчики на машинах, подаренных артистами.
Фотографию, запечатлевшую этот момент, можно увидеть на стенде выставки, а также множество других фото и отрывков из писем и дневников, рассказывающих о деятельности фронтового филиала.
А вот откровение самой Турчаниновой: «Театр работал без выходных, каждый понедельник давался спектакль в фонд обороны. С особым чувством гордости вспоминаю день, когда мы, актёры Малого театра, поехали на аэродром вручать эскадрилью боевых самолётов фронту. У меня в руках паспорт боевой машины, передаю его лётчику, стоящему передо мной, как перед командиром, желаю больших успехов и возвращения невредимым после каждого вылета. После войны Александр Батизат, которому я передавала самолёт, нашёл меня и доложил, что машина, хоть и потрёпанная, но работала хорошо и уничтожила много врагов по всему нашему фронту от Белого до Чёрного моря".
Игорь Ильинский признаётся, что поначалу считал, что зря отправляют артистов на фронт, там не до них. «И ошибался, - говорит он, - мы были живой связью между страной и армией, через артистов бойцы чувствовали отношение к ним всей страны, братскую любовь и восхищение их мужеством. Лётчики и солдаты, возвращаясь с боевых заданий, не спешили идти отдыхать или подкрепиться, а шли на концерт. Подышать атмосферой тыла, погрузиться в жизнь искусства, которое так любит наш народ. Юмор всегда был спутником этих людей».
«Детали истребителя-бомбардировщика ЯК-9Л добирались к нам почти год, - рассказала начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, - а узнали мы о том, что поисковики отряда «Совесть» нашли под Калининградом самолёт из эскадрильи, подаренной фронту Малым театром, из новостного канала. Началась переписка, нам прислали фотографии деталей машины - в песке и грязи, судя по всему, лётчик, расстреляв все боепакеты, был сбит и штопором вошёл в почву. Детали доставали из земли по кускам, нашли пистолет, не истлевшие кожаные предметы, принадлежавшие лётчику, и - его останки. Поисковикам удалось установить личность героя, это 19-летний Михаил Сенин, и найти его родственников, живущих в Беларуси, сейчас проводится генетическая экспертиза.
Детали очистили и реставрировали, мотор сварили из разных частей, самолёт винтовой, там было несколько лопастей, ту, которая хорошо сохранилась, поместили на законное место. Также сохранилось орудие и спинка кресла, защищавшая лётчика. Доставить экспонат из Калининграда в Москву помогали нам в Министерстве обороны и Следственном комитете. Судебная экспертиза подтвердила, что боевые части самолёта безопасны, и в мастерских театра для него спроектировали подиум, вокруг которого в антрактах теперь постоянно теснятся зрители».
В одном письме вспоминают, как 400 км ехали в открытых грузовиках. В другом - о концерте в землянке, который моряки прослушали, сидя на крыше. А когда артисты спросили их, что за интерес был сидеть, ничего не видя, они ответили: «А мы слышали, как вам аплодировали и кричали «браво», нам было достаточно!» Елена Гоголева рассказала захватывающую историю о том, как автобус с артистами столкнулся с транспортом со снарядами, вокруг сугробы - не разъехаться, и, пока мостили дорогу, прилетел немецкий самолёт, и командир скомандовал: «Всем в поле, ложись!» Немец летел так низко, что они рассмотрели его лицо в ярко освещённой кабине. Он тоже их видел, но, покружив, и посчитав, видимо, цель незначительной, развернулся и улетел в сторону тыла, где немедленно раздались взрывы... До селения добрались лишь наутро, и Елена Николаевна не помнила, чтобы когда-нибудь так глубоко проваливалась в сон. Гоголева выступала в разных частях, и однажды за 15 дней дала 57 концертов. На торжественном ужине лётчики приветствовали её громкими аплодисментами, потому что командир объявил, что Гоголева - мать такого же лётчика, как они.
А Александра Пироцкая, увидев, как бойцы пишут на стенах Рейхстага: «Я из Севастополя!», «Я - из Одессы!», большими буквами написала на стене: «А мы из Москвы, от Малого театра". Татьяна Петровна Панкова ближе всех коллег-фронтовиков подошла к нашему времени, её не стало в июле 2011 года. Именно с ней на фронте случился один из самых курьёзных и страшных случаев. Во время сцены из спектакля, где она играла отталкивающую отрицательную героиню, в неё вдруг выстрелил один из бойцов, а она не сразу обратила внимание на то, что её накрахмаленная юбка задымилась... Как потом объясняли психологи, боец, судя по всему, переживший стресс, воспринял её как врага. Неслучайно же лётчикам, возвращавшихся из полёта на бомбардировщиках, тут же подносили стопку спирта, чтобы снять напряжение.
Особенно привлекают на выставке рисунки Михаила Алексича, художника, с натуры запечатлевшего выступления артистов - Александра Остужева, Елены Гоголевой, Михаила Царёва, Прова Садовского.
Осенью 1941-го Малый театр на год уехал в Челябинск, в эвакуацию. Ставили комедии - «Двенадцатая ночь», «Пигмалион», но понимали, что нужны постановки, поднимающие боевой дух в людях. Поэтому поставили «Девушку-гусара» Фёдора Кони, адаптацию «Войны и мира», сделав инсценировку по Толстому, пьеса шла долго и очень хорошо. А в 1942 году, уже в Москве, на сцене РАМТа, начали ставить спектакли, посвящённые войне, которая шла. И в витрине с пулемётом и спинкой кресла лётчика экспонируются эскизы для первых постановок по современной драматургии. Сначала Корнейчук написал «Фронт», и пьеса сразу была поставлена в Малом театре, а потом Леонов - «Нашествие», пьесы отражали то, что было важно на тот момент. Драматурги писали о том, почему наши войска с такими потерями отступают, как тяжело армии, старались поддержать боевой дух.
«В музейном фонде театра хранятся эскизы знаменитого театрального художника Бориса Кноблока к этим спектаклям, - рассказывает Крупенникова, - в которых ощущается поворот в сторону победы, говорится о том, как отвоёвывались города, как перестраивались люди. Спектакли шли на сцене Малого театра, в параллель с выездами фронтовых бригад.
Юрий Мефодьевич Соломин, которому в июле отметим 90 лет, каждый год возвращался к идее выставки «Малый театр - фронту», и мы без всяких юбилеев устраивали такую выставку в Когалыме, где у нас филиал. Возили фотографии, письма, дневники, костюмы. Туда и сейчас уехала выставка, посвящённая спектаклям о войне на сцене Малого театра. К Дню рождения Юрия Мефодьевича откроем его Мемориальный кабинет, куда будем водить экскурсии».
«Восемь десятилетий с чувством благодарности и гордости отмечаем этот великий праздник, - сказала директор Малого театра Тамара Михайлова, - храня память о мужестве тех, кто в страшную минуту встал на защиту Отечества. Эта выставка посвящена людям-победителям, не утратившим веру в человека, несмотря на все страдания и потери. Мы благодарны поисковому отряду «Совесть» и всем, кто причастен к возвращению ЯК-9Л Малому театру, поддержавшему свою страну в период тяжелейших испытаний».
Нина Катаева
Свежие комментарии