На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

415 подписчиков

Свежие комментарии

Возвращение «Маддалены»

В «Геликон-опере» поставили первую «взрослую» оперу Сергея Прокофьева

Писать оперы Серёжа Прокофьев начал в девять лет, первой музыкальной наставницей будущего композитора стала его мать Мария Григорьевна, женщина волевая, с сильным характером. Хорошая пианистка, она часто музицировала, исполняя, в основном, произведения Бетховена и Шопена. Вначале Сергей просто слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент. Оперу «Великан» он сочинил в девять лет. И совсем неудивительно, что в 1911 году, будучи студентом Санкт-Петербургской консерватории и намереваясь написать оперу, обратился к пьесе «Маддалена» барона фон Ливена, героиней которой была женщина с сильным характером. Но и автором оказалась женщина - Магда Густавовна Ливен, в замужестве Орлова, дочь хранителя Эрмитажа, ей нравилось писать под мужским псевдонимом. Прокофьев, не без иронии позже заметит, что «автор оказался молодою светскою дамой, более приятной в общении, чем талантливой в драматургии». Магда писала стихи, пьесы и романы не самого высокого свойства, а также была известна тем, что разводила собак редких пород, за что её прозвали «дамой с собачками». А её пьеса «Маддалена» восходила к высокому, но неоконченному оригиналу «Флорентийской трагедии» Оскара Уайльда.

Прокофьев написал одноактную оперу «Маддалена» в течение лета 1911 года, его привлекло то, что действие происходило в Венеции XV века, и в пьесе оказалось «наличие конфликта, любви, измены убийства...». Он создал два клавира, но премьера в Московском Свободном театре так и не состоялась, как и в консерватории - силами студентов, опера оказалась слишком сложна для молодых певцов. Прокофьев посвятил «Маддалену» своему другу, композитору Николаю Мясковскому, ценившему её очень высоко. А в середине 30-х забросил оперу, и оркестровка осталась незавершённой... Об опере ничего не было известно до тех пор, пока в 1954 году рукопись не обнаружили в архиве «Российского музыкального издательства» в Париже и не передали в собственность «Boosey & Hawkes».

Юношеское произведение, к которому автор относился с особенной любовью, так и не было исполнено при жизни композитора.

 В 1970-е годы вдова Прокофьева Лина Кодина передала рукопись «Маддалены» известному английскому дирижёру и композитору Эдварду Даунсу, который и завершил партитуру. Под его управлением опера впервые прозвучала в эфире радиостанции «BBC», а 28 ноября 1981 года «Маддалена» наконец была представлена зрителям на музыкальном фестивале в Граце (мировая премьера, Австрия). В апреле 2026 года весь мир будет отмечать 135-летие со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева, и новая жизнь этого раритета в «Геликоне» обретает особый смысл.

Режиссёр-постановщик Илья Ильин предлагает зрителям ответить на самый главный вопрос, который композитор задал нам всем: кто она, эта мстительница? Кому и за что мстит? И какова расшифровка её «программного» заявления: «На свете есть красота, и она только для меня - ни для кого другого». «Подсказка одна, - говорит режиссёр, - музыка Прокофьева. Мне кажется композитора привлекла мощная харизма этой женщины. Такие, как она, могли бы управлять миром, но не в силах справиться с собственными страстями. На мой взгляд, это очень современный тип женского характера, отличающийся полной самодостаточностью и гиперболизированным эгоцентризмом».

Дирижёр-постановщик Валерий Кирьянов называет «Маддалену» «короткометражной оперой-триллером, где события развиваются очень быстро, а напряжение и накал страстей постоянно растут». «Маддалена» очень непроста для вокалистов, - говорит Кирьянов, - в ней много яркого, эмоционального пения в напряженной, высокой тесситуре. И при всех этих сложностях нужно ещё добиться полного погружения в образ и подробного проживания на протяжении всего спектакля». «Ольга Толкмит, - отметили критики, -  тесситурно сложную партию поёт свободно и безупречно на всём диапазоне».

... Оказаться в Венеции в октябре - это впечатляет. События «Маддалены» происходят на пятачке зеркальной сцены, оркестр - за прозрачным занавесом. Спектакль идёт в сценографии Ростислава Протасова: полумрак, в видео-окнах на боковых панелях гондолы с влюблёнными на фоне заката, одна из парочек приглашает Маддалену (Ольга Толкмит) на прогулку, но эта рыжеволосая Цирцея расслабленно полулежит на мерцающих подушках с чёрно-белым принтом и ждёт своего мужа художника Дженаро (Давид Посулихин). Неудивительно, что персонажи - в костюмах XVII-XVIII веков, собственно, любовный треугольник, который наблюдаем, может быть перенесён в любую эпоху, вплоть до нашего времени. Архибестия Маддалена, как и положено роковой женщине, манипулирует мужчинами посредством флирта, выдавая себя не за ту, кем является.

Она живёт двойной жизнью: жена Дженаро и тайная любовница его друга Стеньо (Дмитрий Янковский), мрачного алхимика.

Стеньо приходит в дом Дженаро, чтобы признаться в снедающей его страсти к Незнакомке, имени которой не знает. Тут начинается гроза, и при блеске молнии Стеньо узнаёт свою соблазнительницу. И кто здесь должен быть наказан - Дженаро впадает в бешенство?! А Маддалена взывает к морали - вдвоем на женщину?! Кульминацией становится тот момент, когда распутнице удаётся направить мужчин с кинжалами друг на друга. Друзья-соперники погибают, а на призыв мужа «Я жду тебя у Божьего Престола. Иди за мной» Маддалена произносит: «Нет, не пойду, Дженаро… Я свободна, и я живая!» И чтобы обезопасить себя, призывает на помощь: «Спасите... чужой убил Дженаро!..» Настоящая шельма, вамп, в народе таких называют «ловушками для человека».

Частью спектакля стал «Ночной венецианский карнавал», который развернулся в Фойе С. Зимина за полчаса до действа в Белоколонном зале. На балу у баронессы Франчески (Ксения Лисанская) артисты хора под музыку итальянского композитора Отторино Респиги разыграли в духе комедии дель арте то, что происходило в дальнейшем.

Нина Катаева

Фото Антона Дубровского

наверх