На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Свежие комментарии

  • Громыко
    На мое сообщение о том, что СССР был второй экономикой мира и в стране было много достижений,  эти двое визжали, что ...Михаил Шемякин: «...
  • Громыко
    Не парься. Эта "дама" из когорты Самойлова и Глущенко, которые с таким же упоением пишут дерьмо о СССР.Михаил Шемякин: «...
  • Марко
    Это 👇разве не проявление вашего  хамства?Михаил Шемякин: «...

Как стать актуальным автором?

Обитатели Дома Островского рассказали о том, как отметят его 200-летие

 Ровно через месяц театралов России и мира ждёт радостное событие – 12 апреля отметим 200-летие Александра Николаевича Островского. Его любят называть «нашим Шекспиром», но, мне кажется, милей говорить о нём, как о «нашем Островском». Хотите понять всю «широту» русского человека, его ум, глубину, высоту и свет, а то и коварство, и склонность к дурному, идите на пьесы Островского, хотите окунуться в настоящий мир муз, который вознесёт вас на крыльях к самым небесам, а то и ухнет в пропасть греха и мелкой жизни, идите на пьесы Островского, хотите облиться слезами над судьбой русской женщины, а известно, что женская тема была любимой у драматурга, идите на пьесы этого гения. Из всех мудростей, сказанных Александром Николаевичем, более всего меня задевает эта - «Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то… располагают ими ловкие люди…» Он всё знал про нас, и это – «Женское сердце мягко. Мягко-то оно мягко, зато уж ведь и злей-то женщины ничего на свете нет, если её обидеть чувствительно. Женщина отомстит ужасно…» И это - «У нас очень дурно воспитывают девушек. Вы, молодые люди, представляете нас ангелами, а мы, поверьте, хуже мужчин. Мы корыстнее, пристрастнее… в нас чувства чести и строгой справедливости гораздо меньше».

На сцене Малого театра были поставлены все 48 пьес драматурга, и сейчас идут 13 названий, три премьеры - «Женитьба Бальзаминова», «На бойком месте» и «Горячее сердце» состоялись в течение последнего полугодия, на подходе «Гроза», ставит спектакль н.а. Владимир Носик. С 11 по 17 апреля  пройдет 13-й Международный фестиваль «Островский в Доме Островского», на который поступило огромное количество заявок, в том числе из Лондона. Отобрали 14 названий – с ними познакомят театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Твери, Калуги, Челябинска, Барнаула, Кудымкара, Йошкар-Олы, Кинешмы, Ирбита, Луцка. В этом году фестиваль пройдёт на всех площадках Малого театра - на исторической сцене, на двух сценах филиала на Ордынке и впервые в Когалыме, где будут участвовать театры из Сургута, Тобольска, Нижневартовска, Уфы и Нягони. Фестиваль закроют гала-концертом, с участием оркестра Юрия Башмета, в котором покажут калейдоскоп сцен из спектаклей Островского, шедших в разные времена.

В этом году впервые проводят режиссёрскую лабораторию «Постигая Островского», из 30 заявок отобрали три: эскизы молодых режиссёров к спектаклям - «В чужом пиру похмелье», «Бесприданница» и «Не от мира сего» будут оцениваться худсоветом во главе с художественным руководителем Юрием Мефодьевичем Соломиным. Победитель получит возможность поставить спектакль на сцене филиала на Ордынке.

Весной Киностудия Малого театра начнёт съёмки проекта «Островский. Реальные места вымышленных героев» в усадьбе драматурга Щелыково и в Кинешме, где в 1874-1880 годах он был гласным местного земства. Ведущие актёры Малого сыграют в этих местах сцены из спектаклей, например, у родника в усадьбе Островского, который, по легенде, возник там, где растаяла Снегурочка, или в беседке на набережной Кинешмы, где беседовали Лариса с Паратовым.

«События пьесы «На бойком месте» происходят в трактире с криминальным прошлым, который стоял на границе Ивановской и Костромской областей, - рассказал заместитель худрука Малого театра по творческим вопросам Алексей Дубровский, - сейчас там пустое место. На так называемой «повёртке» - на повороте в Щелыково, к усадьбе Александра Николаевича, встречаются Счастливцев и Несчастливцев, направляющиеся в вотчину Гурмыжской («Лес»). Есть ещё план попасть в разрушенное поместье Покровское (имение Мурзавецкой в пьесе «Волки и овцы»), но это зависит от состояния дороги… Это соседи Александра Николаевича. Мы на связи с директором Музея-заповедника «Щелыково» Анной Родионовой, планируем сотрудничать в связи с юбилеем. Презентация фильма запланирована к открытию нового сезона осенью 2023-го».

Недавно в театр, спустя 35 лет, вернулся музей с постоянной экспозицией «Пространство автора», открыт был в 1926 году, но взял вот такую паузу. «Фонды сохранялись всё это время, - сказала начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, - по экспонатам видим, что Островский работал с артистами как педагог и режиссёр, и писал пьесы, понимая, кто будет играть его героев. При нашем бережном отношении к традициям и истории мы создали не нечто мумифицированное, а живой музей, в котором, можно считать, получили исполнительскую традицию из рук в руки.

В фондах музея хранятся потрясающие эскизы лучших художников XX столетия – Коровина, Юона, Добужинского, Лансере, более позднего Бархина. У нас есть замечательные фотографии советского и императорского периодов - костюмы 1840 года и более позднего времени. Возрождая музей, мы соединили многовековую историю с современными технологиями, чтобы было интересно всем. Например, пересняли книги из спецбиблиотеки, которые нельзя показывать при ярком свете, у нас есть рукописные издания Островского с комментариями автора, есть уникальные монтировки XIX столетия, это паспорт спектакля, в котором указано, в каких декорациях и костюмах ставить, скажем, «Снегурочку», какие парики использовать, выложены даже декорационные экспликации для художников-сценографов, то есть, мы можем реконструировать любой спектакль. Зрители с большим интересом восприняли выставку».

Со зрителем здесь работают плотно, одно время, в рамках программы «Дружим с Малым», приглашали школьников с родителями на просмотр спектаклей - «Сказка о царе Салтане», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Мёртвые души», а потом обсуждали постановки. С осени прошлого года, в рамках «Диалога времён», приглашают студентов и преподавателей, обсуждают спектакли в новом Щепкинском фойе. Режиссёр, конечно, выступает с вводным словом, потом зрители делятся своими мнениями, и, надо сказать, немало спорят с создателями спектаклей. Обсудили уже «Большую тройку (Ялта-45)», «Пётра I», "Физиков" Дюрренматта, встречи планируют на 30-40 минут, а длятся они по полтора-два часа, расходиться никому не хочется.

В качестве пилотного проекта в театре более трёх лет существует Детская студия, в которую поначалу набирали детей от четырёх до девяти лет. Родители с энтузиазмом отнеслись к эксперименту, правда, из-за ковида работу приходилось приостанавливать. «Но, с точки зрения духовного воспитания детей, интереса к истории и традициям, занятия в студии бесценны, - сказала заместитель худрука Малого театра по специальным и детским театральным проектам Александра Соломина, - знаю это по собственному опыту, я выросла в театре. На данный момент в студии 110 детей от четырёх до четырнадцати, есть и 16-летние подростки, которые готовятся поступать в театральные вузы и активно участвуют в спектаклях. Недавно состоялась премьера «Подснежники для королевы», в постановке занято 13 студийцев, и, на мой взгляд, дети оживляют своим присутствием спектакль, он становится более ярким».

Также в Лого-театре Малого второй год проводят занятия со слабослышащими детьми, которым имплантирован аппарат, улучшающий слух. «Понятно, что самое сложное в реабилитации, - говорит Соломина, - ребёнку предстоит научиться жить в новом мире, который порой пугает его своими звуками. Мы решили объединить усилия с научно-исследовательским центром оторингологии под руководством Николая Аркадьевича Дайхеса и предложили свои услуги по социокультурной реабилитации, то есть, занятия по адаптированной программе детской студии. С детьми занимаются логопед, дефектолог, психолог, а мы через пластику, сценическую речь, актёрское мастерство вытягиваем их в мир творчества».

***  

«Что для вас Островский сегодня – этот вопрос мы задавали всем молодым режиссёрам, приславшим заявки в лабораторию, - сказал Алексей Дубровский. - «Один из самых актуальных авторов» - ответ был таков. Это так, современность классического спектакля не в том, чтобы одеть героев в современные костюмы, посадить на машины и дать гаджеты, а в созвучии сегодняшнему дню. У нас по 20-30 лет идут спектакли, поражает, как меняется реакция зрителей: в 90-е годы в одном месте, в нулевые в другом, а сейчас - в третьем, гений созвучен любому времени.

Благодаря Юрию Соломину, мы сохраняем традиции русского психологического театра. Зритель, который идёт к нам на Гоголя и Островского, их и увидит, это одно из основных качеств Малого театра: мы не обманываем зрителя. И это не значит, что в спектакле нет трактовки или режиссёрского видения, будет именно Островский, а не вольное изложение, не фантазия на тему или своя пьеса, зритель нашего театра может быть спокоен».

Нина Катаева

Фото из архива Малого театра и Владимира Коробицына

 

Картина дня

наверх