На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Деяние Анатолия Полетаева

Монологи музыканта-подвижника продолжаются. К 150-летию Сергея Рахманинова

Апрель в России - месяц Рахманинова, Сергей Васильевич родился 1 апреля 1873 года. «Ещё в полях белеет снег. А воды уж весной шумят…» - строки знаменитого романса «Весенние воды» написаны за сорок с лишним лет до появления композитора, дирижёра и пианиста на свет, и интересно, что почти четыре месяца они с Тютчевым были современниками. Можно не сомневаться, что большинство из 80 романсов Рахманинова написаны весной, - все, к слову сказать, в России, до 1917 года, за границей ни одного, - у него даже есть романс с названием C'était en avril («Это было в апреле») на стихи французского поэта Эдварда Пайерона. Н.а. СССР Анатолий Полетаев, создатель и на протяжении полувека художественный руководитель и дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», всегда отмечает этот праздник – День Рахманинова. Вот и в этом году, несмотря на все катаклизмы, и на то, что уже шесть лет, как нет его детища – оркестра «Боян», который по слову министра Мединского был уничтожен («слит», как он сказал) в год 50-летия, Полетаев дважды отметил День рождения русского гения, о котором его друг Фёдор Шаляпин сказал: «Хотите что-то понять про русского человека слушайте музыку Рахманинова».  

Полетаев провёл вечера, посвящённые Рахманинову, в своем домашнем салоне-студии (2.04) и в Доме учёных – (19.04). И начал с демонстрации диска, на котором записан Духовный концерт в честь его 80-летия и 60-летия творческой деятельности в Доме учёных. Ведущая концерта з.а. Галина Преображенская, партнёр и соратник «Бояна», назвала Полетаева «Робеспьером в музыке», имея в виду его новаторский подход к исполнению музыки классиков, и прежде всего, романсов Рахманинова. Новацию Полетаева – оркестровать и аранжировать романсы Рахманинова для исполнения в сопровождении оркестра поддерживали не все, твердили, что романсы написаны для голоса с фортепиано, а шикарный пианизм Рахманинова всем известен. Разразился даже скандал, когда Полетаев пригласил Ирину Архипову спеть с оркестром.

Позвал на репетицию, но она прокричала: «Кто дал вам право касаться таких гениальных сочинений, кто вы такой?!» и не приехала. И она была не одинока. «А хотите знать мою мотивацию: почему я это делал? – спрашивает Полетаев. - Потому что романсы Рахманинова, как, впрочем, и других композиторов, считались элитарным жанром, исполняли их для «господ» в залах до ста человек, а мне хотелось сделать их достоянием народа. И когда мы провели концерт в Зале Чайковского – на 1500 человек, это был настоящий триумф. Меня поддержало много людей, мне дали понять, что это следует продолжать».

Видеозаписи для юбилейных вечеров Полетаев подобрал по принципу исполнения номеров, которые не играет ни один оркестр мира. Прежде всего прозвучали «Русская рапсодия» и «Бурлацкая», написанные Рахманиновым в студенчестве, а также Романсы до-минор и ля-мажор и другие, в том числе и Анданте. Также на вечерах было продемонстрировано более двадцати романсов в аранжировке и оркестровке Полетаева. Именно потому Преображенская назвала его «Робеспьером в музыке», что музыкант смело брался за деликатное, умелое переложение произведений классиков, и можно быть уверенным, что Рахманинов одобрил бы его инициативу (поговорим на эту тему в сюжете про пианиста-виртуоза Владимира Горовца).

Отметим, что все партитуры для симфонического оркестра, посвящённые Рахманинову, сделаны Полетаевым по собственной инициативе и на благотворительной основе. Создавать партитуры в цифре Полетаеву помогал его друг Денис Матюхин, такой же энтузиаст, и музыканты передали их на хранение директору Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка» Александру Ермакову, которого, к сожалению, уже нет среди нас. А партитуры лежат и ждут своего часа. Полетаев уверен, что, когда их сыграют, это станет новым словом в интерпретации романсов и музыки Сергея Рахманинова.

Два слова о личности Полетаева: Анатолий Иванович являет собой  ярчайший тип подвижника, коими всегда славилась русская земля, особенно в XIX веке. Кровавый XX век слегка притушил энтузиазм, очень уж часто музам приходилось «молчать», потому что «говорили» пушки. Но и им не удалось искоренить такое явление, как подвижничество в России, потому что люди, которые проявляют себя в нём, сделаны из «гвоздей». «Гвозди бы делать из этих людей:\ Крепче бы не было в мире гвоздей» (поэт Николай Тихонов). К таким людям относятся и Сергей Рахманинов, и Анатолий Полетаев.

 Сожалею, что Полетаев не ведёт дневников, не пишет мемуаров, это были бы интереснейшие книги, но кое-что делают в этом плане его друзья-писатели, коллеги, общественные деятели. В том, что «Боян» прорвался сквозь все препоны, сыграли свою роль известные деятели культуры Ирина Антонова, композитор Андрей Эшпай, Валерий Ганичев, Василий Лановой, Владимир Гостюхин, Николай Бурляев, министры Пётр Демичев, Юрий Мелентьев и Николай Губенко. Одна из сильнейших атак на «Боян» была отбита с помощью ВВП… Существует масса высказываний об оркестре и его создателе, и над всем реют слова, сказанные Леонидом Леоновым, он назвал деятельность Анатолия Полетаева – «деянием».

В сегодняшних «Монологах Полетаева» будут представлены сюжеты, ярко раскрывающие личность Сергея Рахманинова, отблеск их красит и нашего подвижника. Но для начала вспомним, хотя бы кратко, какой путь прошёл «Боян» под руководством Анатолия Полетаева. 

История лауреата Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола, Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», которому на протяжении полувека рукоплескали в Отечестве и за рубежом, беспрецедентна. Основан в сентябре 1968-го, гастролировать начал в 1969-ом на ударных комсомольских стройках железных дорог Тюмень - Сургут и Асино - Белый Яр, трижды давал концерты перед строителями БАМа. Выступал в Москве и Ленинграде, на Урале и Кавказе, на Украине и в Средней Азии. Ему аплодировали ученые Новосибирского Академгородка, рабочие КАМАЗа, моряки и подводники Владивостока, Мурманска, Севастополя, оружейники Тулы, колхозники Нечерноземья, Поволжья, целинники Казахстана. Гастролировал в Болгарии, Югославии, Финляндии, Польше, Словакии, Великобритании, Германии, в Японии, на Тайване. «Боян» представлял национальное музыкальное искусство на Днях культуры России в Рэтвике (Швеция), Брно (Чехословакия), Бухаресте (Румыния).

Основателем оркестра и его бессменным худруком-дирижёром был блестящий баянист, народный артист СССР Анатолий Полетаев, творчеству которого посвящено множество искусствоведческих работ. Обладатель Золотой медали на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, автор грампластинки, записанной в 19 лет в Париже. Изобретатель «пятипальцевой аппликатуры» игры на баяне, создатель кафедры народных инструментов в консерватории города Горького, триумфатор мировых гастрольных турне. Когда Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32. Имя древнеславянского певца, ставшее на Руси символом державности, взято неслучайно. Суть гимна, написанного Бояном 17 веков назад славянскими рунами – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – до сих пор актуальна. В исполнении оркестра звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака, Сметаны и многих других. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, молитв, гимнов, хоралов, песней во имя Великой Руси.

За рубежом «Боян» называли «одним из лучших оркестров СССР», восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», «отшлифованностью и изумительным звучанием», «несопоставимо высоким уровнем», а дело было в новаторском духе Полетаева. В оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на народных инструментах, дирижёр стал вплетать инструменты симфонического звучания (ударные, медные и деревянные духовые, струнные), а также, в духе времени, синтезатор и даже бас-гитару.

При этом к баяну, гуслям, балалайке и домре добавлялась экзотика - брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки. Поэтому оркестр мог сыграть как увертюру к опере «Руслан и Людмила», так и репертуар русского оркестра народных инструментов. «Мы не занимались этнографией ради этнографии, - говорит Полетаев, - нас интересовала проблема народного духа в музыке. А наших «ликвидаторов» удивляло то, что «Боян» не подпадал под определение ни симфонического, ни эстрадного, ни оркестра народных инструментов». Потому и появилось постановление тогдашнего министра культуры Швыдкого «об оптимизации бюджетных расходов», по которому «Боян» следовало ликвидировать. Полетаев защищался: «Боян» - это первая попытка объединить и сохранить культуру славянской цивилизации… Задача наших противников в том, чтобы разъединить славян и уничтожить поодиночке. Именно поэтому «Боян» для них как кость в горле…Задача оркестра и культуры в целом – укреплять и развивать национальное сознание… Народ без культуры – это просто население…» (Из выступления на митинге в Москве на Славянской площади). Тогда, в апреле 2006 года, оркестр спасли участники Второго собора народов Беларуси, России, Украины, обратившись к президенту Путину.

За время существования оркестр дважды был изгнан из помещений, отреставрированных за собственный счет: в 1995-ом из храма Святого Власия (ХVII), который отреставрировал по научному проекту в 1982 -1985 годах, и использовал десять лет как концертный зал, и в 1999-ом из Центра славянской музыки, обустроенном в бывшем кинотеатре «Зенит». Почему здравого ответа нет, но то, что увенчанный лаврами коллектив, воплощение лучшего, что было в исполнении национальной русской музыки, был тихо «слит» (выражение министра Мединского. – Ред.), а, точнее сказать, уничтожен это факт, в декабре 2017-го, накануне своего 50-летия. Обошли и предписание Президента – «сохранить и поддержать», Президентский грант оркестр не получал ни разу.

И вот, спустя пару лет, оркестр «Боян», как птица Феникс, возрождается в новом обличье. С декабря 2019-го по настоящее время Полетаев провел в Доме ученых, где не раз концертировал, двенадцать лекций-концертов, посвящённых истории «Бояна» и славянской музыки, и ещё три - в студии-салоне. Демонстрирует видеозаписи лучших концертных номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывает о чудесной особенности оркестра, музыка которого официально признана целебной. Анатолий Иванович продолжает борьбу за Русь Святую, неслучайно поэт Дмитрий Дарин вручил подвижнику знаковый подарок - японский меч и пояс Воина. В вечерах принимают участие музыканты, писатели, учёные, целители. (Продолжение следует).

Нина Катаева

Картина дня

наверх