На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Пётр Тодоровский: «Здоровый – это человечный человек»

2 марта выходит в прокат фильм «Здоровый человек»

36-летний Пётр представляет династию Тодоровских, он сын Валерия Тодоровского и внук знаменитого Петра Тодоровского, автора фильмов «Военно-полевой роман», «Интердевочка, «Анкор, ещё анкор!» Накануне выхода фильма в прокат режиссёр и исполнители главных ролей Никита Ефремов и Ирина Старшенбаум рассказали, как работали над картиной. Фильм уже увенчан наградами: обладатель Серебряного Святого Георгия в конкурсе «Русские премьеры» 44 ММКФ, лауреат 28 Минского «Листопада», фестиваля «Сталкер», призёр «Золотого орла-2023».

По сюжету, трагический случай, свидетелем которого становится Егор Тихонов (Никита Ефремов), популярный ведущий на спортивном канале, заставляет его изменить свою жизнь. Он устраивается волонтёром в онкологическое отделение детской больницы, ищет потерявшихся людей с отрядами «Лиза Алерт». Егору кажется, что он обретает себя, помогая людям, но его собственная жизнь при этом рушится - герой теряет работу и рискует остаться без семьи. Ирина Старшебаум играет Майю, жену Егора, мать двоих детей.

- Пётр, что подвигло вас на создание этой истории, сама жизнь или вымысел, что было импульсом? И на каком этапе появилось название – «Здоровый человек»? – задала я вопрос.

- Мой сценарий родился из двух событий. Однажды ночью, меня, как героя нашего фильма, разбудили крики, доносившиеся со двора, - «Помогите!..» Первой реакцией было встать и пойти, а как иначе можно повести себя в этой ситуации?.. Потом в голове завертелись другие мысли – «Это опасно и бессмысленно, скорее всего, дерутся какие-то алкаши», а потом просто стало лень… Закончилось тем, что мы вызвали полицию, и я никуда не пошёл… А на следующий день испытал угрызения совести по этому поводу: показалось, что как-то не по-людски я поступил. Начал размышлять на эту тему: «А что, если бы я вышел, зря это было бы или не зря, тщетно или не тщетно, и что означает «тщетно», так для меня начал раскручиваться сюжет.

… Тогда ушёл из жизни очень близкий мне человек – мой дед Виктор Львович Токарев. И когда перед его уходом я держал его за руку, у меня родился финал будущего фильма. Собственно, так родился мой сценарий. А когда появилось название – «Здоровый человек», не помню, первоначально сценарий назывался – «Голос». 

Модератор встречи, заметив, что, рано или поздно, в сердце каждого человека возникает стремление кому-то помочь, всё-таки спросила у Петра, какова была цель.  

- Собственно, у меня не было амбиций сделать картину обо всех, мы пытались передать своё искреннее чувство, и рады, что наш фильм нашёл отклик у зрителей. Вопросы, которые ставим, касаются совести, человеческого неравнодушия, в целом современного общества. Возможно ли жить только частной жизнью, и что делать, если человек вдруг начинает чувствовать бессмысленность своего существования в рамках ограниченного мирка? Что касается актёров, я с самого начала знал, что в главных ролях буду снимать Никиту Ефремова и Ирину Старшенбаум, также очевидно было, что будет сниматься Олег Чугунов (Алёша), тем не менее, мы проводили пробы, этого требовал творческий процесс. Когда снимали, ещё были проблемы с ковидом, но мы справились, несмотря на все ограничения, особенно что касалось бюджета и количества съёмочных дней. Снимали в Москве, главная сложность была с больницами, в которых и так сложно всегда снимать, а тут всё было усложнено в тысячу раз.

Старшенбаум призналась, что ей всегда хотелось поработать с Петром Тодоровским, сценарии его читала с восхищением. На «Здорового человека» откликнулась сразу, а Никите Ефремову сказала, что Егор – его роль, материал словно для него создан, и у актёра будет возможность раскрыться. «Моя роль, конечно, была на вырост, - сказала Ирина, - непросто женщине с котом играть мать двух детей, я боялась подвести режиссёра, мой друг сказал, что специально придет на съёмки, чтобы посмотреть, как я буду играть жену с двумя детьми и бороться за свой брак. Но я люблю вызовы и доверяю Петру как режиссёру, а с Никитой делаем вместе пятую картину, но первую как партнёры.

Никита поблагодарил Петра за то, что тот «выдержал» его на съёмках, на которых он ко всему придирался, потому что у него был свой план, как должен выглядеть фильм. А главное актёр благодарен режиссёру за то, что тот, зная, какие чувства и краски должны быть в этом кино, вызывал волны вокруг исполнителя, и у него всё получилось. Не помешало даже то, что, разобрав сценарий вместе с психологом, они с Ириной «засыпали» Петра психологическими терминами, когда на репетициях он вёл с актёрами разговор на языке искусства. 

 «Егор Тихонов - человек публичный, - сказал Никита о своём герое, - внешне он удовлетворен всем: прекрасная жена, хорошая работа, достаток в доме, пятницы с друзьями, но, видимо, всё это уже не приносит удовольствия. Это как с телефонами, которые обновляются каждый год. Егора что-то не удовлетворяет, внутри него накопилась какая-то боль, даже злость, которую он компенсирует своими способами, и видимо, компенсация перестала работать. И он выбрал такой высокодуховный «рыцарский» момент: вокруг все плохие, а я хороший, и сейчас всем покажу, что значит быть здоровым человеком».

Актёр рассказал и о личном отношении к понятию «здорового человека», сказал, что «все эти компенсации боли, так или иначе, возвращаются, потому что всю боль, как занозу, вынимать сразу очень тяжело». Не помогут ни срочный поход к психологу, ни посиделки с друзьями, а его герой пытается сделать именно это – «вынуть» всю боль сразу. «Надеюсь, для Егора фильм продолжится, - сказал Никита Ефремов, - он доберётся до того, что так свербит внутри него, и избавится от этой боли. Ничего удивительного, даже жизнь человека начинается через боль, девять месяцев он находится в уютном месте, из которого его вдруг вынимают, ударяют, заставляя кричать, при этом он не умеет пользоваться ни одной частью тела, всему надо учиться. Настоящее преодоление. Понятно, почему человеку всё время хочется сделать так, чтобы не было больно, он мечтает закрыться от всего, а боль-то, она не снаружи, а внутри».

Как на любых съёмках, на площадке «Здорового человека» было много споров. Режиссёр и исполнитель главной роли не сразу поняди, что говорят об одном и том же, но на разных языках, Никиту интересовала психологическая подоплека роли, а режиссёру были важны «краски» в кадре. К тому же Ефремов прибыл на площадку со съёмок зарубежного фильма, где принята длительная подготовка, и все графики чётко расписаны. Включиться в родную действительность ему удалось не сразу: «На наших съёмках делаешь один вывод, доверяйся и доверяй режиссёру, кино – это типаж и монтаж, а ты – краска».

 Тодоровский признал небесполезность дискуссий с Ефремовым: в картине есть несколько мест, которые родились именно из этих споров, в частности, решение с драматическим финалом.

Самые горячие споры, как на экране, так и в реале, вызвала дискуссия на тему, кого считать здоровым человеком. Большинству показался спорным тезис о том, что здоровый человек должен спокойно воспринимать происходящее, где-то даже равнодушно, здоровье надо беречь. На противоположном полюсе стояли на том, что здоровый человек – он из страстных натур, о ком сказано – «Покой нам только снится». Он всегда должен куда-то нестись, кого-то спасать, что-то делать, а иначе о чём сыр-бор?!..

 «С точки зрения социальной реальности, - сказал Никита Ефремов, - мне важно понимать намерения, почему я куда-то иду, отследить, что навеяло мне это желание помогать людям. Для Егора важно, чтобы его заметили, похвалили, дали награду, ему важно почувствовать себя живым. Если бы он был альтруистом, про помощь особо бы не говорил: хочешь помочь - помогай молча. А с духовной точки зрения, здоровый человек, на мой взгляд, способен почувствовать весь спектр эмоций, причем, не только своих, но и мировых, это и есть здоровость».

 «А для меня здоровый человек – это человечный человек, - завершил Тодоровский, - и если мы считаем сопереживание страданием не только своим, своих близких, но и ещё кого-то, это и есть признак человечности. Значит, здоровый человек – это все-таки тот, у кого хотя бы иногда возникает чувство стыда и неравнодушия по отношению к другим людям…»

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх