На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Громыко
    На мое сообщение о том, что СССР был второй экономикой мира и в стране было много достижений,  эти двое визжали, что ...Михаил Шемякин: «...
  • Громыко
    Не парься. Эта "дама" из когорты Самойлова и Глущенко, которые с таким же упоением пишут дерьмо о СССР.Михаил Шемякин: «...
  • Марко
    Это 👇разве не проявление вашего  хамства?Михаил Шемякин: «...

«Солнце встанет, и – начнём»

На Рождественских чтениях в Доме кино показали фильм Сергея Дебижева «Святой архипелаг»

В рамках 31 Международных Рождественских образовательных чтений Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России была организована секция "Православие и кино". Чтения проходили по теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Документальный фильм Сергея Дебижева «Святой архипелаг», посвящённый Соловецкому монастырю, получил главный приз документального конкурса 44 ММКФ, а также нескольких престижных фестивалей, включая новую премию киноведов и кинокритиков. Есть у «Архипелага» и наиглавнейший приз – признание зрителей, на показе и обсуждении в Доме кино вновь был аншлаг.

В обсуждении фильма с Сергеем Дебижевым приняли участие представители духовенства – председатель секции «Православие и кино» на Рождественских чтениях, иеромонах Михей (Гулевский), насельник Данилова монастыря в Москве, протоиерей Александр Тылькевич, благочинный Шилкинского округа Читинской и Краснокаменской епархии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шилке Забайкальского края, протоиерей Александр Никольский, настоятель храма Трёх святителей в Раменках в Москве и зрители. Вели обсуждение руководитель Творческой лаборатории, режиссёр-документалист Наталья Кононенко и киновед, доцент ВГИКа Татьяна Москвина-Ященко.

«Что касается глобальных вызовов, - сказал Сергей Дебижев, - надеюсь, всем миром справимся, а духовно-нравственный выбор, думаю, все присутствующие давным-давно сделали. Считаю, наш фильм, получив главный приз документалистов впервые в истории ММКФ, открыл новый этап в отечественном кинематографе, хотя отношусь к кинематографу подозрительно, ничего хорошего цивилизации он не принес. Мало того, что изменил картину мира, он оказался агрессивным явлением, более могущественным, чем остальные виды искусства, так что приходится использовать его как средство для обращения к людям. Что и делаем, пытаясь обращаться не к инстинктам человека, а к его душе и сердцу».

Отец Михей отметил своевременность фильма «Святой архипелаг», который способен дать народу верные ориентиры и помочь выбрать правильный путь. Соловки, «жемчужину» Русской православной церкви, он назвал «местом для подражания, куда нужно ехать и молиться». «У нас до сих пор многие думают, что церковь удел ущербных людей, - сказал отец Александр Никольский, - и я благодарен Сергею за то, что он показал, насколько эти люди красивы, насколько красива и мирна настоящая монашеская жизнь. В фильме процитировано, что человек выбирает свой путь не умом, а сердцем, образы чередуются с текстами, и фильм обращён именно к сердцу человека. Красота берёт за душу, а дальше ум ведёт человека к Богу». Протоиерей Александр Тылькевич припомнил, как на семинаре, желая отрегулировать расписание, задал старосте вопрос – «Во сколько литургию начнём?» И услышал: «Солнце встанет, и – начнём». «Вокруг людей, - сказал он, - которые живут миром, никуда не торопятся, работа идёт совсем по-другому. При всей динамике в фильме наблюдается размеренность и спокойствие, эти контрасты напоминают мне наши севера, у нас люди живут динамично, но именно так – по солнцу. И мне уже хочется ещё раз посмотреть этот фильм, поплавать в этом пространстве».

Режиссёр сообщил, что фильм выходит в прокат 8 марта и выразил опасение, что многие захотят поехать на Соловки с туристическими целями. Предупредил, что не нужно этого делать, поездка в Соловецкий монастырь – это духовное путешествие, настоящее паломничество, потому что общая атмосфера архипелага, его внутренняя мощь способна перековать человека. «Последние 30 лет из нас пытались сделать дисциплинированных потребителей, - сказал Дебижев, - но картину мы делали, исходя из посыла, что духовная составляющая много выше. Идея фильма родилась из желания снять картину о нашей стране, которую люди, живущие в ней, не очень хорошо знают. А тем временем, у нас существуют духовные центры, вокруг которых, как вокруг драгоценных камней в механизмах, вращаются остальные шестерёнки. Они держат страну в целостности, и их надо беречь, понимая, что там происходят моления за всех нас грешных. И важно продвигать эти темы на высоком уровне качества, потому что после того, как человечество перешло к бесконечному потреблению изображений, ему нужно предлагать смотреть то, что будет его возвышать». Дебижев отметил, что в съёмках фильма неоценима была помощь монастыря со стороны владыки Порфирия и братии, которые поняли, что группа пытается найти, действительно, сущностные вещи. Кинематографистам разрешили снять монашеский постриг, без божественного провидения, уверены они, здесь не обошлось.

Над фильмом работали два года, музыку к картине написал Вячеслав Бутусов, известный всем как рок-певец, группа намерена работать с ним дальше. Жёсткого сценария не было. «Смотри внимательно за жизнью, и она тебя всему научит, - уверен Дебижев. - Потому и занимаюсь документальным кино, оно имеет гораздо больше прав на существование, чем игровое, пытаясь по-настоящему разобраться, что есть духовная жизнь человека. Игровое кино больше развлекает, и в нём, при группе в сто человек, всё зависит уже не от тебя, скомпоновать, как тебе нужно, не получится». В группе Дебижева было пять человек: два оператора, звукорежиссёр, режиссёр и продюсер. Приезжали на острова в разные времена года, и не всегда в полном составе, иногда только операторы. Взаимодействие, мобильность и коммуникация между сотрудниками были на высшем уровне, быстро собраться и приехать на Соловки не составляло проблем, учились этому у монахов. Выяснилось, что монастырская жизнь только кажется размеренной, на самом деле, братия делает всё быстро и чётко, уследить за ними не просто. Пример с Иорданью, с которой начинается фильм, тому подтверждение: прорубь в виде креста монахи сделали за полчаса, хотя с экрана задача кажется очень не простой, всё дело в слаженности действий.

Под занавес Сергей Дебижев предложил всем призадуматься над тем, как начать новую кинематографическую историю: то, что было недавно, уже не существует, а того, в чём есть необходимость, ещё нет, всё нужно создавать заново. «Поэтому мне странно, - сказал он, - что церковь ещё не вступила с министерством культуры и президентскими грантами в переговоры о том, что на православную тему должно выходить хотя бы 5-6 картин в год. Про фильм «Остров» уже все забыли, «Святой архипелаг» сделан, но он один-единственный, имею в виду его уровень, мне кажется, духовенство должно выработать систему взаимоотношений с государством, чтобы разобраться с тем, что происходит. Церковь, говоря формальным языком, самая большая общественная организация, и эту гигантскую паству надо окормлять, в том числе, через кино. Пробел нужно заполнить, возможно, привлечь православных олигархов, людей, облечённых связями и имеющих влияние. В новом времени без этого никак. От разговоров об отсутствии национальной идеи пора переходить к практике, и Указ президента №809 говорит о многом, это и есть те 10 пунктов, которые просто надо начать выполнять».

«Когда церковь востребована, - подтвердил отец Александр Никольский, -  духовность приходит к людям, как это произошло с тем, что церковь пустили в армию. Сама жизнь должна привести людей к тому, чтобы они захотели быть с церковью. Захотят – всё получится, появятся и госзаказы на православные фильмы, и по ТВ их покажут…»

Нина Катаева

Картина дня

наверх