На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Громыко
    На мое сообщение о том, что СССР был второй экономикой мира и в стране было много достижений,  эти двое визжали, что ...Михаил Шемякин: «...
  • Громыко
    Не парься. Эта "дама" из когорты Самойлова и Глущенко, которые с таким же упоением пишут дерьмо о СССР.Михаил Шемякин: «...
  • Марко
    Это 👇разве не проявление вашего  хамства?Михаил Шемякин: «...

«Если бы я мог стать генералом Красной Армии…»

В Москве почтили память Героя Русско-японской и Первой мировой войн генерала Антона Ивановича Деникина

На территории Донского ставропигиального мужского монастыря, где в 2005 году был перезахоронен прах Деникина и его супруги Ксении Васильевны, состоялась церемония возложения цветов, в которой приняли участие помощник Президента РФ, Председатель РВИО Владимир Мединский и один из старейших насельников Донского монастыря - иеромонах Авраам (Павлов). Церемония была приурочена к 150-летия русского военачальника, одного из главных руководителей Белого движения, писателя, публициста, судьба которого тесно связана с Гражданской войной. Также в Доме русского зарубежья состоялась премьера документального фильма Алексея Бурыкина «Деникинъ».

Антон Иванович Деникин родился 16 декабря 1872 года в Российской империи, а умер 7 августа 1947 года в США. Долгие годы его останки покоились на Свято-Владимирском кладбище города Джексон (США), а его супруги Ксении Васильевны – в Париже, на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Но, несмотря на то, что состоялось перезахоронение праха, фигура одного из лидеров Белого движения в России по-прежнему мало известна. На церемонии возложения цветов Мединский назвал Деникина «настоящим русским патриотом и одним из символов исторического примирения между красными и белыми». В эмиграции все знали, что к генералу не раз обращались нацисты с предложением возглавить поход на Советский Союз, но он жёстко отказывался. Когда к Деникину неофициально обратились эмиссары от власовцев с предложением благословить РОА, он в гневе отверг такое предложение и воскликнул: «Я воевал с большевиками, но никогда с русским народом!.. Если бы я мог стать генералом Красной Армии, я бы показал этим немцам!» Деникин называл предателями тех белых офицеров, которые поддались соблазну «борьбы с большевиками» руками фашистов.

«Мы можем не примиряться, - сказал на премьере фильма худрук киностудии «Русский путь», режиссёр-документалист Сергей Зайцев, - но история у нас всё равно одна, и нам придётся с этим смириться. И как не выкинешь ни одного красного командира из истории, так и Антона Ивановича Деникина нельзя выкинуть из нашей истории. Ни сейчас, ни потом».

Фильм о Деникине был задуман Зайцевым много лет назад, но из-за занятости он поручил съёмки режиссёру своей студии Алексею Бурыкину. «В основе картины - «Очерки русской смуты» Деникина и его неоконченная книга «Путь русского офицера», – рассказал Бурыкин, - а также материалы Госархива РФ, куда дочь генерала Марина Антоновна отдала часть семейного архива». Фильм снимался на Юге России, где Деникин командовал вооруженными силами Белого движения. Знакомя зрителей с хроникой Гражданской войны, авторы размышляют о причинах поражения белых. Военный историк Андрей Кручинин назвал Белое движение «физиологической реакцией страны на заразу, которая её охватила». «Белые не могли не возникнуть, - сказал он, - потому что Россия не хотела умирать, но белым было почти невозможно победить, потому что все материальные ресурсы оказывались против них».

***

 «Мне кажется, что фильм, показывая полководца и политика, - сказал Андрей Кручинин, - прежде всего даёт образ человека, как обычного, в кругу семьи, так и великого. Когда в 1919 году вышла «Московская директива», то князь Оболенский, либерал, конституционный демократ, настроенный оппозиционно по отношению к генеральской диктатуре, но противник большевиков, произнёс очень короткую речь - «Деникин, армия, Москва, Россия. Ура!» Это было сказано от полноты чувств, потому что сама идея возрождения страны сводила людей с ума от радости и надежды. В 1919 году в журнале «Донская волна» публицист Виктор Севский, растрелянный большевиками, любивший метафоры, необычные сравнения и образы, говорил: «Алексеев - это мозг армии, Марков - шпага Корнилова, а что же такое Деникин?» И, удивившись своей догадке, произносил: «А Деникин - это сама Россия». И мне хочется, чтобы зрители почувствовали что-то схожее, фильм даёт такую возможность».

Кручинин рассказал, что Деникин любил Салтыкова-Щедрина, писателя, склонного к скепсису, но в то время, как по всей революционно-демократической литературе стадами ходили «премудрые пескари», «караси-идеалисты», «мужики, прокормившие двух генералов», генерал признавал лишь одну цитату из классика, причём, совсем не характерное высказывание для этого желчного человека. Неприглядная российская действительность, которую Щедрин определял порой как Пошехонию, «удручает» его, «приводит в изумление», но он «не помнит ни одного момента, когда его сердце не переставало бы болеть о ней. Бедная эта страна, её любить надо». Деникин, как и его любимый писатель, очень любил Россию.

Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин назвал фильм «хорошей исследовательской работой», а заместитель директора по вопросам культурно-исторического наследия Игорь Домнин пожелал зрителям и всей России ориентироваться на пример таких людей, как генерал Антон Иванович Деникин.

С именем генерала Деникина связана удивительная история: он был перезахоронен дважды, так как умер, будучи у друзей в Энн-Арборе штата Мичиган, где его и похоронили в 1947 году. Пять лет спустя Деникина перезахоронили на русском кладбище Св. Владимира в Нью-Йорке. А когда в 2005 году решился вопрос с перезахоронением в России, и гроб был вскрыт, тело оказалось нетленным. Алексею Бурыкину рассказал об этом фотограф, имеются фотографии. Но режиссёр не стал вставлять это в фильм...

«Обсуждение вопроса святости, считаю, не наше дело, - сказал Андрей Кручинин, - а о праведности Деникина высказывались многие, не только его друг, писатель Иван Шмелёв, но и человек, впоследствии ставший главой зарубежной церкви, митрополит Антоний Храповицкий. В 1920 году, когда Деникин покидал Россию, он написал ему письмо, в котором сказал: «Помимо всех ваших слов, ошибок и всего, что вы сделали как военачальник и правитель, я знаю о вас то, чего не знают многие. Во времена, когда для интеллигенции было хорошим тоном стесняться религии, вы никогда не стыдились исповедовать себя православным христианином. И Господь не постыдится вас, когда придет с ангелами своими судить мир, потому что вы не постыдились его». Это не о святости, но о праведности».

Создателям фильма задали вопрос об Орловско-Кромском сражении - одном из ключевых между войсками РСФСР и Вооружёнными силами Юга России во время Гражданской войны. Происходило оно в Орловской губернии. РККА остановила наступление войск Деникина на Москву, провела успешное наступление и перехватила стратегическую инициативу.

 «Наступление шло всегда на пределе, из последних сил, - прокомментировал Кручинин, - и в этом смысле из-за каждой заминки и остановки, а под Орлом и Кромами шли тяжелейшие кровопролитные бои, армия быстро ослабевала. На Гражданской войне во время отступления в первую очередь теряется боевой дух, отсюда трагедия отступления и эвакуации из Новороссийска в Крым. А, может быть, это вообще был показатель того крайнего напряжения, которое характерно для таких войн. Дело не в поддержке населением красных, не нужно представлять русского крестьянина идиотом, которому прочитали Декрет о земле, выгребли под метёлку зерно, обрекая на голод и смерть, а он всё равно поддерживает Советскую власть.

Это даже не изжитие русским народом большевизма, сколько следствие страшного удара, наносимого по нему, начиная с февраля 1917-го. Это превращение народа в скопище людей, когда коллективная воля разряжается в никуда, но при этом могут происходить массовые восстания против Советской власти, когда крестьяне с вилами идут на противника. Может, они опережают движение Добровольческой армии, может, запаздывают, оказываясь на территориях, к которым уже не прорваться. Фильм передаёт трагизм ситуации, именно поэтому призываю зрителей стремиться к знаниям, к пониманию и прочувствованию ситуаций, только так вернём себе подлинную историческую Россию».

Нина Катаева

Картина дня

наверх