На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Драгоценности в эпоху "ювелирного фастфуда"

С 16 февраля по 16 апреля в Историческом музее проходит выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России»

Больше всех высказываний о драгоценностях оставили писатели и поэты: «Пляшет мир драгоценностей, звоном дразня,\ Ударяет по золоту и самоцветам.\В этих чистых вещах восхищает меня\Сочетанье внезапное звука со светом». Как только не называли их – «даром божественной мечты», «знаком признания», «великим преданием», с чем только не сравнивали бриллианты - с дружбой, любовью и даже с войной - как «двух вечных спутников человечества». Писали, что «цену камням и другим украшениям выдумали для того, чтобы можно было найти хоть какое-то применение большому богатству», иронизировали, цитируя Фаину Раневскую, которая была чем-то расстроена: «У меня украли жемчужное ожерелье! - Как оно выглядело? - Как настоящее...» А справочники о свойствах камней, кто не читал их с интересом, веря, что алмаз, на самом деле, «дарует добродетель,приносит счастье и хранит от ран, рубин сулит победу и любовь, гранат рождает страстные желанья, власть, целеустремленность, высоту, а александрит очистит кровь и душу». Французская писательница Дельфина де Жирарден убеждала, что «взгляд лицемерит, улыбка лжёт, но драгоценности никогда не обманывают», а американка Маргарет Штоль уверяла, что «драгоценности творят чудеса».

Выставочный проект Гохрана России и Исторического музея демонстрирует творческую связь мастеров прошлого и современности.

Отечественные ювелиры всегда приобщали мировое сообщество к культуре России, современные мастера продолжают их дело. На выставке можно видеть работы победителей конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век», который проводится Гохраном России по 14-ти номинациям в ювелирном, камнерезном и оружейном направлениях.

 - Для нас эта выставка особая, - сказал на онлайн-конференции директор Исторического музея Алексей Левыкин, - с Гохраном нас связывают давние партнёрские связи, и мы с радостью откликнулись на предложение коллег устроить такую выставку, тем более, она открывает наш юбилейный год, в феврале 2022-го ГИМу исполняется 150 лет. Первая попытка совместной выставки была у нас в 2018 году, по масштабу она уступала этому проекту, но мы видели огромный интерес людей, поэтому и выделили под выставку Новый выставочный зал. Надеемся, что подобные проекты станут у нас постоянными.

Главный инициатор выставки, руководитель Гохрана России Андрей Юрин напомнил, что его учреждение обеспечивает функционирование Госфонда драгоценных камней и драгоценных металлов РФ, что у государства есть резервы, как в виде драгкамней и металлов, так и коллекций, часть которых находится в музеях России, а представляющая особую ценность - в Гохране. Все знают, что выставка Алмазного фонда в Московском Кремле - часть Гохрана России. И в какой-то момент руководители задумались о том, что коллекция Госфонда, как и деятельность российских ювелиров, продолжающих линию известных всему миру мастеров, заслуживают того, чтобы знакомить с этим искусством как можно более широкие слои населения. Так возникла идея с выставкой в ГИМе, на которой представлены авторские изделия.

На афише выставки ковш к.XIX-нач.XX вв. ювелирной фирмы Ивана Екимовича Морозова и подвеска «Ласточки», работа одного из лучших современных ювелиров Ильгиза Фазулзянова. Обсуждая «Ласточек», можно говорить о «рукотворной связи времён», и будет трудно заметить грань, где кончается история, и начинается сегодняшний день. На выставке представлено более 200 работ мастеров разного профиля - камнерезов, часового искусства, огранщиков, мастеров-оружейников. В отдельном разделе работы мастеров XIX-нач.XX вв., представителей «мощной школы ювелирного искусства, на основе которой специалисты учились и учатся техникам производства, художественному образу и чистоте отделки», отметила главный эксперт Гохрана, заслуженный работник культуры Вероника Волдаева.

Одну из витрин украшает тот самый «певучий ковш» с афиши. В свое время фирма Морозова была поставщиком императорского двора, и этот блистательный предмет был изготовлен по заказу императора Николая II для подарка президенту Франции Эмилю Лубе, приезжавшему в Россию в 1902 году. Представлены работы и других крупных фирм, в частности, Игнатия Сазикова, тоже поставщиков Русского двора, прославивших ювелирное искусство России на международной арене: первыми получили Гран-при на Всемирной выставке 1851 года. Поражают воображение шедевры блистательной плеяды мастеров фирм Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова.

Один из разделов посвящён лауреатам конкурса Гохрана России последних десяти лет. Это работы эмальера из Санкт-Петербурга Алексея Донцова, московского ювелира Эдуарда Никитина, огранщика Дмитрия Саморукова, хранительницы русских национальных традиций Елены Жуковой, образцы оружейного искусства Геннадия Соколова и, конечно, шедевры Часовой мануфактуры Константин Чайкин. Помимо реальных экспонатов на выставке представлены точные оптические копии экспонатов Алмазного фонда России. Голограммы позволяют демонстрировать драгоценные изделия, которые никогда не покидают территорию Московского Кремля.

Ювелиры отметили поэтичность названия - «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России»: действительно, в каждом предмете воплотилась поэзия ювелирного искусства. «И основной объём, - сказала Вероника Волдаева, - посвящён мастерам-ювелирам, занявшим призовые места в недавнем конкурсе. Мы пригласили их, чтобы они могли поддержать всех ювелиров России и убедительно заявить, что ювелирное искусство России живо, развивается, и мастера готовы к новым победам».  

Ильгиз Фазулзянов отметил, что редко удаётся собрать в одном зале работы мастеров разных эпох. «На выставке у зрителей есть возможность увидеть, насколько каждое изделие характеризует эпоху, в которую создано, - сказал он, - они могут считать традиции, достижения и культуру того времени. Неслучайно императорам дарили ювелирные изделия: они показывали, чего реально добилась страна. К сожалению, сейчас наступила эпоха «ювелирного фастфуда», но жив пласт ювелиров, сохранивших традиции, накапливавшиеся столетиями. В экспозиции видим эти работы и понимаем, как они создавались 100-200 лет назад. И моя подвеска с ласточками, если абстрагироваться, очень современна, но соединяет в себе традиции мастеров прошлого: уникальность резьбы в нефрите, объём скульптуры, горячую эмаль. Благодаря сюжету, она олицетворяет и эту выставку, потому что ласточки - вестники весны, и, по японской традиции, означают преемственность».

Ильгиз рассказал, как, в рамках собственной галереи, с коллегами поддерживает молодых ювелиров, устраивая выставки, переписываясь с ними в соцсетях, приглашая на мастер-классы. «Чтобы стать ювелиром, нужно обладать одержимостью и иметь свой настрой, - сказал он, - учебное заведение открывает двери, а путь ты должен пройти сам». На выставке в ГИМе мастер также проведёт творческую встречу.

Большой интерес участников пресс-конференции вызвала номинация конкурса Гохрана – «Оригинальность идеи». Вероника Волдаева с воодушевлением рассказал о нескольких работах. В самом деле, любопытно, как мыслят ювелиры в этом направлении. Например, в учебнике по скульптурному делу их еще в институте предупреждают, что в любом материале тяжело передать движение, потому что это нечто застывшее. И вдруг камнерез Вячеслав Леонтьев берется за скульптурную композицию из нефрита и называет ее – «Движение». И, по словам специалистов, «превзойдя все возможности», передает в камне непередаваемое. Муса Альмов по впечатлениям детства делает настольную композицию «Инстинкт». Он вспоминает, как мальчишкой, а вырос он в селе восточного региона страны, слышал рассказ деда о том, как табун лошадей столкнулся с волками, и волки отбили часть табуна, но вожак не ушёл, он вернулся к волчьей стае, окружившей молодых лошадей, и повёл весь табун в пропасть… Ситуация для большого кино. Это впечатлило мальчишку на всю жизнь, и с завораживающей силой было воплощено в его ювелирной работе. В подобных творениях ярко проявляются качества, которые Ильгиз Фазулзянов назвал необходимыми для ювелира - «одержимость» и «свой настрой».

Нина Катаева

Картина дня

наверх