На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Театр имени Моссовета отмечает 100-летие

Юбилейный вечер состоится 24 апреля

В день рождения театра - 3 марта 2023 года – провели большую пресс-конференцию и внутрисемейное торжество, а официальное празднование, ареной которого станет вся территория сада «Аквариум», по традиции устроят 24 апреля. Акцент будет сделан, как отметил художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Евгений Марчелли, на передаче истории из рук в руки сегодняшними возможностями театра.

Об истории театра в течение года на встречах с молодёжью рассказывали ветераны, - Борис Щедрин, ученик Завадского, поставивший в фойе знаменитый спектакль «Эдит Пиаф», Валентина Талызина, Мирослава Кнушевицкая. Искусствовед Бэла Воронова читает цикл лекций об истории театра. В конце года планируется показ двух фильмов: о театре сняли большую программу на канале «Культура», а закулисную историю - фильм «100» снимает актёр и режиссёр Алексей Кокорин. Также в беспрерывном режиме в фойе театра будут демонстрировать «Монологи», с которыми работники театра обратятся к зрителям.

В юбилейном сезоне на большой сцене вышли четыре премьеры. «Соло для часов с боем» по пьесе Заградника - с мастерами театра Евгением Стебловым, Ольгой Остроумовой, Нелли Пшенной, Леонидом Фоминым, Александром Голобородько, Анатолием Васильевым выпустил Павел Пархоменко. Также вышли два спектакля в постановке Евгения Марчелли: «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» - по «самой загадочной, любопытной и самой трудной» из пьес Шекспира, и в преддверии 200-летнего юбилея Островского «БЕСприданница» - по лучшей, по признанию драматурга, его пьесе. В конце февраля Андрей Кончаловский поставил спектакль по пьесе Бергмана, назвав его «Супружеская жизнь. Перестройка». И в конце мая предлагают для семейного просмотра премьеру «Бременские музыканты». Четыре премьеры выходят на малой сцене.

Художественный руководитель театра "Практика", з.а. РФ Марина Брусникина, отвечающая за праздничный вечер 24 апреля, рассказала, что её увлечение искусством Мельпомены началось со спектаклей Театра Моссовета - «Петербургские сновидения», «Глазами клоуна», «Вдовий пароход», постановок Сергея Юрского по Островскому… Позднее она работала в театре Моссовета, поэтому предложение провести юбилейный вечер восприняла как задание рассказать тому, кто не знает, и напомнить – кто знает, какая огромная творческая жизнь прожита театром, как много замечательных драматургов, режиссёров, композиторов, актёров работали здесь, и суметь вместить всё это в час сорок.

За ветеранов отчитался н.а. РФ Евгений Стеблов, который служит в театре с 1969 года. «Мечтаний о ролях у меня не было, - сказал артист, - сколько себя помню, с первого сезона в «Ленкоме» под руководством Эфроса, куда попал после института, я всё время играл. Сейчас не очень люблю выходить на сцену, и это не единственная форма самопроявления у меня, выпустил две книги, преподаю, много лет занимаю пост первого заместителя председателя СТД. В театр Моссовета меня пригласил директор театра Лев Фёдорович Лосев, он и познакомил меня с Юрием Александровичем Завадским. Когда уходил из «Ленкома», Саша Збруев, ведущий артист, сказал мне: «Зачем идёшь, там весь репертуар заточен на Плятта и Марецкую, всю жизнь проходишь в коротких штанишках?!» Но я не прислушался, потому что всегда любил коллег старшего поколения, и - не ошибся, на сцене Моссовета работал с Раневской, Марецкой, Пляттом».

В любви к Театру имени Моссовета призналась з.а. РФ Евгения Крюкова, выпускница студии Павла Хомского. «Для меня это дом, семья, где я выросла, - сказала она, - родилась как актриса. Поступив в институт, мы стали настоящими закулисными детьми, потому что учились и в институте, и в театре. Я застала театр в разные времена, в том числе, и в застойные, а когда пришёл Евгений Жозефович, жизнь забурлила, появилось много интересных предложений, так, например, мы играем «Восемь любящих женщин» - спектакль-праздник, после которого люди выходят из театра с ощущением, что выпили шампанского. Это приятно слышать, потому что иногда человеку необходимо просто расслабиться. В «ШЕКСПИРГАМЛЕТЕ» играю королеву Гертруду и бесконечно люблю эту роль. Моя героиня умная, интересная, я никогда не читала о своей работе такое количество правильных критических статей, это счастье осознавать, что мы востребованы, что своим исполнением навеваем такие мысли».

Директор театра Алексей Черепнёв рассказал, что в прошлом году с девятью спектаклями театр проехал по 16 городам, и подтвердил, что гастроли 2023 года будут не менее насыщенными. В апреле, после юбилейного вечера везут спектакли «Волки и овцы» с Валентиной Талызиной и «Восемь любящих женщин» в Санкт-Петербург, показы состоятся в «Балтийском доме». Также театр выиграл грант «Культурная афиша» в Фонде Алишера Усманова «Искусство, наука, спорт» и в июле едет на гастроли в Старый Оскол, Губкин, Железногорск, потом снова в Санкт-Петербург, Новороссийск, Красноярск, Новосибирск, Балашов, Томск. Запланированы гастроли в трёх городах Армении. При этом на основной сцене продолжаются репетиции.

«Для меня главное - финансово и организационно поддержать стратегию, которую формирует худрук, - сказал Черепнёв. - До его прихода театр жил в размеренном ключе, одна-две премьеры в сезон, сейчас появилось много творческих проектов, репетиции идут в двух больших репетиционных залах и отдельно - в комнатах, и моя задача максимально поддержать этот фонтан энергии».

Евгений Марчелли раскрыл секреты кадровой политики, сказав, что острой необходимости кого-то менять не было, не хватало лишь молодых артистов, и за два года в труппу взяли около десяти выпускников Школы-студии МХАТ, ГИТИСа и Щукинского училища, четверых рекомендовал Кончаловский. Отношения с молодёжью внутри труппы складываются хорошо, потому что это интеллигентный театр. Молодёжь с интересом ходит на спектакль мастеров «Соло для часов с боем», правда, признаются, что они так играть, наверное, не смогут, но разные школы, по мнению худрука,  «достаточно любопытно творчески совмещается».

А творческой инициативы в театре так много, что худрук сам признаёт, пожалуй, перебор, но приводит в пример любопытную работу актёра Влада Боковина, поставившего сказку «Карлсон», спектакль сделан во внерабочее время. «Обычно за самостоятельные работы берутся молодые энергичные артисты, - говорит Марчелли, - которые не востребованы, а тут, бывает, и мастера, и для меня удивительна эта история творческой жизни. Театр бурлит инициативами артистов, на днях посмотрели ещё одну самостоятельную работу, которую, скорее всего, включим в план. А через месяц на малой сцене выходит «Старомодная комедия» в постановке Владимира Скворцова, по редкой пьесе Алексея Арбузова, которая сегодня, казалось бы, совершенно не в ключе движения нового театра, но очень человеческая и нежная, а театр в сегодняшней ситуации, мне кажется, нужно чуть-чуть переориентировать в сторону желания согреть человека».

Для самых молодых режиссёров определили малую сцену «Под крышей», это «территория творческого поиска», где пытаются найти что-то новое - язык, драматургию, способ существования. И в этом сезоне на малой сцене совместно с фестивалем «Уроки режиссуры» Фамил Джавадов, ученик Андрея Могучего, поставил пьесу донецкого драматурга Алексея Куралеха «Сны Пенелопы» с Анастасией Макеевой и Александром Яцко. А режиссёр Павел Пархоменко, который вырос в Театре Моссовета, и которого уже начинают приглашать ставить в других театрах, выпускает пьесу Александра Архипова «Москва – общий вагон», победившую в конкурсе «Москва и пьесы о Москве», премьера в апреле.

«В начале юбилейного сезона, когда Пархоменко работал над спектаклем «Соло для часов с боем» с моссоветовскими мастерами, - говорит Марчелли, - я сказал ему – «Паша, если ты эту историю вынесешь, считай, что в профессию ты зашёл». Когда ставишь спектакль с мастерами, нужно быть их достойным, и Павел сделал это очень хорошо: до сих пор вижу, с какой любовью и нежностью относится к нему Ольга Михайловна Остроумова. А конкурс «Москва и пьесы о Москве» мы провели совместно с департаментом культуры, победили два автора. По пьесе «Прощай, любимая!» у нас поставил спектакль Сергей Аронин и вот по второй сейчас ставит Павел Пархоменко".

Что тут сказать – умеют в Театре имени Моссовета пестовать молодых. Но и о маститых не забывают, в следующем сезоне приглашают и известных режиссёров, Юрий Ерёмин уже начал работу над "Поздней любовью" Островского. Надеются, что выйдет в начале следующего сезона.

Нина Катаева

Фото из архива театра и Владимира Коробицына

Картина дня

наверх