На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Карен Шахназаров: «Мы – люди пространства…»

Сегодня гендиректор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России отмечает 70-летие

Карен Шахназаров — автор двадцати картин, режиссёр, сценарист, продюсер. Имеет более 70 наград, лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых и двух Госпремий РФ. Что бы не снимал режиссёр, музыкальную комедию («Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх»), поколенческого «Курьера», притчу («Белый тигр», «Город Зеро», «День полнолуния»), историческую картину («Цареубийца», «Всадник по имени Смерть»), драму «Исчезнувшая империя» — о распаде СССР, его фильмы полны глубоких мыслей, ярких эмоций и пронзительных догадок о жизни.

Его экранизации («Палата № 6», «Анна Каренина. История Вронского») будоражат, зовут к спору, фильмы Шахназарова любят зрители и высоко ценят критики.

Через две недели у режиссёра начнутся съёмки фильма «Ходынка» — по мотивам рассказов Гиляровского, описывавшего один из самых опасных районов Москвы в начале XX века. В сценарий, в соавторах у Шахназарова две молодые сценаристки, включены мотивы рассказов Конан Дойля, так что зрителям остаётся ждать либо комический детектив, либо триллер, в котором главными действующими лицами будут сам Гиляровский (Михаил Пореченков) и Станиславский (Константин Крюков).

— На этой картине у меня были длинные кинопробы, — сказал на творческой встрече Карен Шахназаров, — для меня это в принципе важный процесс, но в этот раз посмотрели особенно много актёров, и, должен сказать, я высокого мнения о новом поколении. Что касается сценаристов, здесь есть проблемы, но на «Мосфильме» сами готовим сценаристов и редакторов, принимаем на курсы людей с высшим образованием и за 6-7 месяцев целенаправленно готовим специалистов. Сценаристки, с которыми писали сценарий, окончили эти курсы.

Возможности для молодых — с уходом иностранных кинопрокатчиков

«Согласен, большие, но я-то всегда был сторонником ограничения иностранного присутствия на нашем рынке, — сказал юбиляр, — поскольку американцы полностью контролировали нас. Это большой шанс, вопрос, как воспользуемся им: наше кино ушло из советской системы, когда государство выступало продюсером, делегируя свои права руководителю Госкино, и не пришло в рыночную. Мы где-то посередине, надо определяться, но решать должно государство, я склонен к тому, что система должна быть рыночной. Нам надо резко нарастить количество фильмов — до 250-300»

Шахназаров отметил, что успешно работает ТВ, соединив советскую систему с рыночной, производят до 400 сериалов в год на «России 1» и Первом канале. Припомнил 90-е годы — с мексиканскими, бразильскими, американскими «продуктами», которых теперь нет и в помине. «Считаю, реализуемая задача зависит от руководства, которое должно организовать систему киноиндустрии так, чтобы она работала в правильном русле», — заметил Карен Георгиевич. И призвал прокатчиков «шевелиться», искать рынки в Азии, Латинской Америке и в Европе, но заниматься этим «по-настоящему».

15 бюджетных мест на режиссуру — это много или мало?

Во всяком случае, девушка не смогла поступить. Юбиляр сообщил, что, когда он поступал во ВГИК, для граждан Советского Союза было семь бюджетных мест, на вторую половину претендовали иностранцы. Также можно было поступить на Высшие режиссёрские курсы, куда принимали с высшим образованием. Советский Союз производил до 250 картин и — неплохого качества. А сегодня в России много киношкол, и ВГИК, по мнению юбиляра, лучшая. Он посоветовал претендентке поступать до победного.

Как сохранить Русский мир?

Юбиляр заметил, что этот вопрос, скорее, к государству, которое должно осуществлять особую программу, и, конечно, приглашать на учёбу в Россию студентов из бывших советских республик. «Вся интеллигенция Средней Азии, Украины и Беларуси образование получила в России, многие во ВГИКе, — сказал он. — Для представителей бывших союзных республик надо иметь отдельные программы, а у нас нет программ в кино даже для своей страны, для наших национальных республик. Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь — по всем этим направлениям работа не ведётся».

На «Мосфильме» сами проводят Недели кино, устраивают фестивали. 12 лет назад открыли канал бесплатных просмотров картин на ютюбе. На 40 млн просмотров в неделю 40 процентов приходится на Россию, 20 — на Украину, и далее — Казахстан, Беларусь, кавказские республики. Но нужна реальная программа. Расшифровывая понятие «культурного кода России», юбиляр подчеркнул, что в него входит знание традиций, культуры, определённый образ мышления, присущий российскому народу, а также для нашей страны важно пространство. «Мы — люди пространства, — сказал он, — и даже не отдаём себе отчёт, насколько оно влияет на наше мировоззрение».

Патриотичное ли кино снимал Гайдай?

Карен Георгиевич огорчил, что не знает такого жанра, вот комедию, трагедию, драму — да. И добавил: «Но мне кажется, я всегда снимал патриотические фильмы, потому что я патриот. И комедии Гайдая патриотические, потому что благодаря его картинам в 90-е годы мы сохранили поколение, заточенное на американское кино. И роман "Война и мир", хотя и не назовёшь его "патриотическим", проникнут любовью к родине. Патриотично делать хорошее кино, писать хорошую литературу, и если в человеке есть это чувство, то и произведение его будет проникнуто любовью к родине и народу. А когда ставится задача "снимать патриотическое кино", возникает много проходимцев».

Откуда берутся захватывающие сюжеты?

Оказывается, за ними надо охотиться, у Шахназарова целая редакторская группа именно этим занимается, читая всё, что выходит в России, вплоть до аннотаций. Однажды повезло самому режиссёру: в «Литгазете» ему попалась на глаза аннотация о сюжете, за который он сразу ухватился. Прочитал роман и захотел сделать фильм. «Обычно аннотации пишут так, — пояснил юбиляр, — "Это история молодого человека, который ищет смысл своей судьбы, встречается с людьми и таким образом находит конечную цель". Как тут снимешь кино? А у Ильи Бояшова сюжет был кинематографический: на фронте появляется таинственный танк, сокрушающий всё и вся, и никто не может понять, в чём дело. История, которую редко встретишь в современной литературе. На самом деле, любой сюжет, и "Гамлета", и "Братьев Карамазовых", и пьес Чехова можно рассказать в трёх-четырёх предложениях. Самое сложное — придумать историю». Фильм «Белый тигр» знают все.

Формула возраста от мамы Карена Шахназарова

«В юбилей, хочешь не хочешь, приходится подводить итоги, смотреть, что удалось — не удалось, но я всегда вспоминаю, что сказала о возрасте мама, когда мне исполнилось 60. "А ты не думай об этом, выбрось из головы", по-моему, самое правильное отношение к любому состоянию… Конечно, замечаешь, что большая часть людей, с которыми шёл по жизни, к сожалению, ушла, но они всё равно остаются вокруг тебя, есть такой момент, я не хочу эмигрировать из своего времени».

Формула хорошего фильма от Федерико Феллини

«Картины у меня довольно разные, понятно, что есть сильнее-слабее, но я вспоминаю свою жизнь, скорее, по сценам. У Феллини, моего кумира, есть ремарка: "Если в фильме имеются четыре хороших сцены, это хороший фильм". И маэстро невероятно прав: сделать хорошую сцену, несущую образность, особый смысл и эмоцию, сложно, порой смотришь, тебе даже нравится, а начинаешь анализировать и — увы. Я свои фильмы не пересматриваю, а вспоминаю: эта сцена получилась в этой картине, а эта — в той, есть картины, где и не одна хорошая сцена, а больше, но рассказывать зрителям это ни к чему».

Быть ли детскому кинематографу?

 Шахназаров никогда не снимал детское кино, но проблему принимает близко к сердцу. Когда его спросили, возможно ли вывести из кризиса детский кинематограф, горячо поделился мыслями. Во-первых, со всей твёрдостью заявил, что, если кинематограф в целом он видит «гораздо более рыночным» в России, то возродить детское кино возможно только при господдержке. «Причём, нужна воля государства, — сказал юбиляр, — государство должно создать серьёзную программу. Мы были единственной страной в мире, которая имела детское кино как феномен, даже в Америке были лишь фильмы, "ориентированные на детей". А в Советском Союзе, приложив невероятные усилия, создали целую отрасль детского кино, великолепно организованную и продуманную, и пестовали её с 20х годов. Построили Студию имени Горького, где снимали детские фильмы всех жанров, мультипликацию, в частности. Придумали программу, по которой воспитывали режиссёров и сценаристов, причём, режиссёров искали таких, которые заинтересовались бы детским кинематографом и захотели работать в этой отрасли. Детское кино — дело неблагодарное: на фестивали не берут, призов не дают, нишу имеете, и будьте благодарны. Но счастливых улыбок детей недостаточно для удовлетворения тщеславия. В советское время существовали отдельные госпремии, фестивали и призы для деятелей детского кино, они больше зарабатывали, по сравнению с нами, людей стимулировали, чтобы режиссёр не просто сделал одну детскую картину, а остался в этом кинематографе. И в детском кино работали замечательные советские режиссёры (назовём имена лишь Ролана Быкова и Владимира Грамматикова. — Ред.). В 90-е годы детский кинематограф был разрушен до основанья».

Домашний кинотеатр в школе

Возрождение детского кинематографа и необходимость сохранения исторической памяти среди молодёжи — понятия, связанные очень тесно. Два года назад в Совете по культуре под председательством президента Владимира Путина Карен Шахназаров предложил ввести в школьную программу просмотры советских фильмов, инициатива была одобрена большинством и поддержана президентом, но до сих пор ничего не сделано.

«Советское кино внутренне очень патриотично, — говорит режиссёр, — идеально подходит детям любого возраста — ни секса, ни ругани, вообще ничего из того, что не надо смотреть подросткам. А организовать просмотры несложно: купите в школу домашний кинотеатр и показывайте кино два часа в неделю или даже один фильм в месяц, но только внесите это в обязательную программу. Уверяю, через пять лет увидите другое поколение, образование играет огромную роль, а то в школе чего только не изучают, например, в области литературы, я проходил это со своими детьми. Сэлинджер! Хороший автор, но какое отношение имеет он к культуре России? Кто захочет, прочтёт, а нашим детям Пушкина с первого класса нужно давать, у него всё есть — сказки, драмы, исторические произведения. Систему нашего исторического образования следует серьёзно корректировать, и кино здесь в помощь.

За время учёбы в школе, ребята посмотрят около 150-200 замечательных картин, пронизанных любовью к родине. «Балладу о солдате» я посмотрел в семь лет, и всё понял, а никто нас не готовил, лекций не читал, мы смотрели и понимали, и сегодняшние дети поймут».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына, кадры из фильмов "Курьер", "Мы из джаза", "Всадник по имени Смерть", "Исчезнувшая мперия", "Белый тигр" и др.

Картина дня

наверх