На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

311 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    https://moluch.ru/archive/139/32565/                                                                                 ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    Ну ты и мразь! Не хочешь говорить о преступлениях рейха?                                                             ...Михаил Шемякин: «...

На постаменте – советская песня

В Национальном совете молодёжных и детских объединений России переиздали книгу Анатолия Новикова «Музыка и жизнь» и сборник - «Песни: для голоса (хора) в сопровождении фортепиано» в 4-х томах

Можно с уверенностью сказать, что имя этого композитора знакомо каждому, кто хотя бы раз пел или слушал «Смуглянку», «Эх, дороги…», а также «Марш коммунистических бригад», без которого люди постарше не представляли Первомая («Сегодня мы не на параде…»). Ещё можно вспомнить «Гимн демократической молодёжи мира», «Песню московских студентов», «Тульскую оборонную», песни, посвящённые войне и Советской армии, а также лирические, душевные – «Не могу я тебе в день рождения…», «На катке», «Звёздам навстречу», «Песню русского сердца», «Приходите свататься…» - всего Анатолием Новиковым написано более 600 песен. 120 из них опубликованы в четырёхтомнике. Можно не сомневаться, сборник составлен с большой любовью и тщанием, Национальным советом руководит правнук композитора и дирижёра, лауреата Госпремий, народного артиста СССР Анатолия Новикова (1896-1984) Григорий Петушков. В октябре прошлого года грандиозным концертом в Большом зале Консерватории музыкальная общественность отметила 125-летие композитора, а презентацию изданий для СМИ весной провели в пресс-центре ТАСС. Книга «Музыка и жизнь» представляет собой сборник статей Новикова, помимо композиторской деятельности, он был ярким политиком, депутатом Верховного Совета, общественным деятелем.

«Свою жизнь Анатолий Григорьевич посвятил музыкальному образованию молодёжи и детей, - говорит Григорий Петушков, - благодаря ему в школах ввели урок, заметьте, не пения, а музыки, и о том, как вернуть музыкальную грамоту в школы, думаем в Совете сейчас. Его статьи, написанные в 60-80х, не потеряли актуальности, неслучайно вижу столько перепостов в соцсетях. Оставили мы и предисловие к книге «Музыка и жизнь», написанное Тихоном Хренниковым, звучит современно. К сожалению, выяснилось, что Новиков единственный композитор, удостоившийся подобного сборника, эту оплошность мы намерены исправить. Песни Исаака Дунаевского, Бориса Мокроусова, Александра Александрова, Матвея Блантера, Василия Соловьёва-Седого, Тихона Хренникова народ знает и поёт, в них заключён генетический код, о котором так много говорим».  

Гендиректор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко подтвердила, что в книге «Музыка и жизнь» актуально каждое слово. «Написано в прошлом веке, а как будто о сегодняшнем дне, - заметила она, - эти люди, конечно, титаны, настоящие классики песенной культуры. А Россия всегда была песенной страной, ни одно праздничное событие невозможно у нас без песен. И, как ни странно, молодёжь, даже подростки, собираясь вместе, поют не попсу, а обращаются к песенному наследию. Столкнулась с этим на «Тавриде», на молодёжном форуме, когда готовили концерт. Они вдруг начали мне говорить – «А давайте включим песню «И Ленин такой молодой…» Я изумилась – «А вы откуда знаете, это моё пионерское детство, я из 60х?!..» Игнатенко подтвердила, что в творчестве таких композиторов, как Новиков, действительно, заключён генетический код, и стихи были под стать музыке - Матусовский, Долматовский, Ошанин, Исаковский, Фатьянов, лучшее стихотворное творчество поэтов 50-70х. Игнатенко назвала издание и переиздание таких книг «событием государственной важности», Фонд Образцовой помогает Григорию распространять книги в дар музыкальным учреждениям, и благодаря этому творчество Анатолия Новикова становится доступным.

Презентацию книг для публики провели 5 мая в Центральном музее современной истории. «Патриотами не рождаются, - сказала директор музея Ирина Великанова, - это чувство воспитывают, в том числе на музыке той страны, в которой родился и вырос человек. Детство у всех было с песнями, у каждого поколения свои, и когда я слышу, как студенты эстрадного факультета ГИТИСа поют песни молодости наших родителей, причём, со своим видением исполнения, я понимаю, что связь поколений существует». Великанова, как и Игнатенко, высоко оценила деятельность Григория Петушкова и рассказала, что музейщикам порой приходится вызволять культурное наследие буквально с помоек, куда за ненадобностью его выбрасывают потомки, а звонят в музей соседи, возмущённые таким отношением к раритетам.

Великанова напомнила всем, что Музей современной истории расположен в историческом здании на Тверской, 21, которое в XIX веке знали, как усадьбу Херасковых-Разумовских, а также как знаменитый Английский клуб, в котором бывали Пушкин, Чаадаев, Толстой. Потом это был Музей Революции, а в последние годы Музей современной истории России, благодаря сотрудничеству с Фондом Елены Образцовой, известен ещё и как Музыкальная гостиная, в которой по четвергам слушают музыку в детской и взрослой филармониях. Организаторы Наталья Игнатенко и Ирина Великанова уверены: с энергетикой живой музыки не сравнится ничто. «Символично, что презентация этих книг состоялась на нашей площадке, - резюмировала Великанова, - Анатолий Новиков - часть нашей истории и нашего исторического наследия. Композитор – настоящий патриот своей страны, уверена, что у него, как и у Елены Образцовой и мысли не возникало, чтобы уехать и творить где-то за границей. Как и Образцова, он считал: уедет – исчезнет талант, творить считал возможным только на Родине». 

Коллеги поддержали идею Петушкова издать в таком же формате песенные сборники других композиторов, оцифровать издания и проследить, чтобы в электронном виде они дошли до музыкальных школ в самых отдалённых уголках страны. Также решено устроить презентацию музыкальных изданий для жителей Донбасса. А 5 мая в музее состоялся концерт, в котором приняли участие молодые музыканты. Музыкальным руководителем проекта стал композитор и пианист, з.а.России Александр Покидченко. Он помог ребятам подобрать актуальный репертуар, и сам спел песни, которые ему близки. Григорий Петушков пригласил пользователей на обновлённый сайт Анатолия Новикова.

Александр Покидченко со своим ансамблем «Творческое содружество музыкантов» в течение 15 лет проводил монографические вечера композиторов-песенников. Над исполнением песни Новикова «На катке» ему довелось работать с певицей Юлианой Ашуровой на программе «Романтика романса», и он поделился воспоминанием о том, сколько ярких эмоций вызвали репетиции этой песни, и как она покорила публику. «Когда знакомлюсь с новой песней, - рассказал Покидченко, - сперва смотрю текст, а потом мелодию, и от современных текстов порой берёт оторопь, настолько перевернулись смыслы, что не знаешь, как спеть, хотя и понимаешь, что было в душе автора. А в песнях Новикова поражает безыскусность эмоций, теплота лирики, которая так нужна всем сегодня. Прекрасны его патриотические хиты, не забыть, как на концерте к 40-летию Великой Победы в Театре Советской армии мы с руководителем молодёжной программы, профессором Вдовиным исполняли песню «Родина моя», как мощно наш Хор ПВО слился с Хором Московского военного округа и Ансамблем Александрова. Мы и не думали тогда, что через столько лет имя Новикова зазвучит по-новому, и мы будем вновь транслировать эту музыку».

Музыканты обсудили необходимость создания государственного фонда нотного материала, запечатлевшего музыкальную культуру 1940-1980х годов. По мнению Натальи Игнатенко, советская эстрада, как и опера в Большом театре, пережила в эти годы «золотой век», советская песня, начиная с предвоенного времени, поддерживала людей, давала им ориентиры, формировала гражданскую позицию. Анатолий Новиков был озабочен тем, что музыку перестали различать по её принадлежности: ресторанные мелодии «полезли» в концертные залы, душещипательные романсы, которые под «треньканье гитары» когда-то звучали лишь в кабачках и трактирах, нынче в афишных программах, и Петушков процитировал отрывок из книги прадеда «Моды и веяния времени», которая есть на сайте. «На музыкальных дорожках нужен регулировщик, - пишет композитор, - который различал бы музыку для профессионалов, домашних вечеринок, туристических костров, ресторанов и эфира. Когда все дорожки перепутаны, получается худо. Понимаю, что время движется вперёд, меняются вкусы и песни, однако из каждой эпохи берутся те ценности, которые могут стать вкладом в золотой фонд мировой культуры».

 «Музыка хранит корни нации, - заметила Ирина Великанова, - неслучайно сейчас бьют по нашей культуре, пытаясь её «отменить». Задача государства не допустить этого, поэтому так важна консолидация творческих людей. Творчество Анатолия Новикова примечательно тем, что он выполнял госзаказ, считаю, и сегодня нужно сделать заказ на достойные народные шлягеры молодым композиторам. Учиться им есть на чём, хорошую песенную поэзию можно найти даже в интернете, осталось активизировать талантливых людей, готовых творить, и популяризировать их творчество».

В заключение правнук композитора Новикова подчеркнул ещё раз, что его прадед, наряду с другими композиторами эпохи, создал известный на весь мир бренд советской песни, с которым страна жила в XX веке. Созидала, воевала, побеждала, радовалась, любила, вдохновляла. Во всём мире пели «Катюшу» и «Подмосковные вечера». Григорий Петушков поделился планами: в Национальном совете молодёжных и детских объединений России работают над созданием Фонда поддержки советской песни. К юбилею Новикова планировали поставить ему памятник, в Москве или в Рязани, на родине, не получилось. Идея трансформировалась в создание памятника-символа советской песне, который олицетворял бы «могучую кучку» советских поэтов-песенников. А что, написал же поэт: «Поставьте памятник деревне\На Красной площади в Москве,\Там будут старые деревья,\Там будут яблоки в траве...»

Появись такие памятники в России, народная тропа к ним никогда бы не заросла.

Нина Катаева

Картина дня

наверх