На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Свежие комментарии

  • Severyanin
    Чем он знаменит? Уродливыми скульптурками? Так такие лепят придурки в сумасшедших домах. Нашли знаковую фигуру мирово...Михаил Шемякин: «...
  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...

Николай Цискаридзе: «С Галиной Улановой мы гораздо больше беседовали в жизни, чем в репетиционном зале»

Знаменитый танцор и ректор Академии Русского балета им. Вагановой представил свою автобиографию «Мой театр»

Презентация книги была приурочена к Дню учителя, а также к мероприятиям Года педагога и наставника, которым Президент РФ В.В. Путин объявил 2023 год. В основу внушительного тома легли дневники премьера Большого театра, члена Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, народного артиста России Николая Цискаридзе. Его личная история неразрывно связана с историей нашей страны и золотым веком мирового балета.

Артист начал презентацию с разговора о профессии педагога, которую считает наиважнейшей: его мама Ламара Николаевна Цискаридзе преподавала физику и математику в тбилисской школе. Николай Максимович и сам с двадцати лет занимался педагогикой – и в Московской академии хореографии, и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов. «В моей жизни, как, собственно, у всех, педагоги сыграли огромную роль, - сказал артист, - глядя на них, я всегда хорошо знал, что нужно культивировать и преумножать, а чего стараться избегать. Профессия учителя очень сложная, непросто привлечь внимание ученика, завоевать и удержать авторитет, особенно сейчас, в век информации, в борьбе с таким противником, как смартфон. Конечно, хотелось бы, чтобы эта профессия достойно оплачивалась, уважалась и ценилась».

Разговор о смартфонах продолжили, оказалось, что предложение оставлять телефоны перед уроком в специальных боксах на совете по семье сделал именно Цискаридзе, и коллеги поддержали его. Сам он никогда не заходит в репетиционный зал с телефоном, и все его ученики об этом знают. Размышляя на тему, как вообще должен выглядеть педагог, Цискаридзе привёл в пример свою маму, которая трижды в неделю посещала парикмахера. Сын-подросток не очень одобрял эти походы, а, став сам учителем, согласился, что дети очень внимательно примечают, как одет и причёсан учитель, как ведёт урок, как говорит, сделала ли учительница маникюр. Они всё обсуждают, кем-то восхищаются, а над кем-то могут и поиронизировать, так что педагог всегда должен быть начеку.

Но при этом Цискаридзе резко осудил моду на негативное отношение к учителям, которых вдруг стало принято ругать. «Уважайте людей этой профессии», - сказал он. И подчеркнул, что не перестаёт вспоминать своих педагогов в школах и институтах, в Юридическом университете, без которых не было бы его как специалиста и человека, и вечно кланяется им. По поводу 285-летия Академии Русского балета был сдержан: дата не круглая, все знают, что это самая древняя государственная школа в России, а балет у нас больше, чем просто вид искусства, и балетный мир помнит, что это Россия подарила ему классический репертуар и систему образования. «Что касается моего 10-летнего руководства академией, - сказал Цискаридзе, - хотел бы разослать поздравительные открытки тем, кто кричал, что я и десяти дней не продержусь… В будущем году для меня наиважнейший праздник - 250-летие Московского хореографического училища, одним из главных выпускников которого являюсь, и очень этим горжусь. Мне довелось заканчивать училище при великой Софье Николаевне Головкиной, которая собрала фантастический коллектив, и была одним из тех деятелей, которые стояли у истоков балетного образования в мире, особенно в Советском Союзе, в России, и подняли его на такой уровень, что об этом надо бы напомнить. Да, нам есть чем гордиться, балет - это прекрасное русское искусство».

Юридическую академию, о чем мечтала мама, Цискаридзе окончил в 2014 году, благодаря своему педагогу Кантемиру Николаевичу Гусову, известному правоведу, одному из составителей Трудового кодекса. Это он убедил артиста, что тот сможет окончить академию. И теперь, бывая на юридических форумах в Петербурге, Николай Максимович рад слышать от юристов: «Закончили у Гусова, вот это да?!» Как и в балете, держит марку.

***

Цискаридзе признался, что не рискнул бы издавать книгу, если бы не карантин и не педагог по истории балета из хореографического. Ирина Павловна Дешкова, прекрасно разбираясь в предмете, и веря в возможности Николая, уговорила его выпустить книгу, и помогла ему. Собственно, про танцовщика уже выходило несколько книг, но в этот раз ему пришлось писать настоящие мемуары, жанр, который всегда ему нравился, и он прочёл немало откровений деятелей искусства о своей жизни. Он писал о своем профессиональном пути, по его словам, «в основном, о хорошем», неприятные темы старался обходить, но приходилось и их задевать, иначе выходило неправдоподобно. Одним словом, «не обелял» себя, честно рассказывал, что вышло-не вышло, какие роли удались, а какие нет. О ком не хотел, не вспоминал, но, нет сомнения, что кого-то заденут высказывания, приведённые в книге.

Основой для мемуаров стал театральный дневник, в котором артист кратко писал, что и где танцевал, и ставил себе плюсы и минусы за исполнение. Иногда ставил плюс-минус, и эти забавные оценки всегда наводили на яркие воспоминания. А вообще Цискаридзе-писатель старался выполнять правило трёх запретов, которое существовало в его доме с детства: неприлично говорить о том, кто сколько зарабатывает, какова национальность человека, и с кем он делит постель. Когда начинал работать над книгой, ориентиром держал ещё и слова Фаины Раневской - «Если напишу когда-нибудь книгу воспоминаний, то это будет книга жалоб без предложений». Он не хотел так, а как получилось – судить читателям. Во всяком случае, Николай Цискаридзе признаётся: он счастлив, что книга вышла.

Автор сообщил, что будет продолжение, выйдет и «Мой театр-2»,  потому что первый том заканчивается на середине танцевальной карьеры артиста. «А моя театральная жизнь, - говорит он, - пришлась на яркий период, училище окончил в 1992-ом, только что рухнул Советский Союз, и я оказался первым танцовщиком, связанным с историей новой России. Быстро стал премьером Большого театра и попал в протокол 1995-2013 годов,  визиты королев и глав государств исполнял исключительно я. Через мою театральную жизнь прошло много выдающихся личностей нашей страны и мира, я видел вблизи Рейгана, Клинтона, Форда, принцессу Диану, королеву Испании, с кем-то из этих персон мне довелось пообщаться».

***

Среди вопросов, которые задали танцовщику, был и вопрос об уроках Галины Улановой.«Когда я стал вести спектакли, моими ученицами были Алла Михальченко и Нина Семизорова, - рассказал Цискаридзе, - часто танцевал с ними, и Галина Сергеевна знала меня как партнёра в работе. Случилось так, что её приемной дочери Татьяны Агафоновой не стало в одно время с моей мамой, и это событие объединило нас. После спектаклей она всегда давала оценку моему танцу, могла похвалить, а могла по-свойски сказать – «Это вы не умеете». Я спрашивал – «А вы можете мне помочь?» В балете не существует актёрского мастерства, у нас пантомима, владение телом, когда ты должен выразить чувства жестом. «Да, Коленька, помогу», - отвечала Уланова.

К этому времени, что очень важно, она привила мне любовь к размышлениям: кто твой персонаж, зачем он здесь, - этим русский балет отличается от мирового. Она не разрешала делать трюки, если они не подходили к роли, так, движения Принца в «Спящей красавице» и в «Щелкунчике» разные, потому что они живут в разных эпохах. Мы беседовали с ней в жизни гораздо больше, чем в репетиционном зале, когда она болела, всегда звонила мне, и мы много разговаривали. С ней было безумно интересно, мне повезло, она уделяла мне внимание. И этот интерес с её стороны был удивителен: такая величина, мне повезло…»

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх