На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

389 подписчиков

Свежие комментарии

  • sorsw
    Этот чел в цилиндре своим тупым видом задолбал😡Александр Домогар...
  • Walk
    Когда же прекратят и заблокируют данную статью. Задолбала уже, на каждой странице интернета уже около полугода. Админ...Александр Домогар...
  • Владимир Моисеев
    Уважаемый  видимо у ВАС было   2  по русскому так же как  и у меня   это первое  второе повторюсь :  но нравиться ВАМ...Александр Домогар...

Не приподнимайте Завесу!..

В Малом театре состоялся пресс-показ «Собачьего сердца»

Острая сатира на большевизм, которую принято интерпретировать как аллегорию коммунистической революции, попытавшейся «радикально преобразовать человечество», была написана Михаилом Булгаковым в 1925 году. Публикация повести «Собачье сердце» была запрещена, но её распространяли через самиздат вплоть до в 1987 года, когда выпустили официально.

В следующем году Владимиром Бортко был снят замечательный фильм, благодаря которому в Советском Союзе многие прочитали булгаковский текст.

По сюжету, выдающийся московский хирург, профессор Преображенский, овладевший тайнами омоложения, в декабре 1924 года вместе с доктором Борменталем осуществил небывалый эксперимент - пересадил бездомной собаке человеческий мозг. Беспородный пёс Шарик начал принимать человеческий облик, но, подобно донору – люмпену Климу Чугункину, погибшему в пьяной драке, стал грубияном и пьяницей. Бульварная пресса разнесла историю по свету, но сам Преображенский, понимая, что может выйти из Шарика, итогу был не рад.

Тем временем Шарик попал под влияние председателя домкома, коммуниста Швондера, внушившего ему, что он – пролетарий, угнетаемый буржуазией. Швондер выдал Шарику документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и устроил в службу отлова и уничтожения бездомных животных, заставив профессора прописать новоявленного активиста. Шариков быстро становится начальником, начинает грубить профессору и неприлично себя вести. В конце концов, пишет донос на них с Борменталем. Будучи не в силах выносить выходки Полиграфа, те решаются сделать обратную операцию…

 «Собачье сердце» станет последней премьерой уходящего года в Малом театре. Постановка спектакля на Исторической сцене приурочена к юбилею н. а. России Василия Бочкарёва, отметившего 22 ноября 80-летие. Василий Иванович играет профессора Преображенского. В свою пятую режиссёрскую работу на сцене Малого его пригласил режиссёр Алексей Дубровский, для которого это второе соприкосновение с текстом Булгакова. В инсценировке Михаила Афанасьевича в режиссуре Дубровского уже третий сезон идут «Мёртвые души». Впервые Булгаков был поставлен в Малом в 2009 году – тогда в репертуаре появился спектакль «Мольер (Кабала святош)», где заглавную роль исполнял Юрий Соломин, а затем Василий Бочкарёв.

 «Фильм Бортко вышел в конце 80-х, и там определённым образом были расставлены акценты, - говорит автор инсценировки и режиссёр спектакля Алексей Дубровский, - с тех пор прошло несколько десятилетий, и сегодня более сложным взглядом, чем в перестроечное время, смотрим на повесть. Уже нет окрашивания в чёрное и белое и сразу не скажешь, кто положительный\отрицательный герой… Именно это интересовало нас с Василием Ивановичем Бочкарёвым. Для меня, например, Шарик, пёс - это жертва, он неоднократно говорит в повести – «Я просил делать мне операцию?!» Есть и другая фраза – «Хорошенькое дело, ухватили животное, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются». Можно даже провести эксперимент: спросите людей на улице, что сделали с собакой, почему повесть называется «Собачье сердце», думаю, они затруднятся дать ответ, а для меня этот момент принципиальный.

Цитирую: «милейшего пса превратили в такую мразь, что волосы дыбом встают».

А ключевая идея произведения выражена в словах Булгакова - «Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу». Помните, когда Борменталь спрашивает – «А если бы мозг не Клима Чугункина, а Спинозы трансплантировали?», профессор отвечает - «Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может их родить, когда угодно». Мне кажется, это произведение, несмотря на социальную составляющую, о том, что не надо лезть туда, куда не надо, и не надо приподнимать эту «завесу». Профессор это понял, и в нашем спектакле даже будет намёк на наказание ему. Положительный ли герой профессор Преображенский – сложный вопрос, и в контексте того, что я говорил, скорее нет, чем да».

Режиссёр встаёт на защиту Шарика: «Что он сделал не так? Это из него что-то делали, и не случайно на фразу Борменталя - «Человек с собачьим сердцем», профессор говорит - «Нет-нет, вы делаете большую ошибку, у него уже не собачье, а человеческое сердце, самое отвратительное, какое только может быть». Так что, когда акцент делают на социальной и политической истории, ключевой фигурой становится Клим Чугункин, есть здесь подводный камень, то есть, если бы Шарику трансплантировали мозг интеллигента, он вырос бы интеллигентом, но зачем это делать – главный вопрос, который интересует Булгакова. Не надо вмешиваться в то, что делает Господь Бог - главная мысль этого произведения».

Роль Шарика исполнил молодой артист Владимир Тяптушкин. И признался, что самым сложным в этой роли было сыграть превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. «Главный акцент, - сказал актёр, - мы изначально делали на том, что нельзя идти против природы, невозможно животное превратить в человека, такой симбиоз невозможен. Это означает идти против воли Бога, профессор попробовал, у него не получилось. Согласен, что Шарик – жертва, он ничего плохого не сделал, выживал как мог, подобно многим дворняжкам. Ну, взял профессор бедную собачку, сделал операцию, а потом над ним начали издеваться – это нельзя, то не делай. Наверное, сам по себе пёс не стал бы так огрызаться, но внутри него всему сопротивлялся Клим Чугункин, который по поведению и поступкам был намного сильнее Шарика: бесстрашный авантюрист. Только представьте, что вас внутри ведут две сущности, пережить это очень сложно. И Шарик, в любом случае, жертва.  

Как я воспринимаю названием «Собачье сердце»? С одной стороны, возникает представление о грубой дворовой собаке, а, с другой, собачье сердце - это верность, душа, что-то такое хорошее, что редко где можно встретить в наше время».

 Партнерами Василия Ивановича в спектакле стали: Игорь Петренко (доктор Борменталь), н.а.Виктор Низовой (Нарком), Михаил Мартьянов (Швондер), а также н.а.Владимир Носик (швейцар Фёдор), н.а.Александр Ермаков (пациент), н.а.Алёна Охлупина (Дарья) и др.

 Декорации и костюмы к спектаклю «Собачье сердце» создала художник Мария Утробина. Увидев башенную конструкцию на сцене, зритель вспомнит Башню художника Татлина, посвящённую III Интернационалу. В основании башни увидим квартиру профессора Преображенского, наполненную вещами и звуками уходящей эпохи.

 Предпремьерный показ состоится 17 декабря, премьера – 25 декабря.

 Нина Катаева

Фото Владимира Коробицина

 

наверх