На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

389 подписчиков

Свежие комментарии

  • sorsw
    Этот чел в цилиндре своим тупым видом задолбал😡Александр Домогар...
  • Walk
    Когда же прекратят и заблокируют данную статью. Задолбала уже, на каждой странице интернета уже около полугода. Админ...Александр Домогар...
  • Владимир Моисеев
    Уважаемый  видимо у ВАС было   2  по русскому так же как  и у меня   это первое  второе повторюсь :  но нравиться ВАМ...Александр Домогар...

«У Короткевича на даче»

В Доме Ростовых на Поварской, в Ассоциации союзов писателей и издателей России состоялся юбилейный творческий вечер Алеся Кожедуба

Писатель родился 27 сентября 1952 го­да в городе Ганцевичи Брестской области в семье служащих. Окончил Белорусский госуниверситет и Высшие лите­ратурные курсы при Литинституте имени А.

М. Горь­кого в Москве. Работал учителем, научным сотрудником, редактором на телевидении, главным редактором «Советского писателя» и замглавного «Литературной газеты». Печатается с 1976 года. Автор многих книг прозы на белорусском и русском языках, а также книг по истории «Иная Русь» и «Русь и Литва». Лауреат литературных премий имени Михаила Шолохова, Ивана Бунина, дипломант премии имени Антона Дельвига. С 1990 года живёт в Москве.

Поздравить коллегу с юбилеем пришли писатели, критики, художники, вела вечер литературовед, доктор исторических наук Лола Звонарёва. Председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Сергей Шаргунов в приветственном слове признался, что не одно десятилетие читает рассказы Кожедуба, потому что именно как рассказчик «автор достоин отдельного похвального слова». «Прежде всего это очень живо и занимательно, - сказал Шаргунов, - вместе с рассказчиком окунаешься в трюм ЦДЛ, сразу распознаёшь всех тамошних сидельцев, повадки, реплики - всё знакомо, потом отправляешься в общежитие, видишь его тогдашних сверстников, включая того самого поляка, для которого он написал работу об Ольге Берггольц, и тот вручает ему знаменитые тома, которые он хотел раздобыть.

Это пример непосредственной читательской памяти: то, что пишет Алесь Кожедуб, остаётся в голове, это достоверные приметы разных времён, персонажи, которых воспринимаешь как живых. Наверное, это и есть свойство настоящей литературы – занимательной, зачастую грустной, психологически точной. На самом деле, для Кожедуба всегда важна фраза, какой-то афоризм, лёгкий приговор в той или иной ситуации, но всегда беззлобный, и в этом есть глубина. Это не злая литература, что встречается достаточно редко, и именно это отличает щедрую сердцем русскую, белорусскую - славянскую литературу».

На протяжении вечера юбиляр не раз будет внедряться в выступления коллег, с уточнениями, любопытными фактами, а часто с юморесками и байками, опубликованными в его книгах. В середине 90-х Кожедуб работал консультантом в Международном сообществе писательских союзов, располагавшемся в этом здании на Поварской, 52, и как не сообщить, что, по одной из легенд, автор «Войны и мира» «увидел» здесь первый бал Наташи Ростовой… Реальный факт не менее интересен: в 1918 году в этом здании располагался наркомат по делам национальностей, заправлял которым Иосиф Виссарионович Сталин, который однажды вызвал к себе белорусских деятелей, в том числе историка-слависта Владимира Пичета и преподавателя одной из гимназий Фёдора Турука, и сказал, что отправляет их в командировку в Минск с заданием учредить университет. И в течение года эти люди провели подготовительную работу, нашли преподавателей, составили курс лекций, и в 1921 году Белорусский государственный университет был учреждён. Об этом факте, а также о том, что Фёдор Турук был знаком с Янкой Купалой и издавал его в Москве, Кожедубу рассказала Ирина Фёдоровна - дочь Фёдора Турука, когда ему довелось быть у неё в гостях на Спиридоновке.

Поэт и прозаик Михаил Попов, заместитель главного редактора журнала «Москва», активно печатающего писателя Кожедуба, рассказал забавную историю о том, как, начиная редакторскую деятельность в «Московском вестнике», отверг неплохую повесть писателя. Исключительно потому, что это была первая рукопись, которую ему принесли в журнал. Молодой редактор ожидал вещей на уровне Катаева и Фолкнера… Поставила всё на свои места публикация исследования Кожедуба «Родник воды живой», в которой автор погружался в прошлое своей родины и убедил всех, что через его работы можно понять, что такое современный белорусский характер. «Это не просто – обняться, а-а, ты свой парень, - говорит Попов, - Алесь анализирует исторические процессы в Западной Белоруссии, где чего только не было, и Стефан Баторий, и Наполеон, и Столыпин – губернатор Гродненской губернии, и спокойно, и умело предъявляет всё это своим читателям».

А юбиляр очень кстати рассказывает байку про Огинского, автора полонеза «Прощание с Родиной», и Наполеона. Под городом Слонимом у князя Михала Клеофаса Огинского, известного политического деятеля Европы, доверенного лица императора Александра Первого и приятеля Наполеона, было поместье. (Музыкой он занимался как любитель). И когда Наполеон в 1812 году форсировал Неман под Гродно и вторгся на территорию Российской империи, он три дня переправлял войска, а на четвёртый в ночь поехал в гости к своему приятелю. «Как рассказывал мне праправнук Огинского, - говорит Алесь Кожедуб, - ночь они провели вдвоём, горел камин, стояло шампанское. Огинский ростом был повыше Наполеона и стоял, облокотясь на камин. Наполеон поднялся с кресла и подошёл к нему: «Михал, хочу спросить, куда мне идти, на Петербург или на Москву?»  «Император, - ответил тот, не ходите ни туда, ни сюда…»

 Критик Сергей Казначеев отметил, что на рубеже 80-90-х годов Кожедуб был одним из ярких представителей «нового реализма»: он не участвовал в конференциях, но его произведения были полны правды жизни, а порой требовалось немалое мужество, чтобы описать её. Автор шёл на это и добивался успеха. Также критик отметил стремление писателя к лаконизму прозы, к её упругости, сжатости, сокращению объёмов.  

В творческом вечере участвовали поэты, переводчики Сергей Гловюк, Любовь Турбина, Григорий Певцов, критик Александр Неверов, писатели Владимир Карпов, Роман Чардовский. Алесю Кожедубу было сказано много лестных слов, обсуждали, в основном, книги «Иная Русь», «Дорога на Москву» и «Мерцание золота». И почти каждый подчёркивал занимательность его прозы и умение подавать самые серьёзные вещи в юмористическом ключе. Так случилось, считает юбиляр, потому что сотни людей подсказывали ему, как жить и по какому пути пойти. И рассказал, как во время работы в белорусском журнале «Молодость» ездил с коллегами «на дачу» к Владимиру Короткевичу. Ныне классик белорусской литературы, каждый вспомнит его «Дикую охоту короля Стаха», «Чёрный замок Ольшанский», «Христос приземлился в Гродно». Короткевич пришёл к ним в гости в редакцию, и, как человек широкой натуры, тут же организовал посиделки, а потом и вовсе позвал всех к себе на дачу. А в компании два главных редактора - «Молодости» и литовского журнала, погрузились в две «Волги», поехали. И вдруг Короткевич с первого сиденья спрашивает: «Ребята, а куда мы едем?!» - «К тебе на дачу!» - «У меня нет дачи…» А уже ночь, темно…

Но Короткевич умел руководить народом и велел водителю ехать к дубу: «У нас же всё есть». Две «Волги» встали, свет включили, и хозяин с гостями ещё полночи прекрасно общались. Эта байка называется – «У Короткевича на даче». «Вот такие люди украшают жизнь, - говорит юбиляр, - мало того, что роскошный писатель, всё выдумано, если по-честному, но это интересно. Короткевич – такого рода гений, мне на таких людей везло, и, наверное, потому то, что пишу, читать интересно».

Нина Катаева

 

наверх