На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

«С врагом можно бороться законами и силой…»

29 сентября выходит в прокат драма Адильхана Ержанова «Голиаф»

Премьера картины состоялась на 79-м Венецианском кинофестивале, где исполнители главных ролей Берик Айтжанов и Данияр Алшинов получили Премию независимых итальянских кинокритиков BISATO D'ORO, а 18 сентября фильм открывал сочинский фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон».

Действие «Голиафа» происходит в поселке Каратас, вымышленной киновселенной Ержанова, месте действия всех его фильмов. Люди живут в бескрайней казахстанской степи, выжженной палящим солнцем, под властью местного бога - криминального авторитета Пошаева (Данияр Алшинов). Получить кров и работу можно только с его согласия, но с теми, кто решается идти против него, хозяин жестоко расправляется. Каратас - своего рода модель антидемократического государства в миниатюре, где правит сильный. Так, при невыясненных обстоятельствах погибает Карина (Альмира Турсын), жена бедняка Арзу (Берик Айтжанов), которая посмела написать в правоохранительные органы «донос» о том, что от Пошаева и его банды нет жизни людям. В письме она сообщила, что бандит расстрелял главу местного самоуправления села Каратас и директора завода по добыче полезных ископаемых, но эта информация не вызывает никакого отклика в полиции, которая «схвачена».

При этом местные горой стоят за Пошаева, с которым зрители знакомятся в кадрах, где он, как с футбольным мячом, публично разминается с подчинёнными, нанося им удары сапогом – по голове, по ногам, по телу. Но все эти действия хозяина – мимо, как и информация о расстреле официальной власти, ведь авторитет заботится о куда более важных вещах – устраняет иностранцев-конкурентов, собиравшихся внедрить свою рабсилу на местном заводе, пускает в обход Каратаса наркотрафик. Живи – не хочу. Вот и о хромом, контуженом вдовце Арзу, на попечении которого осталась малолетняя дочь, отец-хозяин позаботился, правда, вначале Арзу зверски избивают, калеча ему пальцы, но потом он поступает под опеку Пошаева. Бандит примирительно разговаривает с несчастным – «Она не оставила мне выбора, жёстко подставила…» И тот согласно кивает головой, мол, покорнейше благодарим.

Здесь и возникает тема противостояния Голиафа, огромного филистимлянского воина в чешуйчатой кольчуге на теле и медном шлеме на голове, и молодого Давида, уложившего непобедимого выстрелом из пращи и отрубившего ему голову. Арзу – в чём душа держится и могучий дуб  Пошаев с телохранителем (Дмитрий Чеботарёв), в бронежилете, с автоматом Калашникова наперевес – казалось бы, что может быть комичней? Но это так, по мере того, как Арзу наблюдает за зверствами банды, за отношением Пошаева к людям, как к мошкаре (история с Таней - Александра Ревенко), желание отомстить зреет в его душе, тем более, ему со всех сторон, на всех уровнях намекают о том, что Пошаева следует устранить, он давно заслужил это. Но Ержанов, снимающий фильм в любимом жанре вестерна, категоричен в том, чтобы назвать «Голиафа» «историей мести». «За местью должна была быть иная цель, - говорит он, - в данном случае – почти гамлетовская: а надо ли уничтожать Голиафа, а не остаться ли в комфорте, в конформизме и с Голиафом?»

Фильм однозначно отвечает на этот вопрос. Неслучайно «Голиаф» отсылает не только к библейской притче, но и к политическому трактату Никколо Макиавелли «Государь», который был написан итальянским дипломатом, писателем, философом и историком, жившим в эпоху Возрождения, около 1513 года. Автор изложил в нём недобросовестные действия правителей, с которыми впоследствии его стали ассоциировать. Он утверждал, что политика всегда сопровождалась обманом, предательством и преступлениями. Некоторые сочли этот труд прямым описанием злых средств, используемых плохими правителями; другие описывали его, как свод рекомендаций, данных тиранам, для того, чтобы сохранить власть.

Цитаты итальянца, которые возникают на экране: «За малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести» и «С врагом можно бороться законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй зверю. Государю приходится прибегать к обоим способам» - говорят о том, что Пошаев, которого режиссёр и исполнитель роли по первоначальной биографии хотели сделать преподавателем истории, был не самым преданным учеником Макиавелли. «Я учил государей становится тиранами, а подданных - от них избавляться» - как можно было пройти мимо этого замечания?! Тиранам, действительно, «не место в новой истории». Они должны уйти.

«Голиафа» многие ассоциируют со звягинцевским «Левиафаном»: в отличие от героя Серебрякова, на наших глазах «маленький человек» становится героем Каратаса. Первым героем в этом посёлке.

Нина Катаева

Картина дня

наверх