В Театре Вахтангова состоялась премьера по пьесе Тургенева «Нахлебник»
О связи Тургенева с Театром Вахтангова, начавшегося, как известно, со спектакля «Чудо святого Антония», напомнил театровед Дмитрий Трубочкин. «Антоний – вахтанговский человек, - сказал он, - и именно через этот образ наш театр связан с Тургеневым, писатель ещё в 1842 году работал над пьесой «Искушение святого Антония», которую не закончил». А шесть лет спустя написал комедию «Нахлебник» (1848), по сути настоящую драму, в которой пронзительно звучит тема «маленького человека».
Бедного дворянина, всю жизнь прожившего «на хлебах» в богатом доме, гонят прочь из-за того, что он, по воле обстоятельств, открыл тайну происхождения молодой хозяйки имения. Роль «нахлебника» Кузовкина 60-летний Михаил Щепкин намеревался сыграть в свой бенефис, но пьесу, как «равно оскорбляющую и нравственность, и дворянское сословие», запретила цензура, и Щепкину ничего не оставалось, как читать и ставить её на домашних вечерах.После многих переделок пьесу под названием – «Чужой хлеб» опубликовали в журнале «Современник» (1857). Премьера состоялась 30 января 1862 года в Москве, в Большом театре, в бенефис 73-летнего Щепкина. Неделю спустя сыграли и в Петербурге, и вновь перерыв, в следующий раз пьеса появилась на театральных подмостках почти три десятилетия спустя. И в течение более, чем полутора веков, с 1862 года по 2021-й, её ставили не более пятнадцати раз, включая сцены Парижа, Киева, Алматы. Шесть раз экранизировали, причём все экранизации, кроме фильма-спектакля Владимира Басова «Нахлебник» (1953), с Борисом Чирковым в главной роли, были сделаны за рубежом. Известны телеспектакли с одноимённым названием - Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (1970) и МХАТа (1972) – с блистательным Михаилом Яншиным, а также телепостановки во Франции и Италии. Итальянский композитор Чезаре Далл`Олио написал по пьесе Тургенева оперу, которую так и не поставили.
На Вахтанговской сцене было всего две тургеневских постановки: в 1948 году по роману «Накануне» (инсценировка Алексея Арбузова) спектакль поставил Александр Габович, а в 2019-ом на Симоновской сцене показали дипломный спектакль щукинцев «Две женщины» - по «Месяцу в деревне» (в постановка профессора Владимира Иванова). «Нахлебник» на Симоновской сцене - третье появление имени Тургенева на вахтанговской афише, спектакль поставила выпускница ГИТИСа Анна Горушкина. На сцене «Студии» Театра Вахтангова в её режиссуре уже несколько сезонов с успехом идут спектакли - «Платонов. Рассказы» и «Рождество на чердаке» по рассказам О. Генри.
К пьесе «Нахлебник» у режиссёра было особое отношение, с тех пор, как её мастер в ГИТИСе Леонид Хейфец провёл разбор этой пьесы. «Год назад Леонида Ефимовича не стало, - сказала Горушкина, - и для меня было важно взять эту пьесу как некое воспоминание об учителе. А главное, я знала, для кого беру этот материал. С Андреем Ильиным несколько лет назад мы работали над спектаклем «Бесконечный апрель» в Губернском театре, и мне хотелось ещё раз поработать с этим актёром. Моё предложение с «Нахлебником» поддержали, для всех было очевидно совпадение материала и индивидуальности исполнителя».
По сюжету питерские молодожёны Елецкие (Евгений Кравченко, Елизавета Палкина\Полина Рафеева) приезжают погостить в имение жены. Среди обитателей дома Ольга видит Василия Семёныча Кузовкина (н.а.Андрей Ильин), которого когда-то приютил и держал вместо шута вздорный барин. Вульгарный сосед Елецких Тропачёв (Сергей Барышев), будучи в гостях у молодых, подпаивает Кузовкина и провоцирует на шутовской спектакль. Не в силах снести оскорбления, тот проговаривается, что он - отец Ольги... Ни матери молодой госпожи, воспитанной тётушкой, ни её тирана-мужа давно нет в живых, а Ольге теперь известна тайна «нахлебника». Как-то она поступит?..
Дореволюционные критики делали акцент именно на этом «безнравственном», по их мнению, поступке Кузовкина, игнорируя социальную направленность пьесы и её обличительный пафос. Для Анны Горушкиной пьеса «Нахлебник» важна тем, что в ней идёт разговор о человеке. «Мне кажется, когда обращаешься к сердцу человека, - сказала она, - отношение меняется и к остальным темам. Мы ведём разговор о человеке через человека, и я хочу, чтобы зритель выходил из зала с пониманием того, как важна человеческая жизнь. Прекрасного человека выгнали из дома только потому, что хотели сохранить свой статус – в том виде, в каком принято в обществе. Растоптали чудесного человека, единственного здесь для меня дворянина, и мне кажется важным говорить об этом сейчас, когда статусы и деньги стали важнее человека. Мы хотели бы дать людям шанс - подумать, прежде чем поступать таким образом и ценить в первую очередь - человека».
Спектакль идёт в сценографии Елены Кирковой, представляющей пространство дачной гостиной – с плетёной мебелью и вязаными скатертями, уставленной корзинами с краснобокими яблоками, где в завесах золотистого света (Руслан Майоров) появляется пасечник, окуривающий ульи, мелькают музыканты (композитор Артём Тульчинский). Красивы стилизованные костюмы Андрея Климова, точно угадано вязаное одеяние цвета осени «нахлебника» и казачка Васьки (Виталий Иванов), единственных здесь родственных душ. Пластичны движения актёров (хореограф Сергей Захарин).
В центре спектакля – герой Андрея Ильина, над которым потешаются «статусные» люди, вначале гонят прочь за откровение, а потом желают купить его отказ от откровенного признания. За трансформациями состояния Кузовкина с замиранием сердца наблюдают зрители, радостно аплодируя исходу духовной дуэли, в которой побеждает «нахлебник». Ильин рассказал, как непросто рождался спектакль, во-первых, значительно была сокращена пьеса, во-многом разговорная, так что постановку правильней называть – «по мотивам». Артист поделился впечатлением от знаменитого телеспектакля с Яншиным, который, «к своему ужасу», посмотрел перед началом работы. «Яншин был сама жизнь, органика, естество, - сказал Андрей Ильин, - я понял, что переиграть его невозможно, он был органичнее детей, котов и собак. Фантастическое исполнение, но мне захотелось, - не повторить, не дай бог, не взять его рисунок, хотя невольно всё равно подпадаешь под его обаяние, - попробовать хотя бы дотянуться до этой вершины».
На встрече с создателями спектакля Ильина спросили, как ему работалось с архаичным тургеневским текстом. «Конечно, мы не говорим «извольте сообразить», - сказал он, - но, если текст Тургенева присвоить, играть его одно наслаждение, такая потрясающая вязь выписана, такая точность в отношениях между героями. Обожаю играть «маленьких людей», этаких «робинзонов» из «Бесприданницы», бедных приживал, которыми помыкает барин, заставляя танцевать, как медведей, петь, и они развлекают его. Когда-то и он развлекал своего барина, пока не случилась с ним эта драма… Понимаете, знать, что у тебя есть дочь, которая уехала, но она есть, и молчать… И вдруг эту правду его заставляют сказать: он выдаёт и себя, и Ольгу, что может быть страшнее, когда выплескиваешь наружу великую тайну, которая должна умереть вместе с тобой… Это событие переворачивает его».
Заканчиваем встречу размышлением о том, что нахлебничество, пожалуй, чисто русское явление, по мнению режиссёра, схожее, с нашей природой: не выбрасывали же дворяне бедных одиноких людей на улицу, ютили их, и в этом проявлялось своеобразное милосердие. «Приходится и сегодня наблюдать такую картину, - с юмором завершил Андрей Ильин, - не буду называть известных имён, но идёт такой барин, а вокруг него несколько вот таких Кузовкиных, стайка, разве вам не приходилось видеть?!»
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии