На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Свежие комментарии

  • Громыко
    На мое сообщение о том, что СССР был второй экономикой мира и в стране было много достижений,  эти двое визжали, что ...Михаил Шемякин: «...
  • Громыко
    Не парься. Эта "дама" из когорты Самойлова и Глущенко, которые с таким же упоением пишут дерьмо о СССР.Михаил Шемякин: «...
  • Марко
    Это 👇разве не проявление вашего  хамства?Михаил Шемякин: «...

Владимир Чивилихин: «Чтобы на Земле наступило всеобщее счастье»

7 марта отмечали 95-летие выдающегося русского писателя и общественного деятеля Владимира Алексеевича Чивилихина

Его роман-эссе «Память» во многом определил искания современной творческой интеллигенции. Более, чем когда-либо, актуальны сейчас и работы писателя в защиту природы. Все произведения Чивилихина затрагивали эти две темы - природа и история, а главным действующим лицом всегда выступал человек.

Владимир Чивилихин родился 7 марта 1928 года в Мариинске Кемеровской области в семье главного кондуктора товарных поездов Алексея Ивановича Чивилихина. Через год семья перебралась на станцию Тайга на Транссибе. Мальчик самостоятельно освоил грамоту и сделался страстным читателем на всю жизнь. Когда Володе было девять лет, отец трагически погиб, и на руках Аграфены Тихоновны оказалось восьмеро - трое своих несовершеннолетних детей, бабушка, старшая дочь с двумя малолетками и приёмная сирота. Жили в нужде. Володя, окончив с похвальной грамотой семилетку, поступил в техникум паровозного хозяйства в Тайге.

«Война запомнилась мне больше работой, чем учёбой, - вспоминал писатель. - Надо было и огород копать, и сено косить, и дрова пилить, и стайку чистить, а техникум куда нас только не «бросал». На снегоборьбу, где мы непременно обмораживались, в шахты Анжеро-Судженска - наваливать на ленту уголь, на картошку в подсобное хозяйство, в депо, где мы катали паровозные скаты и тянули дышла…». А вот еще свидетельство той поры из дневника Чивилихина: «6. 10. 45 г… Уже два дня не хожу на занятия. Причина незначительная, пустячная и (для многих) смешная - не в чем. Начались холодные ветры, изредка снег, у меня же «костюм» из «чёртовой кожи». Ни телогрейки, ни пальто. Когда бежишь из техникума, зубы выбивают дробь, и сам дрожишь всем телом, какие бы усилия не прикладывал…» Но уже тогда, осенью 45-го, парень постоянно твердит в записях: «Моя мечта - стать писателем!»

Юный Чивилихин работал учеником слесаря, кочегаром, помощником машиниста, а после техникума - техником, мастером, преподавал в железнодорожном училище на Узловой. Ситуаций, опасных для жизни, было немало, однажды кочегар едва не погиб, когда переходной площадкой тендера ему зажало ногу… Жизненную закалку Чивилихин получил мощную, так что неудивительно, что героем будущих его опусов стал человек, похожий на Павку Корчагина, или на горьковского Сатина, а вовсе не на Вульфа Ларсена Джека Лондона. В дневнике он написал: «Д. Лондон, выводя тип Вульфа Ларсена, сказал о жизни: «Из всех дешёвых вещей - она самая дешёвая». Такую точку зрения он отстаивает на протяжении всего романа. До чего избито!» Куда ближе ему был такой девиз: «Человек - выше сытости!»
После войны семья Чивилихиных переехала в Чернигов, на Украину, где будущий писатель восстанавливал разрушенный город, в свободное время много читал, а также писал для местных газет. В 1949 году, выдержав немалый конкурс, поступил на отделение журналистики МГУ, которое окончил с отличием. Практиковался в газетах «Гудок», «Вечерняя Москва», «Брянский рабочий», «Углярка», воронежская «Коммуна», черниговская «Деснянська правда». Настоящей школой стала работа в «Комсомольской правде»: литсотрудник, заместитель ответственного секретаря, редактор отдела литературы и искусства. В 1961-ом вступил в Союз писателей СССР, своим учителем в литературе считал Леонида Леонова.
Первую книгу - «Живая сила» (1957) Владимир Чивилихин посвятил заполярным железнодорожникам и лесоводам, садившим защитные лесополосы вдоль путей в тундре. Чтобы изучить «нюансы» заполярной жизни, съездил зимой на Север, узнал, как работается при 50-градусном морозе. «Чивилихин был очеркистом Божьей милостью, - пишет Виорэль Ломов, - и зрил в корень всех проблем. В книге «Любит ли она тебя?» (1968) писатель спрашивал: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? - вот как ныне стоит вопрос».
Известность Чивилихину принесли документальные повести, и прежде всего, «Серебряные рельсы» - о погибшей в Восточных Саянах в 1942 году экспедиции геологов во главе с Александром Кошурниковым; геологи занимались изысканиями трассы железной дороги Абакан - Тайшет. Одним из первых Чивилихин начал борьбу за Байкал, в статье «Светлое око Сибири», опубликованной в 1963 году в «Октябре», он доказывал, сколь вредоносно строительство целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера. Горячие дискуссии разгорались в обществе после публикации публицистических очерков писателя «Месяц в Кедрограде», «О чём шумят русские леса?», «Земля в беде», «Шведские остановки».
Художественные повести Чивилихина 1960-х – «Про Клаву Иванову», «Ёлки-моталки», «Над уровнем моря», «Пестрый камень» - были удостоены премии Ленинского комсомола. Писатель стоял в авангарде тех, кто считал, что «после сохранения мира на земле важнейшей заботой человечества становится рациональное использование и приумножение природных богатств». Немало сил было им положено на разработку и «пробивание» предложений о создании кедрового питомника в Сибири, Института природы в Брянске, лаборатории по комплексному изучению научных и прикладных проблем использования кедровых лесов в Томске. Кедром он мечтал засадить всю землю. Увы, не всем идеям мечтателя было суждено воплотиться в жизнь.
В начале 1970-х годов писатель стал собирать материал к роману «Дорога» - о Запсибе, но в процессе работы над книгой у него возник замысел исторического романа-эссе «Память», всецело поглотивший его мысли. Более десяти лет Владимир Чивилихин работал над ним: «Роман-эссе «Память» произведение сложное, поисковое, многооттеночное, синтетичное. В нем присутствуют художественная проза, гражданская публицистика, элементы научного исследования, гипотезы, полемика. «Память» рассказывает о тысячелетней величественной истории нашего Отечества, зарождении и становлении русской государственности и культуры, ратных и мирных днях нашего народа».

Роман посвящен событиям ХIII века в Центральной Азии, Куликовской и Грюнвальдской битвам, отдельным эпизодам Отечественной войны 1941-1945 годов, памятникам нашей средневековой литературы, русскому зодчеству, эпосу и летописанию, истории земли вятичей. Композиционный и тематический центр романа: героическая семинедельная оборона Козельска в 1238 году. Летописные герои – учёные, малоизвестные подвижники многих сфер русской жизни обращаются со страниц романа к читателю, утверждая уважение к прошлому, принципы интернационализма, патриотизма, антимилитаризма. Вторая книга романа-эссе «Память», изданная раньше первой, в 1982 году отмечена Госпремией СССР. «Память» стала дорогой в будущее, природный дар Чивилихина - очеркиста, историка, эколога, публициста, эссеиста и романиста позволил ему создать эту необыкновенную книгу. Свой труд автор закончил за несколько дней до смерти.
Скончался писатель 9 июня 1984 года в Москве в возрасте 56 лет, похоронен на Кунцевском кладбище.
Среди наград Владимира Чивилихина - Орден «Знак Почёта», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», Госпремия РСФСР имени М.Горького - за книгу «По городам и весям», премия Ленинского комсомола - за повести «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову», «Ёлки-моталки». Книги писателя переведены на многие иностранные языки.
***

Современниками написано множество воспоминаний о Владимире Чивилихине. Яркий портрет независимого человека, неуязвимого в своей бескомпромиссности, готового в любой момент начать «действовать», и при этом имеющего нежную, ранимую душу, создала в своих заметках его вдова Елена Владимировна. Отметила, каким внимательным собеседником был Владимир Алексеевич, как увлечённо всегда говорил, умело руководя беседой, как при этом горели его глаза за толстыми стёклами очков… Однажды мне довелось ощутить стиль беседы Чивилихина, когда в ожидании редактора он сидел в кресле перед моим рабочим столом в отделе культуры «Советской России» и пил чай. Это было в начале 80-х, когда Владимиру Алексеевичу уже была присуждена Госпремия СССР за вторую книгу «Памяти», и когда оставалось совсем немного времени до его ухода в 1984-м... Помню, как он разулыбался, когда выяснилось, что мы земляки, родом я из Белово Кемеровской области.

Что удивительно, в воспоминаниях коллег-писателей, хорошо знавших Чивилихина, подмечены, в большинстве своём те самые черты, о которых говорит Елена Чивилихина.  

 Леонид Леонов, автор «Русского леса»: «Помимо ремесла, нас с милым моему сердцу Владимиром Алексеевичем Чивилихиным сближала родственность по теме (и острейшей надобности!) зачастую обоюдно спорных раздумий наших о будущности мира. Мы вступаем в пору надежд и оздоровления, и чем справедливей будет оценка всего накопленного человечеством в архиве памяти, тем глубже будет доставляемое литературой прозрение - в помощь людям сделать правильный выбор на историческом распутье. Последняя работа Чивилихина как раз и называется «Память», большой ёмкостью которой в данном случае наглядно мерится интеллектуальная значимость литератора. Часто вспоминаю и сожалею о его раннем уходе из жизни!»

Анатолий Иванов, автор «Вечного зова»: «Этот тяжкий високосный год (1984) очень уж трагически расправляется с выдающимися русскими советскими писателями. Недавно мы прощались с Михаилом Александровичем Шолоховым, затем скончался замечательный поэт Василий Дмитриевич Фёдоров, а сегодня прощаемся с выдающимся писателем нашего времени Владимиром Алексеевичем Чивилихиным. С полным основанием ставлю его в этот ряд художников, потому что его роман-эссе «Память» - в советской и мировой литературе явление уникальное». 

Егор Исаев, автор поэмы «Суд памяти»: «Большой писатель обычно начинается с заботы. Он всегда сначала публицист, то есть неравнодушный человек, который старается не только мыслью, но и пером своим вникнуть в то или иное несовершенство мира, желающий выслушать, понять и совершить поступок. Владимир Алексеевич Чивилихин был очень заботливым человеком - чутким и неравнодушным. Чутким к самочувствию озера, железа, дерева и в связи с этим - к самочувствию человека. Чивилихин жил литературой, интересуясь и очерком, и поэзией. Он исследователь, и в такой же степени художник. Стремление проникнуть мыслью и ощутить нервом - в генах его дарования. Как всякий настоящий художник, Чивилихин любил слово с корешком, то, которое можно увидеть. Он знал лицо слова».  

Сергей Михалков, поэт, драматург, баснописец: «Память» - так назвал В. Чивилихин свою последнюю книгу, оттолкнувшись от фактического документального материала, глубоко и творчески освоив его. Распахнутая вширь и вглубь, основанная на чётких классовых позициях автора, пронизанная жгучими токами современности, «Память» становится оружием в идейной борьбе нашего народа – борьбе за мир, за право на творческое созидание, за дальнейшее могучее цветение великой культуры, корни которой уходят в глубь тысячелетий.

Валерий Ганичев, историк, автор романа «Адмирал Ушаков»: «Но Русь опамятовалась. Она все глубже и лучше познает свои истоки, ощущает силы, возвышает свои знания и одним из важнейших камней фундамента этого сознания явилась «Память» Владимира Алексеевича Чивилихина. Есть книги, которые заставляют задуматься тысячи людей, есть которые тревожат совесть целых слоев населения, а третьи - раскалывают лёд, наросший на сознании общества, сковывавший его созидательные силы, и открывают ледоход. К таким книгам и относится «Память» Чивилихина. Тысячи читателей писали нам в роман-газету о том, что «Память» потрясла их воображение, вызвала неистребимое желание читать, познавать, действовать. Голос истории с тех пор как бы постоянно сопровождает их».

Валентин Свининников, автор «Вечной России» Ильи Глазунова и книги о дирижёре Оркестра «Боян» Анатолии Полетаеве: «Последний роман Чивилихина «Дорога», даже в незавершенном виде, представляется мне событием в литературе. Может, никогда ещё писатель – по языку, разработке характеров, интонации не подходил столь близко к традициям русской классической литературы. Не случайно выбран и романтичный герой, инженер и писатель Николай Гарин-Михайловский, Чивилихина всегда привлекали подвижники. Историзм мышления автора, столь ярко проявившийся в его величественной «Памяти», пронизывает и этот роман. И если каждый человек рожден быть маленькой вселенной, то Владимир Чивилихин такой вселенной стал, открыв нам многие тайны природы и безбрежный океан нашей истории».

 «Пожалуй, сегодня не только произведения Чивилихина, но само имя его значит для современной литературы едва ли не больше, чем при жизни, - пишет мой коллега по «Гудку», писатель Александр Шелихов-Ржешевский, самый молодой из современников. - В чём секрет? Должно быть, инстинктивно, повинуясь голосу крови, он сумел найти то единственное направление в отечественной литературе, которое открыло русским людям дорогу для поиска национального осознания самих себя. Чем больше багаж исторических знаний, тем проще сделать верный выбор. Владимир Чивилихин ради этой цели положил на алтарь Отечества свою жизнь, свой талант. Его книги стали откровением для целого поколения, но есть ещё одна грань, о которой известно далеко не всем. Он вывел на литературную орбиту столько имен, что они составили едва ли не пантеон крупнейших русских писателей конца XX столетия».

Высказывание Валентина Распутина звучит в унисон со словами вдовы писателя: «У Чивилихина сам вид был такой: я есмь русский, и ничего вы со мной не сделаете. И лицом, простоватым и умным, открытым, выносящим душу наружу, и осанкой, коренастой и прочной, и даже мужицкой походкой - всем в себе он казался до того ясен, что скрывать что-либо было бессмысленно… Есть сосуды, в которые что попало не нальёшь. Такими были Юрий Гагарин, Владимир Солоухин, Василий Шукшин, Анатолий Передреев, а раньше - Сергей Есенин, Фёдор Шаляпин. Таким был и автор «Памяти». России не повезло, быть может, лишь в том, что у неё было недостаточно таких защитников, как Владимир Чивилихин». 

Из алепинской анкеты

В завершение предлагаю прочесть несколько ответов Чивилихина на вопросы полушутливой анкеты Владимира Солоухина, которую он предлагал друзьям, приезжавшим к нему в Алепино. Чивилихин, которому не было и сорока, был там в 1967 году. Вопросов – ещё чуть-чуть, и было бы сто.

Наиболее восхищающий вас исторический подвиг? - Тысячелетний подвиг русского народа.

Важнейшее изобретение человечества? - Письменность.

Величайшее заблуждение человечества? - Что оно одно во Вселенной.

Ваше понятие о прогрессе? - Доброе и умное отношение к земле.

Девиз жизни? - Умереть со спокойной совестью.

Судьба какого исторического лица представляется Вам наиболее трагической? - Сталина.

Предпочтительное качество в женщине? - Порядочность и способность быть хорошей матерью.

Любимое времяпрепровождение? - Бродить по лесу.

Любимое дерево? - Кедр.

Любимый цветок? - Кандык.

Любимое животное? - Собака.

Любимое насекомое? - Муравей.

Любимое явление природы? - Гроза.

Любимые писатели? - Толстой.

Поэты? - Пушкин, Тютчев, Есенин.

Художники? - Суриков, Саврасов, Гуркин и Кент.

Композиторы? - Глинка, Рахманинов.

Любимое произведение живописи? - «Озеро горных духов» Гуркина.

Любимые песни и романсы? — «Среди долины ровныя», «Уймитесь волнения, страсти».

.Любимое стихотворение, поэма? — «Признание» Батюшкова и «Медный всадник».

Артисты? - Жан Габен

Любимая игра? - Шахматишки, но лучше играть с дочкой в любую игру.

Любимый вид спорта? - Лыжи.

Что было бы самым страшным в жизни? - Жить и не иметь детей. Это было бы страшно.

Что Вам в жизни приносит наибольшую радость? - Выход новой книги, своей.

Любимое место на земле? - Телецкое озеро, мыс Чичелган.

Три желания, если бы они могли исполниться, как в сказке? - 1. Чтобы отец мой не погиб тридцать лет назад, а остался жить и был бы жив до сих пор. 2. Иметь 12 детей, из них по крайней мере половину сыновей. 3. Чтобы на Земле наступило всеобщее счастье.

Нина Катаева

Картина дня

наверх