На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Свежие комментарии

  • Severyanin
    Чем он знаменит? Уродливыми скульптурками? Так такие лепят придурки в сумасшедших домах. Нашли знаковую фигуру мирово...Михаил Шемякин: «...
  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...

Мы все когда-нибудь будем счастливы…

«Человек в закрытой комнате» - премьера на сцене «Под крышей» Театра им.Моссовета

Первые сцены трагифарса Татьяны Загдай в постановке Павла Пархоменко проходят в звенящей тишине, кому приходилось готовиться к проводам в последний путь близкого человека, поймут меня. Именно эти моменты переживает главная героиня спектакля Жанна (Лилия Волкова), приехавшая из столицы в провинцию, чтобы похоронить отца и оформить документы на квартиру. На малой родине Жанна не была 15 лет и с отцом не общалась, мало того, что пил, он никогда не любил дочку, так что, уехав после школы, разорвала с родичем все связи, вплоть до того, что из Анны превратилась в Жанну и напрочь забыла о безрадостном детстве.

Но с похоронами возникают сложности, тело надо везти в райцентр на судмедэкспертизу, так как обнаружены признаки отравления и интоксикации (алкоголь?), разыскать единственного специалиста или, ради ускорения процесса, отвезти "груз" в соседнюю область. На помощь Жанне приходит сосед Костик (Андрей Смирнов), друг детства, а сейчас зэк «на условке», у которого есть машина, и он не прочь подзаработать.

Всё бы ничего, но неожиданно в комнате, которая представляет из себя  большую фанерную коробку, дно которой усыпано чёрным песком - то ли грязь, то ли образ «дна» жизни, раздается голос умершего, а тут и он сам (з.а. России Леонид Евтифьев) появляется из-за прозрачной занавески, по-деловому включаясь в процесс, и раздавая советы дочери и Костику. Справившись с эксцессом, Жанна вступает в диалог с отцом, о чём втайне мечтала всегда, и фантасмагория начинается. Троица садится в машину и отправляется в путешествие по «абсурду русской жизни с элементами фарса и магического реализма», говоря словами режиссёра-постановщика.

Вслед за драматургом Павел Пархоменко подчёркивает, что эта история рассказывается от лица тридцатилетних детей отцов, «потерявших свою страну и не нашедших себя в изменившемся мире». «Кажется, сейчас особенно остро ощущается пропасть непонимания между нами, но надо продолжать диалог, чтобы однажды не стало поздно», - заявляет Татьяна Загдай, пьесу которой, отмеченную на фестивале молодых драматургов «Любимовка», впервые ставят на московских подмостках. На протяжении часа двадцати минут мы наблюдаем, какие попытки предпринимают герои, чтобы эту пропасть хотя бы чуть-чуть уменьшить. По дороге путешественники попадают в конфликтные ситуации с взяточниками-гаишниками, дорожными бандитами и полицейскими «себе на уме», добираются до патологоанатома, у которого в руках вместо мединструментов прейскурант цен, общаются с банковским служащим, хористами и попадают наконец на «спектакль» в крематорий.

 Костик всякий раз выступает в роли спасателя, а Жанна, конечно, в своей голове, продолжает горячий диалог с отцом, в котором они торопятся пересказать друг другу свою жизнь. Жанна до деталей припомнит своё детство, в котором и она, и папа были «лишними», даже пса Жорика вспомнит, а потом расскажет о своём побеге в Москву, романе с директором бутика, в котором работает продавщицей, аборте от него на позднем сроке. Директор этот даже появится в весьма пикантной сцене, прикрываясь одним самоваром… Роли многочисленных  персонажей исполняют Вера Каншина, Иван Расторгуев, Руслан Исмагилов, Александр Емельянов.

Казалось бы, действо, представленное в «закрытой комнате», насквозь пессимистично, и у героев нет будущего, особенно очевидна сцена, в которой главные герои оказываются среди кучи сваленных вещей, как на руинах. Но это не так: очистительными слезами плачет Жанна, похоронившая отца, и подспудно оплакивающая своего не рождённого ребенка. Между нею и Костиком, неожиданно возникает симпатия, которая вряд ли выльется в настоящее чувство, но создатели спектакля чётко дают понять, что и Жанна, и Костик – живые души, и приключившаяся с ними фантасмагория разбудила в них желание любви. Как бы ни фантазировали создатели спектакля с призраками и мороками, он наполнен любовью, и в нём живёт надежда на счастье, и у Жанны, простившей отца, и прощённой им, и у простодушного Костика, заплутавшего на жизненных дорогах. В спектакле живёт память об отце Жанны, он здесь прообраз целого поколения, которому не повезло «жить в эпоху перемен».

«Ставя эту пьесу, я пытался сказать о неумении людей любить своих близких, - подчеркнул в блиц-интервью "МТ" Павел Пархоменко, - о том, что в нашем мире мало любви, именно её не хватало главной героине с самого детства. В особенности отцовской любви, потому что девочки всегда любят отцов. Съездите на машине за 200 км от Москвы, посмотрите, как там живут люди, пьеса «Человек в закрытой комнате» не про Питер, Москву и крупные города, это на 90 процентов про Россию. Про русских людей, которые живут именно так.

- Вы согласны с тем, что поднимаете вечную тему отцов и детей?

- Нет, эта пьеса про тридцатилетних молодых людей, про таких, как я и мои друзья, у которых всегда была пропасть в отношениях с отцами. И акцент сделан на том, что поколение наших родителей, пережив распад страны, не нашло себя в новых реалиях в силу возраста, заточенности под определённую пропаганду. Вначале был СССР, потом всё развалилось, и появилась Россия. Всё перевернулось с ног на голову, то, за что раньше сажали, стало называться бизнесом и т.п., и всё это отразилось на детях. У всех в моём поколении произошла какая-либо трагедия с родителями, которые не нашли себя в новом мире. Так что все драмы происходят с Жанной не от того, что отец её не любил, он любил, а от того, что он сам был несчастен, и не знал, как жить, не понимал, кто он есть в «новой» России.

Происходящее с Жанной - следствие того, что произошло со страной. В спектакле, хотя бы постфактум, делаем попытку нащупать преемственность поколений, мы же всегда начинаем любить людей, когда их уже нет. Парадокс, но именно так устроен человек. А любить близких нужно при жизни, смерть просто расставляет всё на свои места. Наш спектакль прежде всего о любви и прощении, о поиске смыслов и корней, о вере и надежде в то, что все мы когда-нибудь будем счастливы».

Девочка (Марианна Кириллова), играющая с пёрышком в эпилоге, олицетворение этой мысли.

Нина Катаева

Фото из архива Театра им.Моссовета

Картина дня

наверх