На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Александр Калягин: «На конкурс «Новое время. Новые герои» мы получили 170 пьес»

27 марта отмечаем Международный день театра

По традиции накануне торжества председатель Союза театральных деятелей России, худрук Московского театра «Et Cetera» Александр Калягин встретился с журналистами. «Девиз Международного дня театра – «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами» звучит сегодня, наверное, странно, - сказал он, - смысл утрачен, в некоторых странах, одержимых ненавистью к России, не спешат укреплять мир и взаимопонимание, санкции против нашей страны действуют и в культуре. Запрещают наших писателей и композиторов, срывают контракты зарубежных гастролей, что несправедливо прежде всего по отношению к зрителям. Недавно с возмущением прочёл в «Хронике разгрома», что уехали лучшие, и скажу, что нет, уехала небольшая группа людей, и не они представляют российский театр, разбросанный по всей России, а оставшееся большинство. И лучшие - это те, кто понимает, что такое Отечество, гражданство, Родина, и они остались работать. Они пишут пьесы и ставят спектакли, недавно в СТД провели конкурс «Новое время. Новые герои» и получили 170 пьес, жюри начинает отбирать лучшие.

…Не буду читать нотаций, мне очень жаль, что эти люди уехали, но это их выбор, который я не приветствую. В годину трудной жизни страны надо быть с ней, не представляю, как актёр может сбежать. Одно дело, во время революции, когда шаталась страна, и было непонятно, кто придёт к власти, а здесь людям никто не внушал мысли об отечестве и гражданстве, воспитании и образовании, о понятии родины, если не нравится, думай, как всё улучшить. Мы все жили в трудные времена, когда наша жизнь делилась на публичную и «кухонную», тем не менее, это не мешало нам быть гражданами. Уехав, они сильно ошиблись, но, что делать, они сами и ответят за это в своё время. Что касается лишения званий этих актёров, не вижу смысла, не будут же они объявлять себя заслуженными или народными артистами России в Америке, может и прилететь. Они не понимают, что время пройдёт, а имя их будет сильно испорчено, мне жаль этих людей».

Калягин привёл факты из другой хроники: председатель Нижегородского отделения СТД Сергей Кабайло инициировал гуманитарную помощь по театрам города и лично участвовал в этом конвое; Мариупольский драмтеатр побывал в Брянске, Орле, Белгороде, Туле, Воронеже, где их встречали аплодисментами и подарками; Иркутский театр кукол организовал гуманитарную помощь. Театр «Et Cetera» два раза в месяц посылает конвой помощи, а его актрису Анну Артамонову хорошо знают зрители Мариуполя и Донецка. Недавно по федеральной программе театр пригласил коллег из Донецка с «Юноной и Авось», гастроли начались в Тамбове, потом спектакль с огромным успехом показали в Москве, в Театре наций, а в эти дни актёров принимают в Союз, вручат им членские билеты театральных деятелей России. Занимаются в театре и ещё одной гуманитарной миссией: принимают на отдых в Ялте и Мисхоре детей из новых регионов, и, конечно, примут участие в восстановлении творческой жизни в театрах.

Летом этого года в Международной театральной школе, которую Союз в 16-й раз проводит в Звенигороде, будут заниматься пять человек из Донецка. Со временем отделения СТД планируют открыть в новых регионах. Задача участников Международной театральной школы заключается в том, чтобы овладеть мастерством актёра, мастер-классы дают такие режиссёры, как Лев Додин и Вениамин Фильштинский, Сергей Женовач и Алексей Бородин, учиться есть у кого. В своё время на учёбу в Школу приезжали представители тридцати с лишним стран, в этом году будут лишь из десяти, но в течение месяца участники по-прежнему должны будут поставить три спектакля – драматический, музыкальный и кукольный. Чтобы попасть в Школу, нужно прислать заявку по адресу: Москва, Страстной бульвар, 10.

Калягин заявил, что СТД опередил некоторые веяния в совместной жизни Китая и России: делегация Союза в своё время побывала в Китае, а китайцы участвовали в работе Международной театральной школы. Также в Театре «Et Cetera» китайская студентка будет ставить спектакль по китайской пьесе с русскими актерами.

Журналисты обсудили важнейшие вопросы в жизни театра, и в первую очередь репертуарную политику. Что ставят сегодня на сцене, чем вообще дышит театр? Калягин считает, что новая жизнь российского театра началась в 2019 году, когда по предложению Президента России был объявлен Год театра. «С тех пор театральная жизнь в нашей стране поднялась на 2-3 ступени, - сказал он, - на театр и раньше обращали внимание, но когда объявили Год театра, создалась совсем другая ситуация. Теперь подстегивает всё: и то, что театр надо отремонтировать, и снабжать не только деньгами, но и помогать, например, с хорошей аппаратурой и т.д. И я благодарен губернаторам, которые помогают театральным деятелям, так, в Новосибирске губернатор поспособствовал тому, чтобы открылся новый театр - Театр Афанасьева.

А вопросом, что ставить, и где взять пьесу, созвучную времени, занят каждый руководитель театра. Вот мы провели конкурс на патриотическую пьесу, но, к сожалению, сейчас нет таких писателей, как Константин Симонов, Борис Васильев или Виктор Розов, вот и ломаем голову, как сделать так, чтобы театр был нужен зрителю. Перелистываем и старый материал, например, сейчас читаю Валентина Катаева, думаю о том, что поставить… Не стоит забывать, что театр лечит душу, не зря говорят: чем больше в городе театров, тем меньше тюрем, чем больше образованных людей, тем меньше глупости и жестокости. Человек, который любит музыку, никогда не будет говорить с вами «сверху», и поклоны нужно уметь делать. Как говорил Габриэль Маркес, наклоняться нужно только тогда, когда протягиваешь руку ближнему. И театр занимается этим…»  

Калягин признался в любви к театру «Et Cetera», который в этом году отмечает 30-летие. Главной премьерой сезона стало зрелище с саундрамой «Мандат» - по пьесе советского писателя Эрдмана в постановке Владимира Панкова. Сам Александр Александрович занят в спектаклях «Лица» и «Ревизор» - эту премьеру в постановке главного режиссёра театра Роберта Стуруа Калягин сыграл пять лет назад. Рассказал, что из-за театра перестал сниматься в кино: «Предложения поступали, но я, видимо, так отпугнул продюсеров и кинорежиссёров тем, что «сильно занят», что больше не поступают. А я, действительно, занят: возглавляю СТД, играю и репетирую, а как уйдешь с репетиции Роберта Стуруа, когда он предлагает Шейлока, Беккета, Шекспира?! Когда играешь Короля Людвига или Дон-Кихота, на это нужно время. А моя киношная биография исчерпала себя, комплекса нет». Калягин заметил, что любит работать с молодёжью: «В зрелом возрасте только с молодёжью и работать, если с ровесниками, театр надо закрывать и сидеть, вспоминать на лавочке. А тут надо ставить, придумывать, лучше и не бывает».

К 200-летиею Островского Марина Брусникина поставила в «Et Cetera» его малоизвестную пьесу «Грех да беда на кого не живёт». «Немаловажно, что обратили такое пристальное внимание на драматурга, - сказал Калягин, - в каждом театре идут его пьесы, постановки самые разнообразные. Островский - наш Шекспир: хотите понять характер русского человека, со всеми его плюсами и минусами, наслаждайтесь Островским, это кладезь ума и остроумия, отмечать юбилей будем всей страной». О 150-летии Рахманинова высказался коротко: «Выше музыки ничего нет в области культуры и искусства, для меня два композитора - Чайковский и Рахманинов воплощают то, о чём можно сказать - «наше всё» в музыке.

Калягин поддержал инициативу Министерства просвещения открыть в школах в 2024 году театральные студии. «Голосую руками и ногами «за», - сказал он, - моя актёрская карьера началась с того, что я работал в школе чтецом. Помню, как старшеклассников «загоняли» в актовый зал, учительница ходила между рядами, и ребятам объявляли – «Молодой актёр Калягин прочтёт вам из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя «Пропавшую грамоту» и «Страшную месть». И, знаете, я читал, а они сидели тихо-претихо и с удовольствием слушали. Для меня это было началом познания жизни, так что, если Минпросвещения обратится в Союз, поможем не только методологически, пришлём таких актёров, которых слушать будут с открытыми ртами. Больших денег для студий не надо, декорации и костюмы ребята сделают сами, шить и рисовать они умеют».

Журналисты поинтересовались, как театры пережили пандемию, и Калягин сказал, что благодарен властям города за то, что не было финансовых сокращений, а условия по 25-50-типроцентной рассадке зрителей театры выполнили. Теперь на спектаклях аншлаги, люди пошли в театры, потому что хотят общения. Опасения, что видео-спектакли заменят живое общение, не оправдались. Оказывается, не так просто адекватно снять спектакль, нужна хорошая подготовка, Калягин привёл пример идеальной съёмки - «Мещан» Георгием Товстоноговым, где вся работа велась в студии.

На вопрос, не хотел бы артист написать учебник, ответил, что ему очень нравится книжечка «Мастерство актёра» Шарля Дюллена, французского мастера XIX века, в которой автор удивительным образом совместил упражнения по мастерству со своей биографией. «Думаю, советы актёру необходимы, - сказал Калягин, - но, в основном, тебя учит жизнь, педагоги и режиссёры, в которых ты влюблён, и которые вошли в твою душу не просто ступенькой к твоей славе, а как духовная икона театра. У меня есть такие, и я хотел бы описать свою жизнь в такой книжечке, все ошибки и удачи, и свои упражнения, которые «сделали тебя великим актёром», как заключает Шарль Дюллен».

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх